Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Его страна, его любовь, его нигредо

Каменное зеркало (роман)

Автор: Оксана Ветловская

Жанр: темное фэнтези, мистика

Издательство: Эксмо

Серия: Воронов мост

Год издания: 2021

Похожие произведения:

  • Джонатан Литтелл «Благоволительницы» (роман)
  • Умберто Эко «Вечный фашизм» (эссе)
  • Анна Старобинец «Первый отряд. Истина» (роман)
  • Альрих фон Штернберг может все. О таких говорят: велик и страшен. Он читает мысли и управляет чувствами людей. Подобные ему рождаются раз в тысячу лет и служат величайшим из владык. Адольф Гитлер — не из их числа. Так почему человек, равный по силе магам древности, носит погоны офицера СС? Почему поддерживает нацистов? И стоит ли ради Третьего Рейха пробуждать древнее капище «Зонненштайн», способное изменить ход времени?

    из аннотации к первому изданию

    Написать книгу вроде «Каменного зеркала» во времена, когда без приглашения входят в наш дом новое слово и новый закон, можно только по любви. Оксана Ветловская признавала, что история нацистского мага и карьериста довольно долго не могла найти издателя. Роман считали слишком мрачным и неудобным. Действительно, поклонницам романтического фэнтези, к которому иногда относят книгу, вряд ли понравится читать, как из беременной женщины пинками выбивают ребенка. Да и вопрос о любви и насилии, поднимающийся в романе, роднит его с «Бегством от свободы» Эриха Фромма, а не с «Пятидесятью оттенками серого».

    В 2021 году книга, после значительной редактуры, обрела второе рождение — вышла в «Эксмо» с волшебными иллюстрациями автора внутри и словами о важности проработки травм, нанесенных войной, на задней обложке. Но «Каменное зеркало» не об этом. Военные действия в романе упоминаются мельком. Концлагерные ужасы, хоть и описаны ярко, проживаются опосредованно и исподволь меняют героя. Иначе говоря, перед нами роман воспитания. Почти всю историю мы видим глазами наследника древнего рода, оккультиста Альриха фон Штернберга. Оксана Ветловская наделяет его роковым недостатком (не столь, впрочем, существенным, как у литтелловского Ауэ), всевозможными талантами и почти гротескной красотой (даже пальцы ног у него музыкальные). Подобное восхищение со стороны писателя мешает проникнуться трагедией героя — порой авторская и прямая речь сливаются, и Штернберг начинает звучать как настоящий нарцисс. К счастью, это — внешнее, а внутри все куда интереснее. Здесь начинается ужас. При всей своей одаренности, очаровании и силе Альрих ведет себя как маленький человек — при виде нацистских зверств раздваивается не хуже Голядкина. Ничего странного. Ему есть что терять: близких, дело, статус. Отвергнутый родными, он заменяет любовь к семье службой родине — работает с магическими каменными зеркалами, любой ценой пытаясь купить время для гибнущего государства. Все меняется, когда жизнь сталкивает его с узницей концлагеря Даной — русской девушкой с невероятными способностями к разрушению.

    Он — винтик тоталитарной машины, она — песчинка, попавшая в жернова. Но то, что должно было закончиться садомазохизмом, опытами во славу Великой Германии и зарей вечного рейха, превращается в ночь души и взросление через боль. Впрочем, Штернберг верен себе. «Хозяин», — говорит о нем Дана. Самое большое испытание для него — просто отпустить: человека или страну — не суть. Никакие кошмары, интриги и предательства, никакие ужасы древних капищ с этим не сравнятся. Но его Дана — девочка в лолитиных носочках, зверушка, объект любви — почти лишена голоса. То же можно сказать и об антагонисте. Некроманту Мельдерсу — практически двойнику Штернберга — не хватает обаяния, да и просто времени, чтобы раскрыться. Пожалуй, лучше всего из второстепенных персонажей у Оксаны Ветловской получился Гитлер — бездна, глядящая на Штернберга, чертова кукла, голодная пустота.

    Алхимия, творящаяся в душе Альриха, грозит ему адом на земле, и эксмовская обложка на это намекает. Будем надеяться, что автор не станет церемониться с героем — продолжению черные краски пойдут на пользу. Благо и «Яр», и «Закон равноценного обмена» весьма мрачны.

    В отличие от Литтелла Оксана Ветловская не ставит перед собой задачу десакрализировать нацизм, уничтожить его зловещее обаяние. Она пишет о человеке — сомневающемся, слабом и живом. Его война, в первую очередь, битва с самим собой — в ней даже падение иногда означает победу.

    «Каменное зеркало» — не опыт по заживлению старых ран, но книга, несомненно, актуальная. Это предупреждение — рассказ о том, как важно не бояться и не врать себе, ведь все — даже ужас — начинается с наших слов и дел или их отсутствия. В любом случае, у нас и у арийского мага, аристократа и красавца, намного больше общего, чем кажется на первый взгляд.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)