DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Эрос и Танатос на службе гламуру

Театр Черепаховой Кошки (роман)

Автор: Наталья Лебедева

Жанр: городская мистика

Серия: Московские сторожевые

Издательство: АСТ; Астрель-СПб

Год издания: 2014

Похожие произведения:

  • Наиль Измайлов «Убыр» (роман)

  • Айра Левин «Ребенок Розмари» (роман)

  • Энтони Берджесс «Заводной апельсин» (роман)

Эрос и Танатос… С легкой руки Зигмунда Фрейда и подхвативших (в самом упрощенном виде) его учение салонных интеллектуалов эти два концепта теории влечений стали в XX веке необходимой приправой для прозы, затрагивающей психологические аспекты человеческого бытия. Преступления, поводом для которых послужила страсть, разнообразные сексуальные девиации, подавленные желания ect… Эвересты книг, имеющих ничтожно малую художественную ценность. Авторов, вступивших на этот путь, как правило, подводит чувство меры, и они зачастую скатываются в откровенную порнографию или злоупотребляют гипертрофированной натуралистичностью в изображении «правды жизни». Лекарство от этого существует: чтение классической литературы и четкая постановка автором перед собою задачи.

К сожалению, не избежала подобных «заносов» и Наталья Лебедева в своем новом, четвертом по счету романе «Театр Черепаховой Кошки». В трех сюжетных линиях автор рассказывает о жизни среднестатистической семьи: мамы, папы и шестнадцатилетней дочки. Трудности выхода из пубертата, извечное противостояние отцов и детей, психологические проблемы взрослых, имеющих ребенка-подростка, осложненные кризисом семейных отношений... Эта повествовательная конструкция изящно поддерживается вспомогательными сюжетными линиями, описывающими жизненные перипетии окружения главных героев. В принципе, если бы автор остался в круге перечисленных тем, то получился бы добротный, написанный хорошим литературным языком реалистический роман о подростковый жизни, что-то типа повести «Роман и Юлька» Галины Щербаковой с поправкой на современные реалии. Но… Танатос нервно машет крыльями, Эрос презрительно щурит змеиные глаза, и… Автор делает из главной героини этакую мойру Лахесис, властвующую над людскими судьбами. Отец писательским произволом наделяется чертами завсегдатая «Гран-Гиньоля» (Прим. ред. — парижский театр ужасов; название его стало нарицательным), возбуждающегося, наблюдая за смертью. Мать, которая становится актрисой этого самого театра, должен с особой циничностью умертвить коварный сексуальный маньяк. В финале сюжет по авторской воле делает очередной кульбит, и в воздухе веет чем-то до боли знакомым, тем, что так щедро изливается с экранов наших телевизоров — сериальной мелодрамой отечественного разлива. Герои, постанывая и утирая слезы, в последний момент счастливо избегают всех расставленных ловушек и отправляются в новую жизнь. Создается впечатление, что автор и сам до конца не понял, что хочет написать — реалистический роман из жизни подростка, мистическую драму или пьесу для театра жестокости Антонена Арто.

Авторская неопределенность превращает роман в непонятный продукт, где жанровая конвергенция ничем не оправдана, кроме писательского «я так вижу». Ситуация осложняется тем, что Лебедева совершает еще одну непозволительную ошибку, за которую особо цинично наказывают даже самые терпеливые педагоги — не только в Литинституте и на разнообразных курсах литераторов, но и на факультетах журналистики: она не показывает читателю, как развиваются события, а рассказывает о них, хотя порой и весьма изобретательно в стилистическом плане.

«Театр Черепаховой Кошки» оставляет ощущение обманки — ни одна жанровая концепция автором так и не реализована до конца. Складывается впечатление, что вполне реалистическому роману за какой-то надобностью понаприделывали мистических завитушек, которые никоим образом не работают на сюжет. Сверху это блюдо присыпали перчиком чернушности и приправили капелькой гламурного мелодраматизма. В итоге получился среднестатистический массовый продукт, выделяющийся из общего ряда грамотным литературным языком и добротной стилистикой.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)