DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Этот плач у них песней зовется…

Есть существа, которые редко упоминаются в музыке, но зато очень популярны в народной молве. Это банши, а также их различные «родственницы» со всей Европы. Считается, что банши встречаются исключительно на Британских островах, в Шотландии и Ирландии. Худые, даже костлявые женщины, одетые в белое или красное, родственны феям — волшебному народцу тамошних легенд. А кто-то считает, что это и есть феи, которые были вынуждены уйти под холмы, когда на острова приплыли люди. Как бы то ни было, банши — чаще всего предвестница смерти кого-то из членов клана, к которому искренне привязалась. Именно тогда она заводит свою заунывную, леденящую кровь песню, в которой сливаются вой ветра, крики ночных птиц и причитания плакальщиц на похоронах.

В честь этого существа была названа британская пост-панк-группа Siouxsie and the Banshees («Сьюзи и банши»), которая закономерно окрестила свой дебютный альбом «The Scream». Несмотря на свое многозначительное название, группа никогда напрямую не посвящала тексты песен этой странной женщине в белом. Однако вокальный стиль Сьюзи Сью и имидж группы как раз отсылали к чему-то замогильному и мистическому — недаром коллектив причисляют к канону готического рока.

Напрямую же банши упомянута в песне британской арт-роковой певицы Кейт Буш, а именно в третьем альбоме, «Never for Ever», в песне «Violin». Лирическая героиня описывает свои чувства от игры на скрипке и просит банши подпеть ей… Да уж, после такой коллаборации рыжеволосую красавицу Кейт запомнили бы на всю жизнь… Впрочем, она и без сотрудничества с феями прекрасно известна всему миру.

Следующая плакальщица родом из Мексики. Ее так и зовут — La Llorona, то есть Плакальщица. Рассказывают, что темными ночами лучше не бродить по улицам Мехико — не столько из-за грабителей, сколько из-за высокого шанса встретить женщину в белом одеянии, которая держит в руках окровавленный трупик ребенка. Это и есть Ла Йорона. При встрече с ней мужчину (а порой и женщину) ждет неминуемая и скоропостижная смерть. Иногда ее появление знаменуется неудержимым плачем, в котором можно расслышать причитания о детях. А иногда она идет по улицам молча, стучит в двери и ждет приглашения, как вампир.

Появился этот призрак не просто так. Жила в одном городе девушка Луиза, красавица из очень бедной семьи. И угораздило ее познакомиться с доном Нуньо де Монтесом, который немедленно в Луизу влюбился. Де Монтес не мог жениться на ней, зато обставил ей квартиру дорогой мебелью, подарил множество украшений… Луиза была богата и счастлива, она даже родила троих детей… Но однажды Нуньо пришлось жениться на девушке своего круга.

Бедняжка Луиза без приглашения явилась на свадебную церемонию и, конечно, ушла ни с чем. Обезумев от горя и ревности, она зарезала своих детей, а потом, поняв, что натворила, побежала по улицам, даже не озаботившись смыть кровь со своих рук. Она бежала и выкрикивала имена напрасно погибших крошек, пока ее не остановила полиция. Луизу повесили на площади, даже расследование проводить не пришлось — она во всем созналась. Ее богатый любовник, узнав о происшествии, тоже долго не прожил. Он совершил самоубийство одновременно с казнью Луизы.

С тех пор — а случилось это в начале эпохи колониализма — призрак Луизы бродит по дорогам Мехико и ищет своих детей, убивая при этом мужчин возраста де Монтеса. Порой случается, что она похищает чужих младенцев, принимая за своих, но чаще ее появление просто несет неминуемую смерть.

Трагической и в то же время ужасающей Ла Йороне посвящено немало произведений. Из песен стоит особо отметить две — версию мексиканской народной в исполнении великолепной Джоан Баез и ту, что прозвучала в ключевом эпизоде фильма «Малхолланд-Драйв»: ее исполнила певица Ребека Дель Рио в театре Silencio.

Как видим, и банши, и Ла Йорона не только причитают, но и одеваются в белое, что символизирует смерть во многих культурах Европы и Азии. В Японии так вообще один из культурных феноменов — фильмы ужасов о юрэй, мстительных духах женского пола, одетых во что-то вроде длинной ночной рубашки белого цвета и подметающих пол длиннющими волосами. Кричат они редко, но пугают своим появлением каждого уважающего себя зрителя кино или праздного гуляку, который, хорошенько подогрев себя сакэ, решил пойти домой не напрямую, а нарезать пару кругов по окрестностям.

В Европе тоже любят рассказы о призрачных дамах, одетых в белое, которые не слишком-то разговорчивы, зато привязаны к месту своей гибели, чаще всего насильственной. Этих женщин в белом несчетное количество. Любили раньше мужчины разбираться с надоевшими женами и любовницами быстро и решительно.

Самое знаменитое привидение из разряда женщин в белом обретается в Тауэре. Туристам, которым повезло попасть в эту крепость — исторический центр Лондона, — может быть, повезет и познакомиться с потусторонней дамой поближе. Это призрак Анны Болейн — королевы, второй жены Генриха VII, которая, как говорят, была весьма красива и помогла своему высокопоставленному мужу обрести независимость от Ватикана. Несмотря на все ее заслуги, привлекательность, изящную игру на лютне, умение прелестно танцевать и идеальное знание французского языка, Анна была обвинена в измене (возможно, даже со своим родным братом Джорджем) и заключена в Тауэр, ибо негоже особу королевских кровей содержать в тюрьме для простолюдинов. А потом ее казнили на Тауэрском холме. Явилось довольно много народа. Как обычно в таких случаях, тело похоронили в безымянной могиле.

Анна Болейн не была ведьмой, как ее часто называли. Она стала жертвой банальных политических интриг. Да и два выкидыша младенцами мужского пола явно настроили мужа против нее. Он хотел наследника, а вместо короля на трон взошла Елизавета I. Конечно же, это не помешало, а только поспособствовало тому, чтобы призрак Анны Болейн появлялся именно там, где когда-то было захоронено тело. Многие сценаристы и драматурги посвятили ей свои произведения. Не остались равнодушными к этому образу и музыканты — например, нидерландская прогрессив-группа Ex Libris в концептуальном альбоме «ANN — Chapter 1: Anne Boleyn» и Роджер Уотерс в песне «Watching TV» с альбома «Amused to Death» 1992 года.

Как выясняется, призраки женщин в белом не всегда предвещают смерть. Бывает, что они служат напоминанием о ней — и весьма трагичным. Но вот полудницы… Эти славянские леди, которые появляются строго в полдень, могут быть и предвестницами смерти, и самой ее причиной, и, в отличие от молчаливых и гордых особ королевской крови, весьма болтливыми, даже крикливыми.

Дело в том, что многочисленные поверья запрещали работать в поле в самую жару. Оно и понятно: хлопнувшись в обморок после теплового удара, много не наработаешь. Чем больше зерна и полотна в закромах, тем лучше, особенно когда приходится отдавать часть на нужды церкви или в качестве оброка.

Но если бы все ограничивалось тепловым ударом и невольным отдыхом в тени, полудницы вряд ли были бы нам интересны. По многочисленным сведениям, бабы эти (кстати, традиционно облаченные в белое) способны наслать страшные болезни — особенно на детей, которые шастают где не положено. А бывали случаи, когда полудницы подменяли младенцев своими, уродливыми и прожорливыми. Ла Йорона, по словам мексиканцев, порой поступает так же. Как и кикимора (не та, что в болоте пузыри пускает, а та, что дома куролесит, пока хозяев нет) или любая другая нежить, разозлившаяся на людей.

Полудницам тоже посвящено немало произведений искусства всех направлений, но в музыке этот образ отражается редко. Неплохую песню написала московская фолк-рок-группа «Оля и домовые», которая вообще специализируется на переработке быличек, связанных с персонажами низшей мифологии. Песня так и называется — «Полудница» — и звучит в одноименном альбоме.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)