Исполнители: Merzbow, Balázs Pándi, Mats Gustafsson, Thurston Moore
Альбом: Cuts Up Cuts Out
Год выпуска: 2018
Стиль: нойз, джаз-импровизация
Лейбл: RareNoise Records
Японский нойз-классик Merzbow, джазовый саксофонист Матс Густафссон, венгерский барабанщик Балаз Панди и американский гитарист Тёрстон Мур объединились и дали концерт – причем еще в 2016 году. Пару лет спустя он вышел и на «домашних носителях», чтобы к этому произведению искусства могли приобщиться те, кто не был на самом выступлении – а также их соседи и враги.
Впрочем, это уже не первое их совместное детище – перед этим квартет уже записал альбом, оказавшийся шутки-шутками в 20 лучших авангардных альбомов года журнала «Роллинг Стоунс». Правда, на последнем месте – но, тем не менее. К слову самого Мерзбоу тогда обозвали «Пол Маккартни фидбэка» ни больше, ни меньше.
Но – шутки в сторону, участники проекта подобрались более чем любопытные. Балаз Панди играл с Venetian Snares, The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble и другими коллективами. Матс Густафссон – известнейший джазовый импровизатор, куратор нескольких фестивалей, он сотрудничал с прорвой музыкантов, самыми известными из которых для широкой публики были Sonic Youth – гитаристом последних как раз и является Тёрстон Мур. Словом, компания подобралась убойная, под стать своему материалу.
На самом деле, как ни странным это покажется постороннему уху, то, что они играют на данном концертном альбоме – именно джаз, правда, современный, насквозь авангардный и напоминающий, скорее, опусы молодого Джона Зорна, чем зрелого Луи Армстронга. В принципе, ничего удивительного в этом нет – тот же Merzbow всегда любил джаз и вдохновлялся им. По сути, представьте себе джазовое соло – очень долгое, бесконечно оттягивающее момент своего разрешения и создающее этакую звуковую фактуру. Примерно этим наши музыканты и занимаются на протяжении большей части трека, только используют для этого, помимо традиционных джазовых инструментов еще и нойзовый арсенал японского мэтра. В результате выстраиваются целые слои звука, медленно двигающиеся относительно друг друга, причем басы и «верха» время от времени перекликаются. Ближе к концу первого трека на передний план выходит саксофон, вполне способный вытрясти душу из неосторожного слушателя – но доставляющий немалое удовольствие «своим». Стоит отметить и удивительный баланс, которого достигли музыканты – ни один из инструментов не тянет звуковое одеяло на себя и даже нойзовые полотнища звучат сравнительно мягко.
При этом музыканты поступили довольно хитрым образом: первый трек обходится со слушателем еще сравнительно мягко, но, словно убедившись, что «клиент» никуда не денется с самого начала второй композиции «музыкальные террористы» берут его в оборот. При первых же нотах… то есть, простите, звуках… вспоминается, что один из участников коллектива – японец: из колонок доносится нечто напоминающее перебранку Садако с Каяко… Ну или беседу любых других героинь японских ужастиков. Потом наступает форменный музыкальный беспредел, но очень любопытно организованный и плотно прописанный.
Словом, для понимающего слушателя этот альбом – настоящий подарок: нойз, который запросто можно слушать пару раз подряд, который не пытается пугать на ровном месте, но и не притворяется «белым и пушистым». К тому же, опытное ухо уловит здесь элементы не только джаза и современного музыкального авангарда, но и даже отзвуки арт-рока, как ни парадоксально это прозвучит. Умная, увлекательная пластинка от музыкантов, количество работ которых, похоже, никак не сказывается на их качестве.
Комментариев: 0 RSS