DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Фрик-шоу для двух актеров

Исполнитель: Die Kreatur

Название альбома: Panoptikum

Жанр: Neue Deutsche Härte

Страна: Германия

Лейбл: Napalm Records

Дата выхода: 22 мая 2020

Die Kreatur — совместный проект двух выдающихся немецких музыкантов, причем каждый из них в его рамках занимается именно тем, что умеет лучше всего. Деро Гои, бывший фронтмен группы Oomph!, которого считают одним из основателей жанра NDH, отвечает за ударные, а Крис Хармс, лидер успешного готического коллектива Lord of the Lost, — за бас и гитару. А вот решить, кто из них лучше поет, господа, видимо, не смогли, поэтому на дебютной пластинке поют они оба.

Как можно догадаться по названиям самого проекта и его дебютника, слушателя ждет погружение в атмосферу старых фрик-шоу — тех, что с неожиданной порой стороны обнажали самые жуткие человеческие уродства.

Итак, билеты куплены. Давят душные фраки и корсеты. Темная цирковая музыка, местами больше похожая на какофонию, задает волнительный и даже немного тревожный настрой. Шоу начинается. «Паноптикум» открывает для вас свои двери!

«Die Kreatur»

Первый трек, он же первый сингл альбома, проникновенно повествует о ярмарочном уродце. Его избивают, проклинают и оплевывают. Естественный вывод, к которому приходит несчастное существо: человек злой от природы, человеку нужны такие уродцы, человеку нужно называть кого-то свиньей, чтобы верить, что сам он чист.

В музыкальном плане трек также необычен — в проигрыше слышен явный диссонанс, подчеркивающий уродство и жестокость истории, а припев, напротив, звучит утонченно и возвышенно, создавая ощущение, будто подводит к чему-то прекрасному, но вместо этого резко обрывается криком, как бы высвобождающим подавленную ярость «существа».

В клипе двуликое создание отчасти противопоставляется двум джентльменам, которые убивают невинную девушку, а отчасти отождествляется с ними. Мораль читается максимально ясно: как говорил один известный ведьмак, «не тот чудовище, кто с виду многолик».

«Kälter Als Der Tod»

Здесь линия убийства девушки двумя джентльменами получает развитие в несколько иносказательном ключе: песня написана от лица двух вампиров, подбирающихся к беспомощной жертве, которую тоже влечет к ним навстречу. Что может противопоставить сверхъестественному сверххищнику простой человек? Ничего. Только заколотить ставни и молиться. Само собой, безответно. И вновь нельзя не отметить видеоклип — однозначно одно из наиболее эстетичных изображений вампиров в медиакультуре. В музыке также явственно чувствуется зрелое чувство стиля. Завершающие припев строки «Denn wahre Liebe ist kalt — kälter als der Tod» уже с первого раза намертво врезаются в мозг.

«Unzertrennlich»

Третью песню также можно считать своеобразным продолжением все той же истории с убийством. На сей раз лирика сконцентрирована на личностях убийц и чувствах, толкающих их на преступления. Есть также отсылка к их вампирической сущности (или мечтах об оной?) — наши антигерои заявляют, что собираются жить вечно.

Хотя по тексту они кровные братья, строки о полном телесном и духовном единении двух мужчин в «нездоровой страсти» можно воспринимать неоднозначно. Вполне возможно, что так и задумано. Легкий и ненавязчивый ритм и прекрасная вокальная работа наверняка заставят многих не раз поставить трек на повтор.

К слову о вокальной работе: в этой песне становится заметно, что голоса Криса и Деро могут звучать очень похоже друг на друга, что в некотором роде вызывает ассоциации с двуликим существом из первого клипа — будто вокалисты слеплены вместе. Достоинство это или недостаток — пусть каждый решает сам.

«Durch Die Nacht»

Четвертый трек с первыми тремя сюжетно не связан — по крайней мере, очевидной связи нет. Текст состоит из расплывчатых обещаний помочь кому-то пережить темную ночь. Главный недостаток композиции — отсутствие четкого ритма, особенно в припеве, где это наиболее важно. В мягком, покатом звучании слуху практически не за что зацепиться. Пожалуй, самое слабое место альбома.

«Zwei 100%»

Здесь Крис и Деро, выйдя на несколько минут из образов, с долей самоиронии восхваляют свой эпохальный дуэт. Легкомысленно-танцевальное звучание в целом соответствует смысловой нагрузке, но дважды прерывается ради несколько инородной вставки с более медленным, рубленым ритмом.

«Schlafes Braut»

Самая что ни на есть классическая готическая баллада вновь возвращает нас к истории с убийством. На сей раз в фокусе личность убитой девушки. Из текста становится ясно, что она была влюблена в одного из братьев-убийц, и это вполне очевидно и понятно сочетается с использованной ранее метафорой влечения жертвы к вампирам. В композиционном плане цикличная, повторяющаяся раз за разом мелодия, напоминающая не то колыбельную, не то какой-нибудь вальс, относительно быстро приедается, отчего куплеты кажутся немного затянутыми. Но это оправдано стройной красотой озвученной таким образом лирики.

«Untergang»

От усыпляющей баллады переходим прямо к самому яростному боевику альбома. Текст посвящает нас в тонкости взаимоотношений героини с ее будущим убийцей, демонстрируя его глазами его же разрушительную жажду контроля. Интонации в куплете подобраны неплохо, хоть и несколько однообразны, а жесткий, мелко рубленный ритм в припеве будто создан специально для околоэпилептической тряски головой на концертах.

«Mensch/Maschine»

Продолжаем играть на контрастах — от дикой ярости к ледяному спокойствию. Звучание вокала, в полном соответствии с текстом о полумеханических киборгах, абсолютно монотонно. В общем контексте альбома представляется некая их стимпанк-вариация. В припеве это довольно интересно обыграно: роль интонации берет на себя тихая электронная мелодия на заднем плане. Если вслушиваться именно в нее, к концу песни можно впасть в легкий, приятный транс. Сюжетной связи с другими песнями здесь не наблюдается, но настрой лирики и атмосфера позволяют легко представить вселенную, где стимпанк-киборги и вампиры-убийцы делят между собой жизненное пространство.

«Was Mir Am Wichtigsten Ist»

Здесь в прежнем готическом антураже затрагивается злободневная тема наркотиков, ради которых героиня предает все, что важно для нее в жизни. Можно предположить, что именно за новой дозой вышла ночью к своим убийцам несчастная жертва из вышеописанной истории, но также возможно, что это все же две разные героини. Эта неоднозначность, недосказанность скорее радует, чем раздражает — слушателю оставляют немного свободы в толковании произведения, не слишком жертвуя при этом его понятностью. В музыкальном плане трек не хочется ни хвалить, ни ругать. Звучит он в целом приятно и в атмосферу альбома вписывается, но особой яркостью и силой не отличается.

«Benutz Mich»

Еще одна песня, чья связь с основной историей под вопросом. Если бы ее исполнила женщина, текст однозначно воспринимался бы как описание прижизненного отношения убитой к жестокому и властному возлюбленному. Объяснений тому, что мы слышим ее в исполнении все того же звездного дуэта, может быть два: либо Крис и Деро подразумевали вышеописанную трактовку, но не захотели делить сцену с приглашенной вокалисткой, либо они играют здесь совсем других персонажей, не связанных с предыдущими. Если же отвлечься от смысловых неоднозначностей, нельзя не отметить великолепное вокальное исполнение и интересное построение припева. Интонации воспринимаются как живые и мелодичные, легкость сменяется нагнетанием напряжения, а за этим следует мощная разрядка. Придраться практически не к чему.

«Glück Auf!»

Необычный трек, одновременно отличающийся от остальных по стилю и удивительно вписывающийся в общую атмосферу. Его текст можно было бы вложить в уста «существа» из первой песни, когда оно убивалось над телом несчастной девушки. Немногословно, но красноречиво здесь описывается чувство, когда нечто светлое и прекрасное, что маячит на горизонте, направляет и вдохновляет тебя на жизненном пути. Чувство тепла, спокойствия и какой-то особой светлой тоски прекрасно передает звучащая в мягком, но вместе с тем ритмичном припеве губная гармошка.

«Gott Verdammt»

Под конец альбома Деро и Крис с авторских позиций обращаются к «существу» и, ломая четвертую стену, к слушателю. Да, говорят они, ты одинок, тебе тяжело, но испытания не даются просто так. В конечном счете ты сам заковываешь себя в цепи — а значит, только тебе под силу их сбросить. Тезис не бесспорный, но в некотором смысле весьма вдохновляющий. Мелодия здесь яркая и запоминающаяся, но что хотелось бы отметить особенно, так это чрезвычайно берущую за душу концовку — без преувеличения одну из лучших в своем классе.

«Goldener Reiter»

Бонусом к альбому идет кавер на классическую немецкую песню из восьмидесятых. Наверное, тех, кто вырос на той музыке, он мог бы порадовать, но после сильнейшего завершения альбома тремя предыдущими треками бонус воспринимается как пошлый анекдот в эпилоге к драматическому роману.

***

Что же мы имеем в итоге? «Дважды 100%», как заявлено в одной из песен, определенно не получилось. Во всю мощь дуэт демонстрирует свои таланты лишь в нескольких песнях, а пара других вовсе кажутся лишними. Кроме того, есть ощущение, что Деро и Крису тесновато в рамках одного проекта, будто их слишком много, будто хватило бы и кого-то одного. Тем не менее в целом дебютный альбом получился достаточно сильным, а некоторые моменты в нем буквально влюбляют в себя с первого прослушивания. Однозначно рекомендуется всем ценителям готической музыки.

«Но подождите! — может спросить слушатель. — А где же обещанное фрик-шоу? Почему нам показали только одного урода — в самом начале?»

На что можно ответить: а это и было фрик-шоу. Просто вы на самом деле не поняли, кто в нем настоящий урод.

Закончить стоит цитатой из интервью с Деро незадолго до выхода альбома:

«Большинство людей чувствует себя по отношению к другим людям более "правильными", более моральными. А это, во-первых, свидетельствует о нарциссической сущности, а во-вторых — проблематично, поскольку невозможно объективно измерить или определить уровень морали. Кроме того, нужно постоянно пересматривать приоритеты, потому что если бы моральные ориентиры не изменились за последнее столетие, то мир не был бы сейчас таким, какой он есть».

Есть о чем задуматься, правда? Если же нет… Возможно, тогда тем более стоит задуматься.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)