DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Год ушедший, год грядущий...

Ужасы 2013 года: челябинские метеориты, теракт в Волгограде, падение «Боинга-737» в Казани, законопроекты Виталия Милонова, волнения в Бирюлево и вооруженные столкновения в Сирии. По сравнению с этим киношный хоррор казался наивным и высосанным из пальца. Книжные новинки появлялись регулярно… но за рубежом; у нас переводились лишь единицы из них - что действительно пугает. В игровой сфере, напротив, все хорошо: страшных проектов было так много, что разбегались глаза. Инди-хоррор или творения крупных студий? И то, и другое! Сегодня мы рассмотрим пять самых выдающихся игр ушедшего года.

Неизвестно, какие кошмары готовит нам грядущий, 2014-й год. Зато можно с уверенностью назвать еще и пять самых интересных и ожидаемых проектов, которые смогут напугать вас до смерти.

Итак, поехали!

 

1. Этот страшный 2013-й…

Открывает пятерку «финалистов» ушедшего года игра, которая, к величайшему сожалению, вышла только на «Playstation 3». Студия «Naughty Dog», ранее занимавшаяся разработкой серии «Uncharted» - боевичков, рассказывающих об искателе приключений Натане Дрейке, - сменила курс, выпустив мрачную историю под названием «The Last Of Us». Сюжет навеян романом Кормака Маккарти «Дорога». Двое выживших, контрабандист Джоэл и девочка Элли, пробираются сквозь руины цивилизации, некогда бывшие Соединенными Штатами Америки. Мир опустошен современной чумой, встречающиеся люди могут быть опасны, а по дорогам ходят зараженные – местная разновидность зомби. По ходу действия выясняется, что Элли обладает иммунитетом к страшному вирусу, и теперь ее нужно доставить в лабораторию, чтобы получить вакцину из ее крови.

«The Last Of Us» не пользуется большинством приемов, на которых «выезжает» большая часть современных хоррор-игр. Действие здесь происходит не в подземельях и сумрачных закрытых помещениях, но на открытых пространствах: лесах, руинах городов, участках трассы. Превосходная графика показывает любовь создателей к деталям. Мало здесь и уродливых монстров – непременных атрибутов каждого второго «пугающего» проекта. Люди зачастую оказываются страшнее любых инфицированных, и сюжет «The Last Of Us» это убедительно доказывает.

Геймплейно игра близка к реальности. Оружие здесь изнашивается после использования, модифицировать его приходится на ходу, поэтому не стоит пытаться «прокачать» свой арсенал во время поединков или не посредственно перед ними. В основном предметами защиты служат кирпичи, бутылки и палки; огнестрельное оружие встречается редко, да и патроны для него заканчиваются в мгновение ока. Поэтому большую часть игры нам придется не воевать, но прятаться.

«Naughty Dog» сумели сделать приключенческий сурвайвал, затягивающий и не отпускающий своим сюжетом, личностями героев и непередаваемой красотой уровней. Детальная проработка и внимание к деталям сослужили разработчикам хорошую службу: практически все игровые издания поставили проекту высшую отметку (журнал «Игромания», портал «Playground.ru», а также знаменитый сайт «IGN»).

На втором месте находится survival-horror под названием «Outlast». История жадного до сенсаций журналиста Майлза Апшера, решившегося отправиться в психиатрическую лечебницу Маунт Мэссив в погоне за свежей сенсацией, способна надолго увлечь игрока.  В коридорах психушки можно встретить только мертвецов (или их части), или живых людей, навеки потерявших человеческий облик и разум. Протагонист «вооружен» только камерой, которая постоянно требует подзарядки – а ведь без освещения в темных коридорах не проживешь и часа! Больше надеяться не на что – игрок совершенно беззащитен перед окружающей средой. Это вам не «Resident Evil» с каким-никаким набором огнестрела. В «Outlast» вы можете только прятаться и убегать. Да, и еще, шаг за шагом, разгадывать зловещие тайны Маунт Мэссив, которых встретится немало – чего только стоят культ Волрайдера, институт Меркоф и эксперименты доктора Ричарда Трагера. Не надейтесь на счастливый исход событий.; абсолютнейшая безысходность – вот главный козырь студии «Red Barrels», мощно дебютировавшей в 2013-м. В лучших традициях любого фильма ужасов, все умрут. Сможете ли вы пережить этот кошмар – зависит только от вас.

 Игра получила невероятное количество положительных отзывов. Сайт «Metacritic» оценил ее на восемьдесят баллов из ста. «Imagine Games Network» отметила ее как «одну из лучших игр ушедшего года». «Outlast» стала победительницей знаменитой выставки «E3» в Лос-Анжелесе. Пугающая атмосфера, несложный геймплей, интригующий сюжет – вот главные составляющие этого успеха. Но главный фактор успеха заключался в том, что игра действительно пугает.

За что еще стоит уважать «Outlast» - это дебют. Игре «Amnesia: A Machine for Pigs», получившей почетное третье место в топе страшных игр 2013 года, было легче снискать геймерскую любовь. Студия «Frictional Games», выпустившая это чадо в свет, известна знатокам по серии «Penumbra», представлявшей собой приключения героев в подземельях Гренландии. Приключения Филиппа Лавкреска, так некстати получившего письмо от своего отца Говарда, как видно, были навеяны творениями Лавкрафта. В «Amnesia» же молодой археолог Даниэль пускается по следу своих воспоминаний, запечатленных на страницах дневника. За ним неотступно охотится некая субстанция по имени Тень. Кроме того, выясняется, что Даниэль открыл некий артефакт – Сферу. Три концовки, полнейшая беззащитность героя (чуть позже эту «фишку» переймут создатели «Outlast») и индикатор рассудка – вот лишь немногие из особенностей «Амнезии», делающие ее неповторимой.

«Amnesia: A Machine for Pigs», появившаяся в 2013-м году, не была напрямую связана с первой частью, хотя действие игры и происходило в том же мире. Да, и местный протагонист, предприниматель Освальд Мандус, владелец завода по переработке мяса, тоже начинает свой путь, потеряв память. Он отправляется на поиски сыновей, в чем ему помогает незнакомый голос, периодически обращающийся по телефону. Однако, вскоре обнаруживается, что Освальд должен запустить некую Машину, которая поможет ему переделать этот несовершенный мир. В противном случае, он не сможет увидеть Еноха и Эдвина. Главному герою придется бродить по темным коридорам, в поисках теней прошлого и способа запустить агрегат. В этом ему будут мешать три вида свинолюдей – порождений Машины. Разумеется, не обошлось и без таинственных Сфер.

В отличие от первой части, Освальд постепенно восстанавливает хронику событий, записывая впечатления в журнал. Только приведет ли возвращенная память к чему-либо хорошему? Впрочем, и так уже было сказано слишком много. В отличие от первой части, вторая «Амнезия», имея в своем арсенале захватывающий сюжет, стала проще в плане прохождения, да и пугать стала меньше, за что снискала весьма умеренную критику на тех же «Metacritic» и «IGN». Тем не менее, и этот «сурвайвал» получился у «Frictional Games» качественным, незаурядным… и ужасающим.

Если действие «Outlast» происходило в темных коридорах психушки, а второй «Амнезии» - в подвалах особняка и подземельях, то украинская игра «Metro: Last Light» не отстает от этой славной традиции, кидая игрока в место, стойко вызывающее клаустрофобию и дискомфорт – московский метрополитен.  Кто бы знал, что «Метро 2033», роман московского журналиста Дмитрия Глуховского, станет настолько популярным, что обретет продолжение в целой серии продолжений, и даже в двух играх. «Metro: Last Light» - сиквел «Metro 2033», которая, как и книга-первоисточник, повествовала о нелегких буднях жителей бывшей Москвы, ныне вынужденных делить темные туннели с мутантами. Главным героем обеих игр является паренек по имени Артем. И если первая часть, в общем и целом соответствовала букве романа, то сиквел не стал тяготеть к событиям «Метро 2034», а развил самостоятельную сюжетную линию. Здесь продолжаются приключения Артема, узнавшего, что гнездовище Черных – опасных мутантов, некогда ставивших под угрозу жизнь на его родной станции – разгромлено, но остались выжившие представители этого вида. Отправившись в погоню за уцелевшими существами, герой ввязывается в противостояние с коммунистами (виднейшим представителем которых является некий Павел Морозов).

Украинская компания «4K Games» провела большую работу над ошибками, имевшими место в «Metro 2033». Разработчики «прокачали» сюжет, исправили множество багов… а также добавили несколько новых видов оружия и монстров. И пусть арсенал не блещет оригинальностью (в основном это кустарные модификации пистолетов, дробовиков и автоматов), то чудовища вышли хоть куда. Здесь вам и упыри, оглушающие ультразвуком, и гигантские креветки, и пауки, не выносящие света. Также здесь представлены совершенно самобытные твари – Библиотекари, которые нападают на вас, если вы шумите. Без боссов, разумеется, не обошлось.

«Metro: Last Light» получила 8,5 баллов из 10 по оценке «Игромании». Остальные русские журналы были не столь благосклонны, посоветовав разработчикам в своих рецензиях «сменить сценаристов, страдающих фобией по отношению к СССР». Куда более приятные оценки выставили зарубежные издания: «Game Informer» - 8,75 из 10, «Metacritic» - 80 из 100, а  «IGN», оценив игру в 7,2 из 10 баллов, отметила «слабый сюжет в последней трети игры».

На пятом месте топа располагается триквел хита студии «Visceral Games», рассказывающий о приключениях инженера Айзека Кларка в коварном космосе. Речь, разумеется, идет о «Dead Space 3». Игра не произвела масштабного фурора среди поклонников спейс-хоррора… главным образом потому, что страшных эпизодов здесь стало меньше. На сей раз Кларк спасается не только от вездесущих некроморфов, а и от фанатиков, именующих себя юнитологами. Эти парни вооружены автоматами и гранатами, соответственно, так же укомплектован и протагонист. Кроме того, Айзек научился перекатываться и прятаться за укрытиями, подобно персонажу какого-нибудь заурядного шутера. Да и место, где происходит значительная часть действия – покрытая льдом и снегом планета Тау Волантис – не вызывает такого страха, как темные коридоры «Ишимуры», напоминающие пещеры, где происходила первобытная схватка человека и чудовища. Все это явилось поводом для критики игры, как фанатами серии, так и игровыми изданиями. Тем не менее, если вы являетесь поклонником «стрелялок» а-ля «Resident Evil», то оцените и эту игру по достоинству. Чего стоят разрекламированные «бои на три стороны» между героем, монстрами и солдатами.

Одним из уникальных нововведений третьей части можно считать так называемый «кооперативный режим»: в игру может вступить второй человек, которому придется примерить личину сержанта Джона Карвера. Совместное прохождение отличается от одиночного – здесь вы должны взаимодействовать с товарищем, оказывая ему первую медицинскую помощь, обмениваясь с ним вещами.  Создатели добавили персонажам индивидуальности – так, Карвер подвержен галлюцинациям, в то время как Кларк практически избавился от них. Это добавляет прохождению остроты.

Тем не менее, довольно прохладные отзывы критиков и низкие продажи поставили под сомнение успех всей серии в дальнейшем.

 

2. Этот пугающий 2014-й…

 

Так каких же релизов следует ожидать в наступающем году? Рассмотрим пять самых интересных из них.

«Routine» - исследовательский хоррор от первого лица, разработанный компанией «Lunar Software», действие которого происходит на пустынной лунной базе. Вашему герою предстоит узнать, куда подевался весь персонал. Заброшенные коридоры залиты кровью, которую безуспешно пытаются отмыть роботы-уборщики. Временами в темных коридорах раздаются гулкие шаги. Тогда персонажу ничего не остается, как пытаться рассмотреть приближающееся нечто через камеру ночного видения, напоминающую пистолет из фантастики 80-х, либо опасливо выглядывать из-за угла.

Демонстрационный ролик игры заставляет предположить, что «Routine» будет этаким клоном «Outlast», но с роботами и космическим антуражем. Не тут-то было: создатели обещают нелинейный сюжет (дескать, каждый может исследовать ту часть базы, которую захочет; таким образом, вы можете побывать в тех местах, куда не ступали ноги других игроков), максимальную приближенность к реальности (то есть, у персонажа не будет счетчика здоровья, аптечек и подсчета очков), и некую «фишку» под названием «deadzone aiming» (голова поворачивается отдельно от корпуса). Конечно, всем нам известно, что иногда благие намерения разработчиков ни к чему хорошему не приводят, но трейлер уже выглядит многообещающе.

Мы уже упоминали про «U 55 - End Of The Line» в одном из прошлых номеров. Дэвид, протагонист этого сурвайвал-хоррора от первого лица оказывается на центральной станции берлинского метрополитена после того, как его поезд попал в аварию.  В отличие от персонажа из «Routine», Дэвид любит поговорить, и периодически комментирует события вокруг. Не проходит и пяти минут, как свет его мобильника выхватывает из тьмы окровавленный труп. А еще по вестибюлю станции кто-то ходит, при каждом повороте камеры раздаются пугающие звуки, а телефон постепенно разряжается.

Разработчики «U 55» вдохновлялись такими играми, как «Amnesia», «Silent Hill» и «Dead Space». Локации воссоздают некоторые станции берлинского метрополитена. В лучших традициях «Penumbra» и «Outlast» герой не может как-либо сражаться со злом, бушующим на станции. Никаких BFG, гвоздометов и четырехствольных дробовиков! По мнению создателей игры, именно беззащитность Дэвида поможет игроку ощутить весь ужас происходящего.

Если вам надоели тягучие атмосферные «выживалки», предлагаем присмотреться к «Dying Light». Игра создана компанией «Techland» (создатели «Dead Island» и «Call Of Juarez»). Создатели обещали игрокам открытый мир, смену дня и ночи и прочие атрибуты реальности. Главной фишкой же является паркур, то есть игра будет напоминать «Mirror’s Edge» в условиях зомби-апокалипсиса. Это означает, что ваш герой (один из четырех на выбор) сможет перелетать через заборы, лазить вверх по столбам и деревьям и чуть ли не бегать по стенам. Предпочтение в «Dying Light» будет отдаваться преодолению препятствий и рукопашным схваткам с использованием топоров, мачете и прочих вкусностей. Оружие можно будет модифицировать.

Разделение игры на дневное и ночное время сделано не только в угоду реализму. С наступлением темноты количество инфицированных на улицах будет заметно возрастать. Плюс к этому, только ночью будут появляться некоторые особо опасные виды монстров. Поэтому бегать без особого ущерба здоровью можно будет только в светлое время суток.

Другую точку зрения на survival-horror представляет собой «Among The Sleep», заочно расхваленный многими игроками и критиками. Здесь вам предстоит перевоплотиться… в двухлетнего малыша, который ищет своего плюшевого медведя. Ребенок не спит ночью – потому что в его квартире без конца что-то происходит. Интересен взгляд на происходящее детскими глазами – все предметы выглядят огромными, комнаты напоминают залы дворцов. Страхи тоже кажутся больше.

На данный момент выпущена альфа-версия, которую многие уже принимают за полноценный релиз. В ней мы можем прятаться под кроватью, передвигать малогабаритные вещи, а также – открывать двери, предварительно встав на стул. Наверное, спектр возможностей расширится с выходом полноценного релиза.

Завершает нашу пятерку игра «The Evil Within», разрабатываемая компанией «Tango Dreamworks». За концепт отвечает Синдзи Миками, приложивший руку к классическому «Resident Evil». Она расскажет нам о некоем детективе Себастьяне, который прибывает на место преступления и обнаруживает трупы полицейских. Кто убил их, непонятно. Но по ходу действия выясняется, что без влияния сверхъестественных сил здесь не обошлось. Кроме того, Себастьян вдруг оказывается в реальности, кишащей монстрами. Теперь ему нужно раскрыть преступление, а также – найти выход из сложившейся ситуации.

Пока неизвестно, чем же«The Evil Within» будет отличаться от других «выживалок», но в одном можно быть уверенным точно – он будет пугать. Ранее Миками отмечал, что в той же «RE» баланс ужаса и экшена сместился в пользу последнего, и что в новом проекте он хочет вернуть «сурвайвалу» его истинный дух. Что ж, будем надеяться на лучшее.

Как видно из нашей статьи, в жанре компьютерных ужасов все большее место занимает survival-horror. Впрочем, поклонникам шутеров тоже не следует расслабляться – уже скоро на прилавках появится «F.E.A.R. Online» - кооперативная стрелялка, в которую можно будет сразиться с друзьями по сети. Ходят слухи, что серию «Resident Evil» ожидает перезапуск, но конкретной информации в сети нет. Так что 2014-й будет годом свежих идей и новых проектов. Оно и к лучшему – многочисленные продолжения уже набили оскомину.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 18-02-2014 23:17

    Спасибо за обзор, игры хорошие вышли и намечаются - вот только где бы столько времени достать? )

    Учитываю...