DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Этот ремейк очищен!

Полтергейст / Poltergeist

США, 2015

Режиссер: Гил Кинан

Сценарий: Дэвид Линдси-Эбейр

В ролях: Сэм Рокуэлл, Розмари ДеУитт, Саксон Шарбино, Кайл Кэтлетт, Кеннеди Клементс, Джаред Харрис

Похожие фильмы:

Что будет, если самая обычная американская семья (любящие мама с папой, трое детей, идеальный домик в пригороде) столкнется с необъяснимыми паранормальными явлениями в своем доме (стук в стенах, голоса из телевизора, двигающаяся мебель)? Чтобы ответить на этот вопрос, придется посмотреть на календарь. Если на дворе 1982 год, получится идеальный мистический фильм ужасов, заставивший миллионы людей по всему миру выучить мудреное слово «полтергейст» и вздрагивать от каждого ночного шороха. Мировая слава, кассовые сборы, семикратно превысившие десятимиллионный бюджет, и мрачная слава «проклятого фильма» прилагаются. А если за окном наши дни? При всех навороченных современных спецэффектах новый «Полтергейст» не вызвал у зрителей практически никаких эмоций, слившись с бесконечным потоком «Паранормальных явлений», «Астралов» и прочих фильмов в жанре «чертовщина в пригороде» (спасибо хоть обошлось без псевдодокументальной съемки), заодно поставив под удар грядущую новую экранизацию кинговского «Оно», ибо продюсеры поняли, что фильм со страшным клоуном на постере не способен собрать кассу — что такое 47 миллионов долларов американских сборов при бюджете в 62 миллиона?

Что же случилось? Неужели за 33 года люди перестали бояться необъяснимого? Или все дело в творческом гении продюсера, автора сценария и вдохновителя оригинального «Полтергейста» Стивена Спилберга? Давайте разбираться (возможны спойлеры по оригинальному и новому фильму!).

«Полтергейст» 1982 года снимался практически одновременно с другим шедевром Спилберга — «Инопланетянином». В каком-то смысле это два фильма-антипода — один выворачивает наизнанку другой. В обоих случаях юные герои фильма (в центре истории — маленькая девочка) сталкиваются с необъяснимыми, выходящими за рамки привычной реальности событиями. Но если герои «Инопланетянина» обретали новых друзей и летали на фоне луны на велосипеде, то герои «Полтергейста» едва не лишались жизни. Неудивительно, что позитивный и оптимистичный Спилберг взялся именно за «хорошую историю», наняв для страшного фильма Тоба Хупера, известного по зубодробительной «Техасской резне бензопилой». Тем не менее по многим показателям старый «Полтергейст» представляет собой типичное «спилберговское» кино — уютное, доброе и жизнеутверждающее.

Вспомните, как начинается старый «Полтергейст». На экране телевизора идут помехи — глубокая ночь, передачи закончились, отец семейства Фрилингов мирно дремлет в кресле. У телевизора крутится собака, которая начинает бегать по дому. Камера (а вместе с ней и зрители), двигается за собакой, знакомясь по очереди с обитателями дома — красавица-жена, дочь-подросток, сынишка в комнате с плакатами из «Звездных войн» и белокурая ангелоподобная девочка. Еще ничего не произошло, но этот шипящий белым шумом безжизненный экран уже вносит подспудное ощущение опасности — вторжения неведомой силы в спокойный, устоявшийся мир героев.

Совсем не так начинается фильм 2015 года. Первый кадр — зомбиподобная игра на планшете у ребенка. Вся семья Боуэнов едет в машине смотреть новый дом — предыдущий пришлось продать, потому что отец потерял работу и им пришлось переехать «в глушь, где нет даже торговых центров».

И вот тут, в этих первых кадрах, уже заметно разительное отличие оригинала от ремейка: семья Боуэнов уже в беде. Их образ жизни уже под угрозой — нет работы, нужно переезжать, запросы у детей растут (хочу новый айфон!), а лимит по пачке кредитных карт уже превышен. Это кошмар наяву, и он вполне реален. При этом к ужасу искусственному (монстры, зомби, привидения) дети уже привычны — они «мочат» страшилищ на планшетах, словно эта искусственная реальность более безопасна, чем реальные проблемы мира.

А Фрилинги? У них все прекрасно, они «упакованы», обеспечены — более того, их отец работает в той самой риелторской конторе, что продает дома в этом районе. Вся семья — само олицетворение стабильности и «американской мечты». Так чья история зацепит зрителя сильнее — как беспечные и довольные Фрилинги теряют — в прямом смысле — почву под ногами и оказываются в пугающем мире непредсказуемости и хаоса, или же перекати-поле Боуэны, для которых бегство из дома с привидениями — всего лишь очередной переезд?

Как развиваются события дальше? Старый фильм очень тонко, едва видимыми намеками, показывает, как наивны Фрилинги, как неподготовлены они к тому, что с ними произойдет, как легкомысленно относятся к смерти. Показательна сцена с похоронами птички — к слову, это единственная смерть за весь фильм, который при этом заслуженно считается одним из самых страшных фильмов ужасов в истории! Мать собирается тихонько спустить ее в унитаз, но дочурка требует организовать птичке «достойные похороны» в коробке из-под сигар. А спустя несколько минут эту коробку уже небрежно выковыривает из земли экскаватор, роющий на лужайке бассейн. Даже когда в доме начинают происходить необъяснимые события (стулья строятся в пирамиды, вещи двигаются), герои ведут себя, как непослушные дети, смело экспериментируя с «паранормальным». И только девочка ведет себя так, словно эта суета ее утомляет — она уже давно «на связи» с потусторонним миром.

Современные Боуэны 2015 года лишь смакуют собственные финансовые неурядицы, словно не замечая своих детей, а зловредные духи, словно нарочно, «показывают» себя только Боуэнам-младшим: младшая разговаривает с пустым шкафом, у старшей глючит телефон, а паренек находит целый склад жутких клоунов. Никогда еще правило сиквелов и ремейков — «сделать то же самое, только больше» — не проявлялось так очевидно и беспомощно. Там, где в оригинале был один клоун (явно купленный мальчику любящими родителями и потому по умолчанию безопасный), тут целая коробка жутких существ, и свою злобную сущность они проявляют раньше, чем в оригинале. Так что если оригинальной идеей было «равнодушие к загробной жизни» (а потому злобность призраков вполне понятна), то в ремейке на первый план выходит тема «поглощенные собственными проблемами родители не замечают трудностей своих детей». Тема важная, но идущая совсем «мимо» основной темы «Полтергейста».

Первый «ударный» момент сюжета, в котором у бесконечно более продвинутого по части технологий ремейка была огромная фора, происходит в момент исчезновения девочки — Кэрол Энн в оригинале и Мэдди в ремейке. Оригинал обставляет это так, что родители уже не сомневаются в том, что ребенка похитило нечто потустороннее — во-первых, они уже видели, как двигается мебель, во-вторых, становятся свидетелями нападения дерева на мальчика, а в-третьих — ясно слышат голос пропавшей девочки из телевизора. Плюс снятая мультипликационно-наивно сцена нападения торнадо, куда улетает злобное дерево. Ремейк же пытается напугать зрителей тем, чем их уже давно не испугаешь — добавлена сцена нападения на старшую дочь в подвале, дерево достает мальчика не просто через окно в спальне, а чуть ли не залезая внутрь дома на десятки метров, Мэдди же хватают и утаскивают во тьму жуткие черные руки. При этом — важная деталь — родители не видят всего этого — они только наблюдают, как мальчик падает с дерева. И никакого торнадо (дерево больше в сюжете себя никак не проявляет, что странно). Таким образом, решение Фрилингов в оригинале обратиться к «специалистам по паранормальным явлениям» и не звонить в полицию можно как-то оправдать. В сравнении, решение Боуэнов не звонить в полицию выглядит форменным идиотизмом: у них пропал ребенок, остальные дети рассказывают параноидальные небылицы — и всё! При формальном разбирательстве первое, что стоило бы сделать полиции при таком раскладе — заподозрить в преступлении самих родителей. Так что после этого в логику в новом фильме перестаешь верить окончательно.

Довольно радикальным вмешательствам подверглась команда «охотников за привидениями». В оригинале 1982 года это была троица «специалистов» вполне наукообразного вида — одного из них привидения прогоняют, напугав жутким видением в зеркале (и это, пожалуй, самая страшная сцена в фильме), второй — вполне обычный техник-афроамериканец, а руководит ими суховатая женщина, которая раскрывается с неожиданный стороны, установив доверительную связь с мадам Фрилинг (путем совместного распития спиртных напитков из фляжки). Для сюжета эта странная связь довольно важна: мать, потерявшая ребенка, оказывается способной найти его именно углубившись в свои материнские чувства. Появившаяся позже загадочная Танжина (в исполнении Зельды Рубинштейн, актрисы ростом метр тридцать) сама по себе выглядит, как человек из другого мира — непреклонна, строга, абсолютно уверена в себе и даже немного жестока. Ее появление в «обычном» американском доме — отдельный спецэффект — неудивительно, что Танжина впоследствии появилась во всех остальных сериях франшизы.

К 2015 году команды «специалистов по паранормальному» превратились в набор ходячих штампов. При этом авторы ремейков даже не потрудились найти персонажа, столь же радикального и необычного, как Танжина. Вместо этого в действие ввели вполне традиционного «телеведущего» в исполнении Джареда Харриса (которые в этой роли почти неотличим от самого себя в фильме «Эксперимент: Зло») и его бывшую жену, создав совершенно ненужную для фильма сюжетную линию, копирующую «Заклятие» (снова семейная пара изгоняет зло? Сколько можно?) Трусливого сотрудника заменяют на пронырливого парнишку, который подозревает Боуэнов в инсценировке похищения девочки для шоу, а афроамериканца заменяют на… миниатюрную афроамериканку, которой явно досталась «странность» внешнего вида Танжины. Сцену с раздиранием лица в ванной заменили на две более-менее адекватные по «страшности» — момент с «взбунтовавшейся» дрелью выглядит очень неплохо. Но вот никакой «химии» между членами семьи и «демонологами» в ремейке не возникает: людей в кадре слишком много (в оригинале детей убрали погостить к родне, плюс один «охотник» сбежал). Как нет и намека на погружение в «женское начало» у хозяйки дома, а Джаред Харрис, при всей своей харизме и опыте игры таких персонажей, как Мориарти, явно «ниже» маленькой (и на момент съемок абсолютно неопытной в кино) Зельды Рубинштейн.

Зельда Рубинштейн против Джареда Харриса.

Соответственно, кульминационная сцена в оригинале выглядит естественной и пронзительной — в потустороннюю неизвестность за ребенком отправляется именно мать девочки. То, что мы так и не видим, ЧТО происходило по ту сторону, даже усиливает эффект тайны (зато мы увидим одного действительно страшного монстра, высунувшегося на ЭТУ сторону). А момент, когда мать и девочка приходят в себя в ванной (обе облитые какой-то розовой жидкостью), напоминает второе рождение. Ремейк в красках показывает мертвецов на ТОЙ стороне, зато все взрослые, что топчутся по дому, оказываются в ситуации «у семи нянек дитя без глазу» — они упускают мальчишку, который идет вызволять сестру. В общем, пропал один ребенок, а теперь пропало два. Вдобавок зрителю предлагают поверить, что в потусторонний мир можно запустить видеокамеру (!) на радиоуправляемом вертолетике (!!) и она будет транслировать четкую картинку, ну что твой космический аппарат с поверхности Плутона! Смех, да и только!

И, наконец, развязка. В фильме 1982 года используется беспроигрышный прием «ложного хэппи-энда» — Танжина надменно произносит сакральное «Этот дом очищен!», бригада паранормальщиков отбывает восвояси, все возвращаются домой и ложатся спать. Отец отбывает на работу, старшая дочь все еще у подруги. Дома остаются мать и двое младших детей, никаких защитников рядом, и вот тут и начинается НАСТОЯЩАЯ жуть — с клоуном-убийцей, щупальцами из преисподней, бледными собакоподобными монстрами, вылезающими из-под земли надгробиями и всплывающими в грязи скелетами (легенда гласит, что скелеты были самыми настоящими, что и вызвало «проклятие Полтергейста», павшее на многих членов съемочной группы). И снова спасать детей, буквально висящих на ниточке над пропастью, приходится матери. Когда на место событий прибывает отец со своим начальником-риэлтером, история получает логичное завершение — именно в этот момент отец узнаёт, что старое кладбище вовсе не было перенесено, а его начальник, сэкономивший на мертвецах, получает пусть и не смертельное, но все же ощутимое наказание.

В фильме 2015 года полностью упущен момент «расслабления» перед финальным аккордом: призраки «наносят ответный удар», когда паранормальщики еще не уехали. Вместо подвига матери мы получаем подвиг телеведущего, который много лет явно морочил зрителям голову, а тут решил «помочь мертвецам» увидеть дорогу к свету. Учитывая двуличность этого героя, в такой благородный поступок верится с трудом. Тем более что сцена после титров сводит этот подвиг на нет, превращая в фарс. Никаких жутких монстров, никакого барахтанья в грязной воде с мертвецами. Герои просто пересаживаются в другую машину и… уезжают под вой полицейских и пожарных сирен.

Финал оригинала прост, честен и в чем-то трагичен. Фрилинги оказываются лишены всего — дома, работы, привычной жизни (т.е. оказываются примерно в том состоянии, с которого Боуэны только начинают фильм). Они не знают куда идти — последний кадр оставляет их в безликом мотеле. Прощальный штрих — отец семейства выставляет из номера телевизор — словно подсказывает: они никогда не станут прежними. Они выжили, но никогда не смогут быть теми беспечными счастливыми людьми, которыми были раньше. Их будущее неизвестно… и тревожно. Это отличный финал, цепляющий эмоционально.

Герои ремейка в финале… снова подбирают себе новый дом (интересно, за какие деньги — их предыдущий дом полностью разрушен!). Стикер на бампере подсказывает, что отец нашел себе работу (низкооплачиваемую работу тренера школьной команды), но ведут себя Боуэны так, словно денег у них куры не клюют. Увидев не понравившееся им дерево у нового дома, они радостно бегут в машину и едут дальше, смеясь и улыбаясь. Надо полагать, это означает хэппи-энд. При этом по факту ситуация у них ничуть не лучше — а то и хуже, — чем в начале фильма.

Подобная невнимательность к главным «пружинам» сюжета в надежде на современные спецэффекты и слепую любовь зрителей к оригиналу сыграла с авторами ремейка злую шутку. Героям не сочувствуешь, их действия вызывают недоумение — ремейк оказался буквально «очищен» от всего того, что сделало успешным фильм Хупера. Хотя, по большому счету, оригинал и сам не был верхом совершенства — его спецэффекты устарели слишком быстро, в сюжете немало дыр (старшие дети то выпадают из сюжета, то появляются вновь, а старшая девочка вообще не принимает участия в истории), но все остальные компоненты были собраны в идеальной пропорции. Ремейку же и вовсе нечего предложить требовательному зрителю. Немного спасают ситуацию актеры — Сэм Рокуэлл честно играет запутавшегося в долгах отца, маленькая Кеннеди Клементс пусть и не обладает «потусторонней» внешностью Хизер О’Рурк, но выглядит ужасно трогательно со своей свиньей-единорогом (которой впору давать номинацию за лучшую роль второго плана), а Кайл Катлетт столь же чист и бесстрашен, как и Оливер Робинс. Но сюжетное бессилие ремейка не позволило им сделать то, что сделали их предшественники в оригинале — они стали легендой. И многие за это поплатились.

Доминик Данн, сыгравшая старшую сестру, была убита своим парнем в том же 1982 году, когда вышел «Полтергейст». Хизер О’Рурк (младшая Кэрол Энн) снялась в двух продолжениях «Полтергейста» и скоропостижно скончалась в 1988 году из-за врачебной ошибки — доктора поставили неправильный диагноз, и стеноз кишечника убил ее в возрасте двенадцати лет. Но если это и было «проклятием Полтергейста», то действует оно уж очень избирательно. Экранный «брат» девочек Оливер Робинс до сих пор жив-здоров, сам снимает кино, а в 2014 году даже приезжал в Москву. Он рассказывал, как много смешных моментов было на съемках, как снимали сцену с деревом и как тряпичная рука клоуна действительно чуть не задушила его.

Оливер Робинс (справа) с Дмитрием Витером в 2014 году.

Вряд ли об актерах нового «Полтергейста» будут так же помнить и говорить через тридцать с лишним лет — и, может быть, это и хорошо. Уж лучше быть живым, чем сняться в гениальном ужастике и умереть. Пусть уж «проклятие Полтергейста» остановится на неудаче его ремейка. Потому что плохие современные переделки старой классики — это настоящее проклятие, от которого не спасут зрителей никакие экзорцисты.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)