Убийца без лица / Mordare utan ansikte (роман)
Автор: Хеннинг Манкелль
Жанр: детектив
Издательство: Иностранка, Азбука-Аттикус
Год издания: 2012 (в оригинале — 1991)
Перевод: С. Штерн
Похожие произведения:
- Стиг Ларссон «Миллениум» (цикл романов)
- Ю Несбе «Харри Холе» (цикл романов)
Порой случается, что единственным свидетелем преступления оказывается животное. Далеко не глупое, но необученное человеческой речи, оно бы с радостью рассказало все, что видело. Рассказало, если бы могло.
В тот вечер лошадь, как обычно, была в своем стойле. Ее накормили и напоили, она довольно фыркала и готова была закрыть глаза, чтобы уснуть. Но что-то насторожило животное. Чужаки. Они зашли в хозяйский дом. Они пролили кровь. Животное всегда чует этот сладковатый и в тоже время пугающий запах. Уши животного уловили слабые стоны и мольбы о пощаде. Что происходит? Лошадь нервно стучит копытом, но вдруг в страхе замирает. Чужаки пришли и к ней. Ее кровь нужна им тоже? Но убийцы лишь бросают обеспокоенному животному порцию сена на прощанье. Жест доброй воли или что-то иное? Над этой загадкой скромный провинциальный полицейский Курт Валландер будет биться очень долго.
«Убийца без лица» — это первый роман из серии о приключениях шведского полицейского Курта Валландера. Всего серия насчитывает десять книг и, к сожалению, продолжения уже не будет. Хеннинг Манкелль скончался в октябре 2015 года в возрасте 67 лет. Первый роман о Курте Валландере сразу же принес автору признание у себя на родине и массу наград. Со временем о Манкелле узнали и за границей.
Истад — провинциальный городок с населением около двадцати тысяч человек. Именно здесь Валландеру приходится следить за порядком. Угон машины, драка или мелкое хулиганство — самое страшное зверство, с которым приходилось сталкиваться полицейскому. Но на этот раз дело куда серьезнее. Безобидная семейная пара пенсионеров жестоко замучена и убита в собственном доме. На дряблую шею старухи накинута удавка. Убийцы ничего не взяли, да и брать-то было нечего. На последнем издыхании старушка успела шепнуть одно единственное слово: «иностранные». От этого слова настроение у Валландера испортилось еще больше. Неужели виновников стоит искать среди беженцев?
Проблемы, поднятые в книге, актуальны в наше время как никогда. Швеция содрогается от наплыва страждущих, власти обустраивают лагеря для содержания нуждающихся и худо-бедно пытаются контролировать стихийный процесс эмиграции. Но далеко не каждый приезжает в чужую радушную страну с чистыми мыслями и незапятнанной совестью. И далеко не каждый житель этой радушной страны готов встретить чужестранца с распростертыми объятиями. В скором времени работы Курту добавится, ведь радикально настроенные националисты не простят чужакам смерть своих стариков. И пока в Швеции не развязалась настоящая бойня, Валландеру нужно разобраться в этом деле и найти виновных.
Мы любим скандинавские детективы за их суровость и мрачность, а здесь в придачу еще и максимальная натуралистичность. И речь сейчас идет не о пейзажах и натюрмортах, а, в первую очередь, о человеке. Курт предстает перед нами не как всемогущий герой (Валландер даже пистолет с собой не носит), а как обычный человек с массой проблем и жизненных неурядиц. Здесь Манкелль знатно постарался — судьбе полицейского не позавидуешь. Жена ушла от Курта к другому мужчине, и этот факт нанес суровому скандинавскому блюстителю порядка серьезную психологическую травму. Чтобы смириться с разрывом, Курту потребуется немало времени. Единственная дочь — Линда — живет собственной жизнью, и встречи с отцом не ищет, а порой и открыто избегает. Мать Валландера умерла, а отец в гордом одиночестве потихоньку сходит с ума. С ним у Курта крайне сложные отношения. Старческое слабоумие, капризность и своенравность с одной стороны и тотальная нехватка времени (а порой и желания) с другой.
— Давно ты у меня не был, — сказал он с упреком.
— Позавчера я у тебя был!
— Полчаса!
— Но был же.
— Почему ты не хочешь меня видеть?
— Да хочу я, хочу! Но не забывай, у меня полно работы.
Вот и получается, что у Курта нет ни единой родственной души, нет человека, которому он мог бы в полной мере довериться, излить свои мысли и переживания. Расследование дела идет вперемешку с решением собственных проблем. То отец в одном халате и тапочках соберется в вояж по Италии, то бывшая жена растеребит еще не затянувшуюся рану. Все это несомненный плюс книги, делающий историю настоящей, душевной и понятной. Но концентрируясь на человеческих взаимоотношениях, автор совершенно не сливает детективную линию. Она интересна, динамична и держит в напряжении до самого конца. Найдется в книге место погоням и экшену.
«Убийца без лица» — отличное начало серии, задающее тон всему циклу. Риск «влюбиться» в Валландера и жестокий мир вокруг него очень велик. Так что будьте готовы подсесть на этот букинистический наркотик.
Комментариев: 0 RSS