DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Холодные тайны исландских фьордов

Я помню вас / Ég man þig (роман)

Автор: Ирса Сигурдардоттир

Жанр: детектив, мистика

Издательство: Veröld (Исландия), Hodder & Stoughton (Великобритания)

Год первого издания: 2010 (Исландия), 2012 (перевод на английский)

Похожие произведения:

  • Стивен Кинг «Мешок с костями» (роман)

  • Питер Хёг «Смилла и её чувство снега» (роман)

  • Стиг Ларссон «Девушка с татуировкой дракона» (роман)

Вряд ли Стиг Ларссон, заканчивая свою «Девушку с татуировкой дракона», ожидал, что откроет Ящик Пандоры (или рог изобилия, кому как), зовущийся «скандинавским детективом», который захватит не только книжные магазины, но и кино- и телеэкраны по всему миру. Несмотря на то что книжные полки сейчас полны морозными тайнами, более мрачные и мистические произведения из Швеции, Дании и Исландии остались как бы за бортом. Ирса Сигурдардоттир, набившая руку как раз на тех самых детективах, стала приятным исключением. Ее роман «Ég man þigа» был переведен на английский язык, получив название «I Remember You» — «Я помню вас».

Структурно роман вызывает в памяти в первую очередь «Багровые реки» Жана-Кристофа Гранже. Мы следим за двумя вроде бы параллельными историями, но знаем, что рано или поздно они обязательно пересекутся. Первой мы встречаем Катрину, школьную учительницу, муж которой, успешный финансист, внезапно остался без работы. В память о его умершем друге они отправляются в полузаброшенную деревеньку на берегу фьорда, чтобы превратить недавно купленный полуразвалившийся дом в летний пансион для гостей. Компанию им составляет вдова вдохновителя по имени Лиф. Естественно, прибыв на место, они сталкиваются с необъяснимыми явлениями: в доме появляются детские следы, слышен смех, стуки, а рядом с домом обнаруживаются могильные кресты. Отрезанные от всего мира, они пытаются найти всему рациональное объяснение, но все больше понимают, что призрак маленького мальчика не оставит их в покое.

В то же время в городке на другом конце залива Фрейр местный доктор, переехавший в глушь из Рейкьявика, чтобы сбежать от воспоминаний, связанных с пропавшим сыном, сталкивается со странными и, казалось бы, не связанными событиями. Кто-то устраивает погром в младшей школе, а в соседнем городке кончает жизнь самоубийством пожилая женщина. Вот только в ее предсмертной записке постоянно повторяется имя Бенни. Так звали пропавшего сына врача. Пытаясь сохранить трезвый рассудок, Фрейр начинает расследование, которое приведет его к цепочке таинственных смертей, связанных с событиями, произошедшими 60 лет назад.

С первых же страниц становится понятно, что роман невероятно кинематографичен. Лаконичные описания рисуют перед глазами яркие и достоверные картинки. События медленно набирают ход, чтобы под конец сорваться в бешеный галоп. Отдельные сцены просто созданы для переноса на киноэкран, например, момент, когда герои на острове впервые сталкиваются с таинственным мальчиком.

Писательница очень ответственно подошла к описанию внутреннего мира персонажей. Несмотря на то что написан роман от третьего лица, за событиями мы наблюдаем с точки зрения двух главных героев. Фрейр сразу же располагает к себе — рассудительный, спокойный, собранный профессионал, пытающийся заглушить собственное горе заботой о пациентах. Чем больше он втягивается в расследование событий в городе, тем больше начинает сомневаться в собственном психическом здоровье, однако, будучи психиатром по образованию, умудряется держать себя в руках, рационально разбирая все симптомы. Катрина сделана из другого теста. Большую часть романа она играет роль ведомой, следуя за мужем и подругой. Из всей троицы она меньше всего хотела приезжать в этот дом, но любовь к супругу и ужас перед финансовым крахом, по сути, не оставили ей выхода. Проработка персонажей заставляет вспомнить Стивена Кинга, хотя, конечно, Король и в данном случае остается вне конкуренции.

Главные герои, за исключением, пожалуй, истеричной Лиф, оставляют в основном положительные эмоции, однако, как и в любом хорошем детективном хорроре, у них хватит скелетов в шкафу сразу на несколько неожиданных поворотов сюжета. Хорошо удались второстепенные персонажи, вроде пациентов Фрейра и девушки-полицейского, помогающей ему в расследовании.

Книга подкупает в первую очередь атмосферой. В ней нет ни одной кровавой сцены, да они, в сущности, и не нужны. Чувство безнадеги, которое все больше начинает овладевать отрезанной от окружающего мира троицей, еще больше усугубляется грамотным «саспенсом» — поначалу скорее нервирующие, чем действительно страшные мелочи постепенно разрастаются до абсолютно кошмарных пропорций. Бежать некуда, прятаться негде.

Главы, посвященные Фрейру, поначалу кажутся отдыхом от давящей атмосферы заброшенного дома. Это типичный детектив, в котором герой пытается разобраться в причинах происходящих событий, оперируя логикой и фактами. Однако ближе к середине книги морозная жуть доберется и до сонного города, затаится в ночных коридорах больницы, будет ждать под окнами дома.

Действие происходит в условно-реальном времени — то есть, оставив троицу героев трястись от ужаса на втором этаже дома, мы переносимся на другой конец фьорда, наблюдаем за поисками Фрейра, а затем возвращаемся в заброшенную деревню, о многих событиях узнавая постфактум. Таким образом, автор не дает повествованию провиснуть, хотя некоторые читатели, судя по отзывам на «Амазоне», считали, что такая подача, наоборот, тормозит развитие сюжета.

Конечно, без недостатков не обошлось. Кому-то покажется, что финал и сопутствующие ему совпадения притянуты за уши. Кто-то скажет, что объяснение тайны вышло слишком простым. Ближе к концу «пугающий» потенциал романа тоже начинает иссякать, хотя в чем-то это играет даже на руку повествованию, ведь мы оказываемся в шкуре главных героев, у которых уже не остается сил бояться или бороться за свою жизнь.

В конце мы получаем нехитрую мораль, что какие бы кошмары ни готовил нам мстительный неупокоенный дух, главное зло всегда совершают люди, иногда даже не подозревая об этом, а ужас на самом деле всегда таится где-то внутри нас.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)