DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ОМУТ

Генеральная репетиция

Мертвые пташки / Dead Birds

США, 2004

Жанр: ужасы, вестерн

Режиссер: Алекс Тернер

Сценарий: Саймон Баррет

В ролях: Генри Томас, Никки Эйкокс, Майкл Шеннон, Марк Бун Джуниор, Исайя Вашингтон

Похожие фильмы:

Фильм ужасов в декорациях вестерна — птица не сказать чтобы редкая, но уж больно сложная в приготовлении. Особенно если речь идет о хорроре паранормальном. Индейцы-людоеды на экранах встречались довольно часто («Закопанные» или «Костяной томагавк»), но вот загнать суровых ковбоев в дом с привидениями — это уже заявочка на оригинальность.

Начинаются «Мертвые пташки» вполне классически для современного вестерна. На дворе времена Гражданской войны Севера и Юга. Группа конфедератов-дезертиров грабит банк в маленьком городке и пытается переждать погоню в заброшенном доме местного плантатора. Вот только худшего места для ночевки они выбрать не могли...

Начало — самая бодрая и дорогая сцена «Мертвых пташек», где создатели, что называется, ни в чем себе не отказывают в рамках бюджета в полтора миллиона долларов. Так что все скромненько (удачно подвернулись заброшенные декорации «Большой рыбы» Тима Бертона), но при этом по-тарантиновски резко и жестоко, с декапитациями из дробовика и фонтанами крови. Зрителю с ходу намекают, что сочувствовать и проникаться симпатией к главным героями не стоит.

В «Мертвых пташках» Тернер и Баррет пробуют создать slow-burn horror о нехорошем доме, который одновременно эксплуатирует низменные страсти и психологические травмы героев, чтобы внезапно пугать зрителей жуткими скримерами, один из которых (ребенок под кроватью) стал классическим мемом и встречался в десятках нарезок и видеоприколов. Плантация, на которой вынуждены провести ночь дезертиры, получилась знатной: пустые комнаты, которые то пугают отсутствием обстановки и высотой потолков, то клаустрофобически сжимаются; человеческие следы на пыльном полу, внезапно переходящие в звериные; голоса из колодца; бесплотные голоса и детский смех. «Мертвые пташки» не изобретают ни одного велосипеда, предпочитая классические и проверенные временем приемы, но для 2004 года кубики из конструктора «Собери себе хоррор» использовались максимально эффективно. Поездка от банка до плантации (с шикарным эпизодом, где проповедник обшаривает мертвецов) напоминает переход через реку мертвых в чистилище, а события в доме в какой-то момент обретают атмосферу кошмарного сна в температурной лихорадке.

Проблема у фильма одна, и она вынесена в название статьи. «Мертвые пташки» — это именно генеральная репетиция для всех участников, прорывы в карьерах которых будут дальше. То же самое касается и жанра. Жуткие бу-эффекты, пугавшие в 2005 году при просмотре фильма ночью на видеокассете, сейчас скорее напоминают о несовершенстве тодашней компьютерной графики (особенно в рамках бюджета). Вообще сочетание саспенса и внезапных скримеров в таких декорациях очень сильно напоминает снятое почти 10 лет спустя «Заклятье» Джеймса Вана, так что и в своей стилистике «Пташки» получаются репетицией более успешных трендов.

Сказывается неопытность авторов. У них здорово получается создать шестерку главных героев, под ноги которых закладываются ждущие своего часа мины внутренних конфликтов. Джозеф и Клайд (истинные южане) с трудом терпят наличие в команде беглого раба Тодда и настроены в подходящий момент укокошить подельников, чтобы забрать золото себе (учитывая разницу в интеллекте между двумя заговорщиками, можно представить судьбу более тупого, когда их останется двое). Младший брат Уилла, лидера команды, тайком влюблен в его девушку, медсестру Аннабелль. Уилл и Аннабелль встретились в госпитале, где девушка уже обещала руку и сердце другому солдату. И вот вся братия оказывается заперта в проклятом доме, где силы зла властвуют безраздельно, а на кону — два мешка с кровавым золотом. Кто моргнет первым? У кого поедет крыша? Кого приберут к себе зловещие обитатели дома? Следить за этой аккуратной игрой в кошки-мышки поначалу безумно интересно, но... В результате герои не наступят ни на одну из заложенных мин, а единственный конфликт, который внезапно выстрелит, — это судьба соседа Уилла по палате и несостоявшегося жениха Аннабелль.

При хронометраже менее 90 минут «Пташки» становятся то медленно-медитативными и затянутыми, то рвутся вперед, скороговоркой выдавая важные для сюжета детали. Происхождение сил зла на плантации получает вполне эффективную предысторию, но действия демонов/призраков не имеют никакой системы. Почему одних жертв утаскивают в колодец, других — распыляют на атомы, третьих — превращают в себе подобных? Ответа на этот вопрос авторы не припасли. Беда в том, что выглядит это не как сознательная уловка, чтобы нагнать побольше интриги, а именно как ученические ошибки дебютантов. Да и вообще, за исключением сцены в подвале с девушкой-рабыней все смерти героев получаются очень уж торопливыми и неизобретательными.

Так что в результате? Можно сказать, что в жанре вестерн-хоррора «Мертвые пташки» однозначно будут одним из лучших образцов, потому что прямых аналогов у них просто нет, а интересный сеттинг и потрясающий каст уравновешивают ошибки создателей-новичков. Еще по фильму очень здорово прослеживать зарождение некоторых трендов, которые «выстрелят» спустя десяток лет. Но по влиянию на жанр ужасов в целом «Мертвые пташки», увы, не поднимаются выше проходного балла. Это крепкий и качественный середнячок на один просмотр, которым можно занять вечер, если зритель проникнется атмосферой и закроет глаза на огрехи скримеров. Клеймо «Made in 2004» фильм несет, как минимум, гордо!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)