DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Фильм в стиле «нуар»

Ночной фильм / Night Film (роман)

Автор: Мариша Пессль

Жанр: детектив, триллер

Издательство: Random House

Год первого издания: 2013

Похожие произведения:

  • Рэй Брэдбери «Смерть — дело одинокое» (роман)

  • «Девятые врата» (фильм, реж. Роман Полански)

  • «Сердце ангела» (фильм, реж. Алан Паркер)

  • фильмы Дэвида Финчера

Начать следует издалека — во второй половине двухтысячных появился на прилавках отечественный триллер «ТИК — Тайная История Кино». Книга интриговала сюжетом и темой — загадочные совпадения и заговоры, связанные с миром кино, тайные просмотры в парижских катакомбах и мистика, пролезающая в отечественный быт. Проблема была в том, что в итоге быт победил мистику, а вся линия с заявленной «тайной историей кино» на самом деле была просто пусканием пыли в глаза, абсолютно несвязанной с основным сюжетом, который, если убрать все стилистические красивости, можно описать в одном предложении: продажный следователь убил продюсера-наркомана, чтобы присвоить себе его деньги, однако их успел свистнуть таинственный бомж. В результате опять получаем старую-добрую чернуху, под видом чего-то намного более интересного.

К чему все это — в романе Мариши Пессль также поднимается тема влияния кино на жизнь, таинственных заговоров, есть даже упоминания о просмотрах в парижских катакомбах. Совпадений столько, что невольно хотелось скрестить пальцы, дабы «Ночной фильм» не постигла судьба «ТИКа». Но тут, надо сказать, обошлось. Роман — отличный.

Сюжет начинается довольно просто, но интригующе: дочь таинственного кинорежиссера Станисласа Кордовы, Эшли, кончает жизнь самоубийством в заброшенном нью-йоркском складе. Это событие заставляет главного героя, журналиста, занимающегося независимыми расследованиями, вернуться к делу пятилетней давности. Тогда он уже пытался раскрыть тайну Кордовы, но в результате попал в довольно изобретательную ловушку, оставшись без семьи, работы и репутации. Теперь, ведомый типично профессиональным любопытством и жаждой мести, герой не остановится ни перед чем, пока не докопается до причины, толкнувшей на самоубийство молодую девушку.

Так начинается роман-метаморфоза, в котором почти все не то, чем кажется. Первая половина книги представляет собой вполне себе «нуарный детектив» с закадровыми монологами главного героя, естественно, побитого жизнью, но не утратившего свою хватку. И да, он любит временами выпить хорошего виски. Главное, пожалуй, отступление от канона, если такой термин можно отнести к «нуару», это то, что роковая женщина, в данном случае Эшли, к началу книги уже мертва. Однако чем дальше мы погружаемся в чтение, тем более размытыми становятся жанровые границы «Ночного фильма». Детектив плавно превращается в мистический триллер, а ближе к концу повествование, словно поезд, несущийся на всех парах, ненадолго посетит станции «триллер конспирологический», «хоррор психоделический» и «драма психологическая». Пессль, безусловно, дама очень интеллектуальная и начитанная. В книге нас ждут и цитаты из Т. С. Эллиота, и явный оммаж на «Заживо погребенных» Эдгара По, и отсылки к голливудской классике — ужасов и не только.

Плакаты к фильмам Станисласа Кордовы.

Несмотря на крайне закрученный сюжет, все же главное достоинство книги — не он. Временами создается ощущение, что отсылок слишком много и «мы все это уже видели». Некоторые сцены заставляют нас вспомнить «Игру» Финчера, «Сердце ангела» Паркера, «Девятые врата» Полански (именно фильм, а не оригинальный роман «Клуб Дюма») и «Сигаретный ожог» Карпентера. История «гения и злодейства» тоже стара как мир. Главная заслуга Пессль в том, что из всех этих аллюзий и знакомых элементов она сложила вполне самостоятельную и цепляющую историю, не в последнюю очередь благодаря своим героям.

Скотт МакГрат, от лица которого и ведется повествование, — уставший, довольно циничный журналист слегка за сорок, с саркастичным чувством юмора. При этом он все еще влюблен в бывшую жену и души не чает в дочке, опека над которой досталась матери. Персонаж довольно клишированный, однако именно его внутренний монолог оживляет ходульного болванчика, превращая его в полнокровного человека, которому хочется сопереживать. Особенно хорошо получились его дедуктивные способности — МакГрат отнюдь не Шерлок, но при этом действительно любопытно наблюдать, как он, подметив мелкие детали, выстраивает линию общения, подбирая свой ключик к каждому персонажу.

Не менее симпатичными получились его невольные помощники — Хоппер и, особенно, 19-летняя Нора. Оба крайне эксцентричны, со своими тараканами в голове и скелетами в шкафу. Отношения троицы героев — это самая теплая и трогательная часть романа, напоминающая детективную трилогию Рэя Брэдбери. В этих персонажей влюбляешься и переживаешь, когда они попадают в действительно опасные ситуации. Отдельно стоит упомянуть семейство Кордова, которые, не появляясь на страницах книги, так сказать, во плоти, умудряются оставаться главной тайной всего романа, меняя читательское отношение к себе по мере того как разгадываются одни загадки и появляются другие. Особенно удалась Эшли, которая становится путеводной звездой для главных героев, представая то невинной жертвой, то зловещим сверхъестественным существом.

Книга, конечно, неидеальна. Пессль все-таки чересчур многословна, сюжет местами начинает провисать, а роман можно было бы сократить страниц эдак на сто. В попытке передать индивидуальные особенности речи и интонации персонажей автор перебарщивает с курсивом. Кого-то огорчит итоговая развязка, кому-то не понравится жанровая и сюжетная эклектичность. И главное: будьте готовы, что некоторые тайны так и останутся без ответа.

Напоследок стоит упомянуть еще одну деталь. После «Дома странных детей» и «Приюта» черно-белыми фотографиями в качестве иллюстраций никого не удивишь. Однако Пессль использовала гораздо более эффективный прием — текст пестрит распечатками сайтов, форумов, журнальных и газетных статей, записями телефонных разговоров и т. д. В отличие от вышеупомянутых произведений, иллюстрации всегда связаны с сюжетом, оригинально подавая отдельные его аспекты, удерживая читательский интерес (хотя, конечно, по дороге на работу в общественном транспорте рассматривать их ужасно неудобно). Плюс, скачав на свой смартфон приложение, можно находить в тексте символ взлетающей птицы, сканировать его и получать доступ к мультимедийной составляющей. Это, конечно, не «Дом листьев», но гораздо лучше набора бессвязных фотографий.

Если свести все впечатления воедино — мы получили оригинальное произведение, настоящий hand-made, сотканное из знакомых элементов под необычными углами. Книга, конечно, не для всех, но если дать ей шанс, каждый может найти что-то для себя. Однозначно, один из лучших литературных триллеров прошлого года.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)