DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Двадцать тысяч футов, восемьдесят пять легенд и один писатель

Корабль смерти, Стальной человек и другие самые невероятные истории / Collected Stories (сборник)

Автор: Ричард Матесон

Жанр: фантастика, хоррор

Издательство: Эксмо, Домино

Серия: Шедевры фантастики

Год: 2011

Похожие произведения:

- Орсон Скотт Кард «Карты в зеркале» (сборник)

- Уильям Тенн «Балдежный критерий» (сборник)

- Джо Хилл «Призраки двадцатого века» (авторский сборник)

Что вы ответите, если вас попросят рассказать о писателе Ричарде Матесоне? Не спешите удивляться, с какого это рожна люди пристают к вам с такими странными вопросами, ведь, скорее всего, вы тут же вспомните знаменитый роман «Я – легенда», о котором – скажем спасибо режиссёру Френсису Лоуренсу и знаменитому плакату «Уилл Смит и собачка» – сегодня не слышал разве что слепоглухонемой бродяга из Южного Бутово. Не исключено даже, что снятый за полгода и, между нами, слабый в сравнении с первоисточником фильм не станет единственной мгновенной реакцией вашей памяти на звучное имя: вы могли видеть и «Посылку» с Кэмерон Диаз, и недавнюю «Живую сталь» с симпатягой Хью Джекманом, а может, и, чём чёрт не шутит, «Куда приводят мечты» с Робином Уильямсом. Все эти картины, как нетрудно догадаться, тоже сняты по произведениям Ричарда Матесона, а кроме того, знакомы (и симпатичны) киноманам всех возрастов.

Что есть, то есть: в наши дни имя знаменитого писателя все чаще вызывает ассоциации не с его романами или рассказами, а с их экранизациями. С Матесоном это отчасти имеет смысл: мало того, что он профессиональный кино- и телесценарист, так ведь и сами его произведения, будь то мрачный постапокалиптический триллер, философский мистический роман или короткий, хлёсткий «ужастик», так и просятся на экран. Остается лишь порадоваться счастливым обстоятельствам, благодаря которым мы имеем теперь возможность насладиться наибольшей концентрацией матесоновского таланта на одно издание – ничего масштабнее сборника «Корабль смерти…» из творческого багажа знаменитого мастера на просторах СНГ ранее не выходило.

Несомненно, эта монументальность – главное достоинство издания: помимо огромного объёма (шутка ли – 85 рассказов на более чем 1100 страниц), сборник может похвастаться всеохватывающим и ретроспективным характером содержимого – мы имеем возможность проследить весь путь Матесона как автора малой прозы, с первого его фантастического рассказа «Рождённый от мужчины и женщины» до «Маленькая девочка, которая стучится в дверь», одного из самых свежих. Вдобавок многие из представленных рассказов издаются впервые или представлены в обновлённых переводах, что не может не радовать. И это ещё не всё: один из приятнейших для читателя козырей, до поры до времени припрятанный в рукаве и не слишком очевидный – широчайшее разнообразие этих историй, калейдоскоп сюжетов и жанров.

Не зря ведь Матесона прозвали «разрушитель жанров», и сборник это только подтверждает – здесь читатель встретит всё, что только может пожелать: от классической, словно бы вышедшей из под пера Хайнлайна или Кларка, фантастики («Когда бодрствующий засыпает») до будоражащих воображение зарисовок самого настоящего психологического хоррора («Кошмар на высоте 20000 футов»), которыми наверняка вдохновлялся сам Стивен Кинг. Ироничные и трагикомичные истории мэтра будто вызревали в воображении Роберта Шекли («Е…»), а «роботику» такого качества не постеснялся бы добавить в своё портфолио и Айзек Азимов («Собрат машинам»).

Одними роботами дело не ограничивается: много всевозможных, невообразимых, жутких и милых существ встретит читатель на страницах сборника, но главным героем творчества Ричарда Матесона был и остаётся Человек. Человек с большой буквы: будь то футуристический «Стальной человек», где герой смело выходит на боксёрский ринг против бездушной машины, или печальное, полное светлой грусти «Возвращение» – о том, кто ради своей любви преодолевает века и пространства. Эти же темы Матесон поднимал в своих знаменитых романах «Я – легенда» и «Невероятный уменьшающийся человек», и он снова поднимает их уже в малой прозе, ставя своих несчастных персонажей в самые невозможные и головокружительные ситуации. И общей чертой многих рассказов – где-то забавной, где-то до дрожи в коленках жуткой – становится их параноидальность: герои сходят с ума, ткань реальности вокруг них причудливым образом рвется и засасывает в свою сумятицу, как водоворот, крутящийся с каждой новой строчкой всё стремительнее, а к концу истории достигающий высочайшего градуса панического безумия («Письмо литературному агенту», «Корабль смерти», но наиболее характерно – в «Акте исчезновения»,).

Временами мэтр шутит, временами непробиваемо серьёзен, как герой Шварценеггера в фильме «Коммандо», но вопросы американский классик задаёт почти всегда сколь глубокие, столь и неудобные («Посылка»). И пусть Матесона нельзя назвать блестящим мастером языка – как раз словами он жонглировать даже и не пытается, но своими рассказами заставляет читателя переживать букет из всех возможных чувств и настроений, – «цепляет» его проза глубоко и надолго. А ещё дух захватывает, душа уходит в пятки и поджилки все как есть трясутся, право слово.

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 2 OldFisben 01-04-2012 14:30

    Являюсь счастливым обладателем сборника. В общем, хорошая штука, но читать его подряд все ж не рекомендую. Уж больно часто вам будет казаться, что один рассказ похож на другой, особенно своим финалом. Чувство странное, особенно в том свете, что сами рассказы - их сюжеты, фабула, декорации - друг на друга совсем не похожи.

    Учитываю...
    • 3 usermame 01-04-2012 14:50

      Да, такое ощущение возникает, и было бы странно, если бы его не было совсем - гигантский сборник одного автора, охватывающий "рассказовую" библиографию практически целиком, вызывает в том числе именно похожие чувства )

      Учитываю...
  • 4 Tina 01-04-2012 00:24

    С прекрасным дебютом Вас, мистер! smile

    Учитываю...