DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Endlösung der Mäusenfrage

Маус / Maus

Автор: Арт Шпигельман

Жанр: мемуары, история

Издательство: оригинал, Pantheon Books

русское издание, М.: Аст 

Год: оригинал, 1973 - 1991, российское издание, 2013

Похожие произведения:

  • «Список Шиндлера», Стивен Спилберг (фильм)
  • «Варшавские дневники», Владислав Шпильман (мемуары)

Знаменитый комикс. Лауреат Пулитцеровской премии. Произведение раз и навсегда изменившее отношение к жанру (формату) рисованных историй. Всё не то.

Разверстая рана. Трагедия, расказанная чернилами и линиями. Рассказ выжившего. Это, кстати, подзаголовок первой части. И просто необходимо назвать второй подзаголовок: «Мой отец кровоточит историей». Вот. Это те самые слова.

Когда заканчивается война? Когда стирается память? Когда поля битвы зарастают до неузнаваемости? Когда перестает болеть? 

Невозможно не поговорить об этом комиксе, если говоришь о войне. И если вспоминаешь о той самой. О Холокосте. О кровавом молохе. О преступлении против человека. О страшном времени, когда людям было отказано в принадлежности к роду человеческому. Любой геноцид ужасен. Но благодаря активным стараниям, именно история и память о Холокосте возвышается скорбным траурным памятником всем погибшим, которым отказали быть людьми.

Так когда заканчивается война? Когда солдаты вернулись домой? Когда освобожден последний пленник? В 70-х годах Арт Шпигельман, американский художник, сын польского эмигранта, нарисовал душераздирающий автобиографический комикс: «Узник планеты Ад». В нём он поведал о самоубийстве матери, Ани Шпигельман, так и не сумевшей уйти с той войны. Так когда кончается война, если даже в мирное время она собирает свою кровавую жатву?

Комикс «Маус», несомненно, событие внежанровое. Из области Литературы. Но и пугающих моментов здесь с лихвой. Само собой, ведь нам рассказывают о гонениях на евреев в период Третьего Рейха и, само собой, о концлагерях. Вот только это ли самое страшное? Ужас здесь разлит в ином. В том, что боль прошлого уничтожает настоящее. Знаменитый кадр из второй части — Арт Шпигельман, ставший известным по первым публикациям «Мауса», восседает на горе трупов. А сам он преобразился в маленького и беспомощного ребёнка. 

Аллюзии здесь просты. Евреи — мыши, нацисты — коты, поляки — свиньи. Здесь всё предельно ясно. Правда? Арт не знает. И поэтому берется делать комикс. Не для того, чтобы рассказать ещё одну историю о Холокосте. Не для того, чтобы рассказать о трагедии родителей. Но для того, чтобы разобраться в себе самом. Понять. Принять. Отрефлексировать. В этом жестком и тяжелом (поверьте, вам трудно будет сдержать слезу над страницами) комиксе есть важная задача — задаваться вопросами.

И знаете что? Это гораздо важнее и здоровее для того, чтобы война закончилась. А помпезность, ликование и пафосные умолчания, культ из истории и курганы полуправды... Это оставьте. Оставьте и не подходите. Ведь именно эти токсические завалы над живой и кровоточащей историей порождают некоторых, которые способны сказать, например,  «недоблокадники». Как жаль, что этот комикс так долго шёл к русскому читателю. И как хорошо, что, наконец-то, дошёл!

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 11-03-2014 21:54

    Как и любой вид искусства, комикс тоже может поднимать важные, животрепещущие темы. Однозначно ознакомиться с "Маусом".

    Учитываю...