DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Хоррор от тех, кто его не снимает

Вставшие на «социалистический путь развития» страны после судьбоносного начала 90-х годов прошлого века претерпели значительные перемены как в плане управления, так и в сфере искусства. Падение «железного занавеса» заставило многих деятелей кинематографа пересмотреть свои взгляды и попробовать себя на новых территориях, будь то смелое авторское кино, сатирическая «черная» комедия… или фильм ужасов. Сегодня мы выясним, как же на сегодняшний день обстоят дела с хоррором в странах-участницах бывшего соцлагеря и какие из местных ужастиков получили мировое признание.

Сербский фильм 

Сербия

Если в вашей голове успешно сосуществуют киноман и любитель острых ощущений, то вы наверняка уже успели поискать в Интернете разнообразные списки самых шокирующих фильмов в мире, а также ознакомиться с одним из тамошних завсегдатаев, почти всегда попадающим в подобных топах на верхние строчки. Речь идет о картине Срджана Спасоевича «Сербский фильм», рассказывающей о подпольном мире убийц и извращенцев, притаившемся в тихом сербском пригороде. Главный герой нанимается к таинственному режиссеру порнофильмов, чтобы прокормить семью, но «новаторские» замашки нового работодателя вскоре поставят на кон не только его благосостояние, но и рассудок. Высокий уровень жестокости, продуманный сценарий, отличная операторская работа и мастерски подобранный саундтрек помогли картине стать действительно культовым явлением, а режиссера Спасоевича заметили в США, пригласив снять сегмент альманаха «Азбука смерти».

Таксидермия 

Венгрия

По соседству с «Сербским фильмом» в списках «самых будоражащих сознание картин» нередко попадается и творение венгерского режиссера Дьёрдя Пальфи «Таксидермия». Фактически эту авторскую ленту можно назвать едкой до жжения в глазах сатирой на современное общество, с головой погрузившееся и утонувшее в своих пороках. Три новеллы расскажут историю семьи, в каждом поколении которой с мужчинами явно творится что-то неладное. Герой первой истории, ветеран Второй мировой войны, живет в мире своих сумасшедших фантазий и однажды доходит до того, что насилует мертвую свинью, его сын становится чемпионом по скоростному «поеданию» и женится на одной из своих необъятных приятельниц по конкурсу, а внук занимается набиванием чучел, после чего решает явить публике самый шокирующий экспонат, который сделает своими руками. Основанный на рассказах венгерского писателя Лайоша Парти Надя, фильм «Таксидермия» был впервые показан миру на Каннском фестивале 2006 года, а в 2008-м был послан от Венгрии на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но в итоговую пятерку картине попасть так и не удалось. Скорее всего, жюри киноакадемии попросту не осмелилось осветить столь нетрадиционную в художественном плане картину.

Кровь и шоколад 

Румыния

Романтизированная и увековеченная Брэмом Стокером, спрятавшаяся в высоких горах и темных лесах, Румыния, казалось бы, в плане темного искусства вечно будет ассоциироваться лишь с кровожадными вампирами. Тем не менее, в 2007 году в кинотеатрах по всему миру появилось творение режиссера Кати фон Гарнье «Кровь и шоколад», центральными персонажами которого стали другие не менее популярные киномонстры – оборотни. Основой сюжета послужил одноименный роман американки Аннет Куртис Клауз, в 1998 году получивший приз за «лучший молодежный роман», а среди главных героев можно заметить будущую звезду сериала «Ганнибал» Хью Дэнси. На волне тогда только еще раскручивающейся франшизы «Другой мир», «Кровь и шоколад» оказалась вполне достойным хоррором о превращении человека в зверя – тем более, что вскоре после его премьеры популярность оборотней в кино резко пошла на спад, и теперь мохнатые зверолюди появляются в ужастиках от силы раз в пару лет.

Истребление зомби по-социалистически 

Словакия

Не все страны исчезнувшего соцлагеря отметились в «темном» жанре исключительно мрачными картинами. Тройка режиссеров из Словакии – Растислав Блажек, Питер Сермак и Зузана Паулини – пошли другим путем: в 2014 году они решили тряхнуть стариной и смешать судьбоносные для их страны события начала 90-х с популярной нынче темой зомби-апокалипсиса. Как результат, свет увидел разудалый трэш-хоррор «Истребление зомби по-социалистически», базирующийся на смехотворном для кинематографа бюджете в 20 тысяч евро. Фильм вряд ли можно назвать полномасштабным политическим высказыванием или едкой сатирой, но создатели явно вложили душу в свое творение, оказавшееся в итоге одним из первых хорроров Словакии. Да и где еще вы посмотрите на словацких школьниц, резво рубящих головы зомби с помощью серпа?

Время тьмы 

Польша

После падения «железного занавеса» Польша одной из первых начала выпускать в прокат достаточно мрачные картины, которые все же по жанру были ближе к детективу, нежели к хоррору. Полноценный польский фильм ужасов появился в 2008 году, когда оператор Гжегож Кучеришка дебютировал в качестве режиссера с картиной «Время тьмы» с довольно незамысловатым для подобного жанра сюжетом: друзья отправляются на поиски пропавшего знакомого и попадают в плен к маньякам. И все же лента выделяется эффектным нагнетанием давящей атмосферы гиблого провинциального городка (а уж в Польше таких предостаточно), колоритными злодеями и смелым, «неотцензуренным» сплаттером в ключевые моменты. Ценителям брутальных и кровавых хорроров фильм точно придется по душе.

Полено 

Чехия

Режиссер Ян Шванкмайер недаром обрел статус иконы мультипликационного кино – его короткометражные шедевры известны и почитаемы далеко за пределами родной Чехии. Но самым ярким его творением по праву считается авторский хоррор «Полено» – вольный пересказ старинной чехословацкой сказки, насквозь пропитанный чернейшим юмором. Молодая пара, не имеющая и не способная завести детей, доходит в своем отчаянном желании до крайних мер: муж вырезает из дерева куклу-ребенка, а обезумевшая жена немедленно привязывается к ней, как к живому младенцу. Проблема в том, что вскоре Полено неожиданно обретает жизнь и становится опасным как для своих «опекунов», так и для их не в меру любопытных соседей. От души присыпанная сюрреалистическими видениями Шванкмайера и скрашенная замечательной актерской игрой, картина получила множество премий на различных чешских кинофестивалях, включая «Лучший фильм года».

Смертельный разряд 

Болгария

В плане хоррора Болгария известна, в первую очередь, как локация для проведения съемок зарубежных триллеров, будь то фильм-катастрофа «Вулкан», мистический «Заброшенный дом» или зомби-хоррор «Добыча». Тем не менее, попытки снять хоррор самостоятельно у болгар были, а на безрыбье и малобюджетный фильм Гари Джонса «Смертельный разряд» можно считать одной из них. На переднем плане – Геракл из 90-х Кевин Сорбо, исполняющий роль шерифа маленького городка, жителей которого терроризирует ужасное существо, появляющееся вместе с грозой и молниями. А в 2013-м страна обзавелась и первым собственным психологическим триллером, когда режиссер Мартин Макариев поставил фильм «Роузвилль», основанный на легендах горных жителей.

Синевир 

Украина

Родина светила «темной» литературы Николая Васильевича Гоголя за последние годы достаточно часто совершала попытки снять собственный фильм ужасов, но в основном дело ограничивалось любительским короткометражным кино или триллерами для телевидения. Самым ярким из недавних экспериментов украинцев в жанре хоррора остается выпущенный в 2014 году «Синевир» Александра и Вячеслава Алешечкиных. Сюжет рассказывает о группе друзей, приехавших отдохнуть на тихое горное озеро Синевир и столкнувшихся с песиголовцами – жуткими существами, напоминающими оборотней из «Псов-воинов». Несмотря на отрицательные отклики критиков и зрителей, фильм вышел в широкий прокат и удостоился чести называться «первым украинским фильмом ужасов в формате 3D».

Слеза князя тьмы 

Эстония

Вкладом Эстонии в мировой темный кинематограф является картина польского режиссера Марека Пестрака «Слеза князя тьмы», выпущенная вскоре после признания Эстонской Республики независимой. Пестрак к тому времени уже был хорошо знаком советскому зрителю: его предыдущие работы «Заклятие долины змей» и «Дознание пилота Пиркса» пользовались большим успехом в прокате. «Слеза князя тьмы» берет за основу повести С. Фгидманна, П. Питеры и Я. Северского и рассказывает историю погони за «перстнем зла» – таинственным артефактом, с помощью которого Сатана хочет обрести мировое господство. Учитывая произошедший раскол соцлагеря, создатели не поленились приправить свой фильм резкими политическими высказываниями: как минимум, это сцена, в которой рассказывается о том, как советский бомбардировщик в годы войны взорвал таллиннский кинотеатр. Так или иначе, «Слезу князя тьмы» можно считать полноценной попыткой Эстонии снять собственный ужастик – пусть и не самой удачной.

Дом веры 

Латвия

Завершающая наш список Латвия как минимум дважды заявила о себе на поприще фильмов ужасов. Мистический триллер «Дом веры», рассказывающий о ведущей блога о «паранормальных явлениях», столкнувшейся с проклятым особняком и его призрачными обитателями, был выпущен в 2013 году, а вскоре после него появился и кровавый хоррор «М.О.Ж.» режиссера Айка Карапетяна. Ни один из этих фильмов не стал большим событием, но оба они сняты на уровне западных триллеров и способны заинтересовать любителей страшилок о маньяках умелым использованием хоррорных ходов и лихо закрученным сюжетом.

Заключение

Будет ли восточноевропейский кинематограф продолжать свое развитие на поприще хоррор-фильмов? Ответ пока неясен, но при таком раскладе любая попытка местных постановщиков заслуживает внимания и своей доли уважения. На десяток посредственных картин может попасться одна стоящая, и кто знает, быть может, вскоре совсем рядом с нами появится новый законодатель темного кино, чьих шедевров будут ждать с дрожью в коленках.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)