DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Эхо Хайбории

Conan ost

Творческое наследие Говарда уже давно вышло за рамки литературы. Все знают знаменитый фильм с Арнольдом Шварценеггером «Конан-варвар» и некоторые другие киноадаптации. К сожалению, большой экран смог мало что предложить стоящего и близкого по стилю Говарда - чего не скажешь об изобразительном искусстве и музыке. Музыка на основе произведений Роберта Говарда на слух знакома даже тем, кто вообще никаким образом не причастен и далёк как от литературных произведений писателя, так и к жанру фэнтези в целом.

Дело вкуса

Разберёмся вначале в музыкальных предпочтениях самого Роберта Говарда. В своих письмах к Говарду Лавкрафту он часто упоминал о своей любви к музыке. К популярным хитам своего времени Говард относился довольно холодно, предпочитая народное творчество - студенческие песни, горские и ковбойские песни американцев-южан, баллады и этнические мотивы; кроме того классиков - Бетховена, Ференца Листа, оперу, а также блюграсс. К джазу у него было противоречивое отношение - он одновременно говорил  о джазе как о «музыке джунглей», но в письме к Лавкрафту говорил, что находит направление привлекательным.

По воспоминаниям его друзей, таких как Тэвис Клайд Смит, он и сам любил исполнять песни и это c его баритоном неплохо получалось. Гарольд Прис в своей статье «Последний кельт» рассказал о его пристрастиях к патриотическим ирландским песням, в частности запевал революционную «The rising of the moon». Ирландская и кельтская музыка и поэзия чувствуется и в стихах созданных Говардом. Что ж, как говорится - талантливый человек талантлив во всём. 

В своих рассказах и поэзии Говард уделял большое внимание музыке и звуку. Один из рассказов-ужасов «Последняя песнь Казонетто» посвящён оперному певцу Джиованни Казонетто который мог убивать своими сатанинскими напевами. В истории о реинкарнации «Долина червя», демон-музыкант призывал игрой на флейте монструозного червя. Певцы Ридондо и Ринальдо из «Сим топором я буду править!» и «Феникс на мече» поднимали народы на борьбу с всесильными монархами древности. Потрясающим рассказом является одна из историй о Кулле «Череп Молчания» повествующий о Звуке и Беззвучии как о чудовищных первостихиях, рождённых на заре Вселенной.

Экранизации

Экранизация рассказов Говарда на данный момент имеет немалую историю, но какая же приличная экранизация обходится без достойного музыкального сопровождения? Примечательно, что революционная для своего времени техника звукозаписи Musinc изобретённая оскароносцем Робертом Рэнделом впервые была применена для фильма «Конан-варвар» 1982 года. Musinc позволял синхронизировать звуковую дорожку с фильмом намного лучше, чем предшествующие способы. Музыка к фильму «Конан-варвар» - одна из самых сильных сторон ленты, тщательно передающая атмосферу эпических масштабов вымышленной Говардом Хайборийской эры. Это заслуга Бэзила Поледуриса - композитора многих голливудских картин, таких как «Голубая лагуна», «Данди по прозвищу Крокодил», «Робокоп» и т.п. К своей работе над фильмом о Конане, Поледурис отнёсся более чем ответственно. Он не стал дожидаться окончания съёмок, а начал творить ещё до начала съёмочного процесса. Будучи другом режиссёра Джона Милиуса, они вдвоём продумывали музыку детально, не ленясь лишний раз открывать литературный первоисточник. Впервые для фильма Поледурис задействовал оркестр. Вместе с тем Поледурис записывал и сольные композиции, так он исполнил поэму с варварским мотивом, как он сам выразился «предстал в образе скальда», эта композиция войдёт в начало фильма, в котором отец рассказывает Конану тайну стали. Милиус попросил композитора придумать музыку по настрою сходную со Стравинским, Вагнером и, что отрадно для россиянина - с Сергеем Прокофьевым. Сцена с нападением орд Тулсы Дума на киммерийскую деревню исполнена хоровым оркестром академии святой Цецилии из Рима. Для общего эффекта пение велось на латыни с помесью григорианского песнопения 13 века. Для сопровождения любовных сцен Поледурис отказался от музыки романтизма - обывательской для подобных ситуаций. Однако речь шла о варваре и потому сгодились гобой и струнные с их интенсивностью исполнения. А композицию «The orgy» Поледурис создал на пару со своей дочерью Зои. Последующий сиквел фильма также затронул Поледуриса, однако работа над фильмом в целом и в частности не пробила рекордов предшественника, в том числе, и в том, что касается саундтрека.

Роберт Говард и музыка

Не очень-то удачный фильм «Рыжая Соня» Ричарда Флейшера, тем ни менее, может похвастаться признанным кинокомпозитором Эннио Морриконе. Известный по большей части фильмами-вестернами Морриконе проявил завидную многогранность, создав и исполнив эпические композиции. Как всегда итальянские музыканты в лице оркестра «Союза музыкантов Рима» взяли на себя основную долю исполнения, дирижировал ими лично Морриконе. Общая продолжительность композиций составляет 37 минут 42 секунды.

Роковые легионы

Творчество Роберта Говарда повлияло на создание музыкальных произведений по большей части, созданных в поджанрах рока. Для героических произведений требуется героическая музыка, а какому направлению, если не року подходить на эту роль?  Не зря же есть само понятие «героического рока». Нельзя представить такие популярные коллективы как Manowar, Domine, Manilla Road, Bal-Sagoth и многие других, без влияния со стороны Роберта Говарда.

Роберт Говард и музыка

Американцы. Говоря об американских рок-группах в первую очередь вспоминается Manowar. Ранние альбомы этой группы были проиллюстрированы Кеном Келли, известным иллюстратором произведений Роберта Говарда.

«Manilla Road» - одна из самых долгоиграющих групп . Была основана 1977 году и за время существования частенько сменяла состав, исключением является вокалист Марк Шелтон. Ребята начинали как хард-рок с примесью психодела, со временем перейдя на пауэр-метал, а также экспериментируя с дум-металом и трэшем. Себя характеризуют как эпик-металисты, учитывая что темы песен основываются на творчестве Круга Лавкрафта, Клайва Баркера, Эдгара По, а также сюжетах народных эпосов. Динамичный стиль исполнения является визитной карточкой коллектива. К творчеству Говарда они обращались не единожды в таких альбомах как «Open the gates» (1985), «The Deluge» (1986 и 2001), «Atlantis rising» (2001), «Gates of fire» (2005).

«The Gates of Slumber» - группа из штата Индианаполис основана в 1998 году, участники с самого начала выбрали традиционный дум и не изменяют ему. Основатель и бессменный участник Карл Саймон на протяжении всего музыкального пути неоднократно обращался к литературной вселенной Конана.

Крутые исполнители египетских мотивов Nile были сформированы в 1993 году в Гринвилле, штат Южная Каролина. Их брутально-техничный дэт-метал основан на древнеегипетской мифологии и всем что с ним связано, к примеру с некоторыми произведениями Говарда Лавкрафта и Роберта Говарда. Так, Говард выдумал Стигию - вымышленную предтечу древнеегипетской цивилизации, стигийцы были змеепоклонниками поклоняющимися Старому Змию Сету и его детям. В их альбом Annihilation of the Wickedприсутствует композиция Von Unaussprechlichen Kulten: название является отсылкой к запретной книге немецкого археолога-культиста Фридриха фон Юнтца, и включает в себя впечатляющие стихи о змеелюдях.

Роберт Говард и музыка

Итальянцы. В первую очередь приходит на ум пауэр-метал из ФлоренцииDomine. Коллектив был создан братьями Рикардо и Энрико Паоли в 1984 году. Несмотря на большую популярность путь к первому альбому («Champion Ethernal» - 1997 год) был очень долог. В 2004 году вышел альбом «Emperor of the black runes» содержащий трек «Aquilonia Suite», вдохновлённый музыкой Бэзила Поледуриса из фильма «Конан-варвар».

Эпик-металлисты «Rosae Crucis» из Рима была сформирована в 1990 году двумя гитаристами Андреа Маджини и Игорем Баччеи. К творчеству Роберта Говарда ребята обращаются чаще, чем их коллеги из Domine. В 1996 году в альбоме  «Fede potere vendetta» содержится трек «Le Cronache di Nemedia / Crom» воспроизводящий вступительную часть рассказа «Феникс на мече» - «Немедийские хроники», после чего идут строки о Кроме, боге которому  поклоняется Конан; в 2009 году вышло переиздание, в которое будут включены песни «Venarium», «Le Cronache di Nemedia» и «Crom», а год спустя - англоязычный вариант, включавший несколько песен из рассказов о Конане. Альбомы «Promo», «Bran mak Morn» и «Worms of the earth» основаны на историях о Бране мак Морне, короле пиктов конца 3-го века н.э. Сборник 2010 года содержит 8 треков вперемежку из предыдущих альбомов о Конане и Бране мак Морне.

Относительно молодым коллективом является венецианское трио дум-металистов Kröwnn, состоящее из вокалиста и гитариста Лелло Корниелли и двух боевых подруг, басистки Сильвии и барабанщицы Елены. По сути, творчество Kröwnn это квинтэссенциально-музыкальное отражение олдскульного фэнтези, которое нельзя представить без Роберта Говарда, Майкла Муркока, Джона Толкиена и многих других классиков.

Роберт Говард и музыка

Австрийцы. Яркая рок-банда из Вены Tulsadoom, выступающая в поджанре  blackened heavy/thrash metal была сформирована в 2007 году. Не только название группы отсылает к Говарду (Тулса дум - заклятый враг царя Валузии Кулла-атланта), но и множество композиций, таких как «Barbarian Beer Attack», «The Hammer of Thorgrim», «The Glory of Thulsa Doom» и других. Несмотря на молодость группы, их творчество больше наполнено олд-скульным металом, притом не забывая использовать шаманскую тематику, ведь всё-таки они названы в честь колдуна.

Англичане.  Прежде всего, среди англичан выделяются «Bal-Sagoth», уже названием они обязаны вымышленному острову из рассказа Говарда «Боги Бал-Сагота». Созданная в 1993 году рокеры ступили на стезю симфонического блэк-метала, основывая композиции, как на мрачных легендах так и на мифологии Лавкрафта и Роберта Говарда, за что их часто называют «певцами Древних».

В 2008 году образовался коллектив «Arkham Witch», который, несмотря на название намекающее на Лавкрафта, обращается и к Говарду и Смиту. Хэви/дум-металисты не единожды доказывали свою боеспособность, врываясь резким рубиловом и подбадривающими кличами, отдающими шумом эпической битвы.

Роберт Говард и музыка

Австралийцы. Жители государства-континента не отстают от остального мира и среди музыкантов также имеют поклонников творчества Говарда. Хэви-метал группа из Мельбурна, с 1983 по 1985-ые годы была известна как Prowler, но после выхода фильма «Конан-разрушитель» поменяли название на «Taramis» в честь королевы Тарамис. Первоначально Prowler играла кавер-версии песен Iron Maiden и Manowar. После смены названия стали больше создавать собственных композиций. Историк рок-музыки Иэн Макфарлейн отмечал что «Taramis» один из первопроходцев эпик-метала в Австралии.

Отдельно следует выделить интернациональный коллектив «Hyborian steel» творчество которых, как уже понятно из названия связано с произведениями Роберта Говарда.  Более того - зародился коллектив в городке под названием Хрустальный Город (штат Миссури), а как мы помним такое название Говард дал столице Валузии в которой правил Кулл-змееборец. «Hyborian steel» - одна из самых преданных творчеству Говарда коллективов. Их стиль  развивался под влиянием «Manowar», «Manilla Road», «Omen», и наряду с другими коллективами, такими как «Tulsadoom», «Thoth-Amon», «Bal-Sagoth» являются основателями направления так называемого «варварского хайборийского металла». Композиции хайборийцев под стать эпическим песням представляют собой боевые гимны, баллады. Скорость и динамика отличаются в зависимости от исполнения той или иной песни, от медленно-размеренного до ураганного действа, не давая слушателю утомиться.

Роберт Говард и музыка

Отечественный релиз. Кто же не знает питерский коллектив Cthulhu Biomechanical, индастриал которых называют не иначе как звуковой иллюстрацией Мифологии Лавкрафта. В своей обойме ребята имеют композицию Unaussprechliche Kulte - отсылка к вымышленной Робертом Говардом книге «Невыразимые культы».

По всему миру существует огромное количество коллективов и их композиций посвящённых вселенной Говарда, и каждая из них отдельная история восходящая к мрачным героическим мотивам сказителя тёмных эпох «техасского мечтателя». Попросту рассказать о них хотя бы вкратце не имеет большого смысла, их творчество красноречивее скажет за себя – разумеется, только при прослушивании.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)