DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

И смех, и страх приносящие: клоуны, фокусники и бородатые женщины

Сегодня косплей-культура в России — явление распространенное, успешно проникшее во многие города. В феврале в Волгограде прошел очередной фестиваль косплея «Мишки», тема которого звучала, как «Цирк: смех или страх». Персонажи в исполнении косплееров подобрались соответствующие. Организаторы и по совместительству ведущие шоу Иван Тофтул и Алина Цыба, а также его участники, дали DARKER эксклюзивное интервью.

 

Расскажите подробнее о вашей организации, ведь это не первый и не последний фестиваль, а творческий коллектив, по-видимому, сформирован давно и ставит перед собой задачи, требующие организованности и берущие на себя немалую ответственность.

Алина Цыба (А. Ц.): В первую очередь все мы сами косплееры и задумали мероприятие для того, чтобы у таких, как мы, было больше пространства для реализации себя и самовыражения. Также хотелось привнести в мероприятия этого направления что-то новое и особенное, а именно атмосферность и праздничность. По поводу организованности: у нас нет лидера — мы демократы. Все вопросы решаем сообща и разделяем обязанности по возможностям каждого: например, Майстренко Маргарита из года в год уже пишет сценарии и все музыкальное сопровождение фестивалей. Основной состав организаторов фестиваля — это четыре человека: Майстренко Маргарита, Тофтул Иван, Пичугина Галина и Цыба Алина. Конечно, в составе нашего клуба есть еще участники, но основные организационные вопросы решает именно эта «фантастическая» четверка.

Что насчет команды организаторов и организации феста? У вас оригинальный подход к постановке и уборке реквизита. Это откуда-то позаимствовано или идея всецело ваша?

Иван Тофтул (И. Т.): Груз организации делится примерно поровну между основными участниками (это четыре человека). Это был наш третий фестиваль и опыта уже достаточно, чтобы оптимально распределить обязанности для максимальной эффективности трудовложений. Лично мой вклад был в оформлении и создании сайта, группы встречи ВКонтакте и написании сценария для фестиваля. Наградить ведущего метлой была наша идея. В прошлом году мы пришли на фестиваль друзей и в очередной раз убедились, что выброс конфетти, карт, блесток и т. п. — это не исключение, а систематическая проблема. А точнее, проблема в их уборке, это всегда задерживало мероприятие. Пораскинув мозгами один вечер, мы нашли выход из ситуации — веселый и эффективный.

Почему тематикой выбран цирк?

А. Ц.: Мы проводим фестивали в основном тематические. И потому хотелось чего-то такого ненавязчивого, что объединяло бы в себе и веселое, и страшное начала. А в цирке как раз и присутствует такое сочетание. Вместе с тем — для создания атмосферы праздника.

Со смехом в цирке все понятно. А что насчет страха? Ведь кроме коулрофобии, боязни клоунов, и опасных трюков, что еще страшного может предложить цирк?

А. Ц.: В какое-то время очень популярными были фрик-шоу, к примеру, знаменитый цирк Барнума. Артисты подобных шоу подбирались самые удивительные, а порой и вызывающие страх. Опять же, во многих фильмах ужасов клоуны и фокусники выступают в качестве злодеев. Например, «Американская история ужасов», «Оно» и «Сверхъестественное».

Сама по себе косплей-деятельность для косплееров — занятие как правило убыточное. А какова ситуация у организаторов: окупаемы ли проводимые фесты, приносят ли доход или держатся исключительно на энтузиазме?

И. Т.: Львиная доля все-таки держится на энтузиазме. Вообще в Волгограде проходит четыре крупных косплей-фестиваля, все в разное время года. О какой-то прибыльности речи не идет, даже если мы каждый раз будем собирать аншлаг.

Косплей-мероприятие — массово-зрелищное, в котором задействован не один вид искусства, увлечена им, как правило, молодежь; можно ли считать, что косплей в России в целом и в Волгограде в частности становится неким аналогом КВН?

А. Ц.: Очень сложно провести аналогию с КВН. Здесь совершенно своя, другая канва мероприятия: начиная от подготовки участников к фестивалю, заканчивая тем, что больше всего ценится.

 

Фестиваль «Мишки: Алле-оп» длился всего один день, но за это время полутысячному залу были представлены конкурсы одиночных и парных косплей-дефиле, косплей-постановки танцев и спектаклей, певческие выступления, да и много чего еще. Ну и, конечно же, какой фестиваль без ярмарки?

Было большое количество как оригинальных образов (так называемых «ориджиналов»), так и известных персонажей. Разумеется, на мероприятии хватало клоунов: Джокер и Харли Квинн из вселенной «DCComics», Чарли Чаплин, Шако из «Лиги легенд», Арлекин и Пьеро… Не обошлось и без фокусников, а точнее, фокусниц Затаны Затары и Иллюзиониста. Бородатая женщина в лице Кончиты Вурст также присутствовала: к счастью, не настоящая, а лишь девушка в этом образе. Много было и нецирковых персонажей, таких как Джессика Рэббит, герои из вселенной «Властелин колец», персонажи «FinalFantasy» и много кто еще. Подробнее о себе и своих образах рассказали DARKER косплееры, также принявшие участие в нашей беседе.

Расскажите о своем выступлении на фестивале, о своих образах и их создании, особенностях работы над ними на различных этапах. Ну и конечно, немного о себе. Что насчет предпочтений в темных жанрах различных искусств?

Катя Ким (Полуночный цирк): У нас была танцевальная постановка «Midnight Circus». Мы хотели показать цирк, который существует не только при свете дня, но и в сумраке ночи, где шоу приобретает иной образ. Что касается образов, мы взяли за основу цирковых кукол, которые в конечном итоге стали похожи на Арлекина и Пьеро.

Каждый раз нас вдохновляют корейские исполнители — эти артисты умеют делать шоу, с них пример и берем, — а тут еще и тема фестиваля довольно интересная попалась. Пошив костюмов к выступлению — это всегда испытание нервов и тонны недосыпа, руки в клею… Но все это компенсируется, потому что ты доволен собой и тобой восхищаются люди. Буду честной, как творческая личность, которая сама занимается пошивом костюмов для себя и своей танцевальной команды, я всегда испытываю гордость за свое творение и рада слышать похвалы в свой адрес, потому что лучше этого нет ничего.

К мрачности отношусь положительно, люблю разного рода мистику. Для меня ужасы — это обратная сторона монеты, потому что не бывает много света и добра. Да и хотя бы есть, чем разбавлять цветных фей и радужных единорогов.

Мне 23 года, я парикмахер по специальности, умею шить, немного занимаюсь крафтом. Начинала я как косплеер, но сейчас состою в команде, которая занимается только K-pop кавер-дэнсом. Моей команде «S.P.Y» уже почти три года, мы обожаем то, чем занимаемся, и это реально шанс быть ближе к тому, что мы любим. В основном мы ставим танцы на мужские корейские группы, но на "Мишках" решили попробовать станцевать что-то женское и это был приятный опыт.

Елена Кошка (Мертвая невеста): На образ мертвой невесты вдохновил клип группы Ancient — Willothewis. Там есть кадры, где девушка в окровавленном свадебном платье гуляет по кладбищу. Идея давно была в голове, но воплотить в реальность получилось лишь спустя несколько лет. Найти старое свадебное платье не составило особого труда, да и не так затратно по деньгам получилось, в моей практике были костюмы дороже и сложнее.

Косплеем занимаюсь уже лет шесть, сначала это было просто хобби для себя, было интересно шить костюмы, укладывать парики, делать различные аксессуары, потом я узнала, что у нас в области проходят подобные мероприятия, посвященные подобной тематике, и решила поучаствовать. Теперь стараюсь посещать все фестивали по возможности, ведь там можно не только выступить самому, но и посмотреть творчество других участников, ведь все костюмы, образы, выступления вдохновляют и дают тебе возможность делать что-то новое. Мрачные образы сложнее отыгрывать, так как нужно быть мрачным, я же напротив — человек веселый.

Да, ужасы я всегда любила, может, поэтому это сказывается на выборе образов для перевоплощения. Люблю и часто перечитываю творчество таких авторов, как Энн Райс, Эдгар Аллан По, Шарль Бодлер, Брэм Стокер.

Екатерина Довернье (Иллюзионист): Итак, на фестивале «Мишки 2016» я выступала с оригинальным образом Иллюзионист. Ориджинал образы отличаются от стандартного косплея тем, что здесь не копируется костюм и образ героя аниме/манги/фильма/книги/комикса, ориджинал-образ полностью выдуман и создан самим косплеером. Но что за Иллюзионист без кролика в шляпе? Вот и я в своем дефиле использовала и кролика, и цилиндр).

Что касается меня и косплей-деятельности, я уже несколько старовата для этого. Мне 24 и я работаю с утра до ночи. Но бросать не собираюсь, просто не всегда удается попасть на очередной фестиваль или подготовить костюм. Просто есть во всей этой кутерьме своя прелесть — веселая толчея в гримерке, мандраж за кулисами и всеобщий дух единства, когда ты буквально физически чувствуешь себя частичкой чего-то большого и теплого. Благодаря этим драгоценным минутам не жалко потраченного времени, денег и нервов. А когда все кончается, ты выдыхаешь и говоришь: «Черт возьми, хочу еще!». Мрачные образы мне ближе, хотя бы даже по строению лица. Из предпочтений я все же больше склоняюсь к ужасам, нежели к триллерам. Притом к ужасам мистического характера, паранормальному, а не бензопилам и кишкам, развешанным на дереве. 

Может, в силу возраста предпочитаю классиков — Брэма Стокера, Стивена Кинга, Клайва Баркера. Само их литературное творчество и экранизации, игры. Больше всего люблю, наверное, вампиров — не тех, которые в «Сумерках», а аристократов — потому совершенно принимаю все вариации Дракулы, Кармиллы и Эржебеты Батори.

Мария Амбурцева (Девочка-цирк): Выступала на фестивале уже не в первый раз, в прошлом году тоже была на «Мишках» в качестве участника. В этот раз участвовала сразу в нескольких номерах — показывала косплей-образы, а также участвовала в сценке, танце и караоке. Первый образ — оригинальный, сделан по арту одной художницы. Девочка - воплощение цирка шапито. Самое сложное в этом костюме — создание конструкции. Пришлось с ней повозиться, но потом решение нашлось: из старого обруча, проволоки и тонкого шланга был сделан каркас, а на него уже натянута ткань. В качестве «утяжелителей» для ткани послужил обычный линолеум «под дерево». А остальное — ткань и краски для ткани. Корона так вообще из обычного плотного картона и искусственных декоративных камней. Второй образ — образ первой куклы — Суигинто — из аниме «Rozen Maiden». Платье мне шила родственница на заказ, с мечом также помогали, а мелочи вроде обруча и повязки на шею делала сама, вручную. Роспись по ткани также была моя, делалась с помощью специального трафарета. Если говорить о сценке и танцах, образы там были несложные, правда, переодеваться мне приходилось очень быстро, в кратчайшие перерывы.

Что сказать о себе… Мне 20 лет, учусь на педагога-музыканта на третьем курсе. Люблю детей и животных, пою на каждом шагу, рисую и занимаюсь сочинительством — прозой. В косплее уже почти полтора года, за это время многое узнала и многому научилась, благодаря коллегам-косплеерам, а также людям, знакомым с теми или иными материалами и технологиями. Сейчас уже очень много планов на будущее, но раскрывать их все пока не буду. С каждым фестивалем говорю себе, что больше не буду делать сложные косплеи, но… К сожалению или к счастью, находятся персонажи в доспехах/с крыльями/светодиодами/сложным гримом, которых просто нельзя не сделать. Постоянно учусь на своих ошибках, однако страха сцены, как вначале, уже нет. За это моя огромная благодарность сфере косплея.

Ольга Игумнова (Бист): На фестивале «Мишки» выступала в парном дефиле в образе Саяки Мики из аниме «Девочка-волшебница Мадока Магика». Образ взят из серии одной из карт из одноименной игры. Также участвовала в конкурсе фотокосплея в образе Бист из «Темного дворецкого: Книги цирка». Процесс создания костюма зависит от его сложности и занимает от пары недель до полугода. Самые «быстрые» костюмы обычно заказываются по Интернету, над остальными нужно попотеть, выбирая материал по тону, закупая кучу фурнитуры и прочих мелочей, иногда ожидая их доставки. Сама я больше выполняю роль добытчика-то есть на мне лежит закупка париков, ткани и прочей фурнитуры. Шьет костюмы Катя, вторая девушка нашего дефиле.

Заниматься косплеем начала с 2011 года. Аниме увлекаюсь лет с пяти. С 2013-го являюсь организатором косбенда Nya Project, с 2015-го стала участвовать в иногородних фестивалях, таких как «Аджисай» (Пенза), «Ниндзи» (Саратов), «Драгонфест» (Самара), Всероссийский Воронежский фест и фест в Ростове. Одно из хобби — разъезжать по стране нашей огромной, так что совмещаю приятное с полезным. В основном, это только моральное удовлетворение, знакомство с новыми людьми и приятно проведенное время. Отдача есть в больших городах, как Москва — там косплеерам даже предлагают работу моделей, но это надо уметь себя раскрутить. И все равно уже то, что к тебе подбегают люди, говоря, какой ты классный и просят сфотографировать, приносит уйму радости в сердце любого косплеера.

Ирина Макеева (Джессика Рэббит): Впервые о проводимых фестивалях косплееров я узнала год назад случайно, думала, что такое есть только за границей. На первый фестиваль мы собрались нашей большой дружной компанией за неделю, не участвовали, но все пришли в костюмах из любимых аниме-сериалов. В тот момент я поняла, что это то самое место, куда можно изливать свое творческое «Я» (у студентов медицинского университета с этим негусто). Пошла череда образов и костюмов, а на прошлых «Мишках» мы выиграли в парном дефиле с косплеем на игру «Borderlands». Насчет Джессики идея лелеялась давно, очень мне нравится фильм «Кто подставил кролика Роджера». Не буду вдаваться в подробности о том, какая неудобная скользкая ткань, как сложно найти похожий образец, но могу сказать, что для нее я даже изменила цвет своих волос на рыжий.

В кино не люблю глупые ужастики, где нет смысла, только выглядит все страшно. Другое дело фильмы, снятые с отсылкой к реальным историям: как представишь, что где-то на самом деле подобное могло происходить, жутко становится. И также везде, где есть зеркала, у меня к ним особая любовь. Например, фильмы «Дом у озера» и, как раз-таки, «Зеркала».

Насчет ужасов в литературе, это максимум вампиры и оборотни и, конечно же, лучше «Дракулы» Брэма Стокера для меня нет. Книги про духов и проклятия читать не могу, уж очень я впечатлительная.

 

Номер «Дом восковых фигур» и как танец, и как сценическая постановка выделялся на фоне других. Действие происходит в музее восковых фигур, куда пробирается вор и оказывается в окружении оживших скульптур известных личностей и персонажей.

О создании этого шоу мы поинтересовались у постановщицы Виталины Тимофеевой.

Виталина, скажите, идея «Дома восковых фигур» оригинальна или вы ее где-то позаимствовали?

 В. Т.: Идея оригинальная, во всяком случае ничего подобного я не видела. Подбор музыки и сочинение хореографии лежали на мне, как и отбор танцоров, так как изначально в номере было задействовано всего шестнадцать человек, но по правилам фестиваля их количество должно быть не более десяти. Соответственно, пришлось все переделывать, ведь отсеивание шести танцоров - это заметное изменение с точки зрения композиции танца. Поэтому номер пережил множество изменений, прежде чем зрители увидели его в данном варианте.

Последними к нам на допрос попали циркач по имени Шако и Кончита Вурст.

Что касается твоего персонажа, это ведь классический арлекин, персонаж-трикстер или косплей на вполне конкретный образ из популярной культуры? Расскажи о своей причастности к фестивалю, очевидно, твой образ являлся ни много ни мало визитной карточкой мероприятия. И поподробнее о создании костюма и аксессуаров: затратно ли было, сам создавал или кто-то помогал?

Владимир Костров (Шако): Участвовал в фестивале я как обычный косплеер. Только еще организаторы попросили слегка помочь в сценках между выступлениями, вот я и выбегал. Спасибо за визитную карточку. Как вижу, запомнился я многим и это не может не радовать. Я счастлив, что смог так вписаться в тематику фестиваля и обрадовать стольких людей.

Насчет самого персонажа, Шако, пожалуй, нельзя назвать классическим арлекином. Этот персонаж пришел из очень популярного фэндома «League of Legends». Я сам очень люблю играть за этого персонажа. У него в арсенале множество трюков. Отравленные ножи, способность исчезать и галлюциногенный газ, порождающий его клона (я как раз постарался показать это все в своем дефиле). Из всего этого можно заметить, что не зря его второе имя - Демонический Шут. Сам образ воплощает собой абсолютное дремлющее зло, но, как говорится, любовь — сильнейшее чувство на свете. И злоба ему, конечно же, не помеха. На создание этого костюма ушло ни много ни мало два месяца. Самому сшить такой костюм было невероятно проблематично. Поэтому я попросил помощи у двух невероятно добрых и смелых швей. Сначала мы все боялись этого проекта до дрожи в коленках. Но глаза боятся, а руки делают. Особые проблемы доставила шапка арлекина. Вторым по сложности были эти прекрасные сапожки и дутые штаны. Сначала мы с ними мучились, ну а потом понеслась, и уже через месяц мой костюм был почти готов. Сомневаясь в своих способностях ваятеля, я обратился к прекрасному (просто великолепному) крафтеру масок.

Работа вышла действительно идеальной. Правда, я чуть не отключился после своего дефиле, так как не мог продохнуть в маске, у меня кончился воздух и потемнело в глазах. И последние пятнадцать секунд дефиле я уже танцевал в обморочном состоянии. Добраться движением «волна» до гримерки помогла мысль, что если я сейчас упаду на сцене, то смущу прекрасных организаторов фестиваля. В остальном же маска сыграла великую роль! Она сделала из меня того, кем я был на фестивале и помогла полностью влиться в характер этого персонажа, стать им. Также огромную работу проделал мой хороший друг, крафтер, который смог изготовить мне прекрасные элементы брони и два длинных ножа. К сожалению, в последний момент нам пришлось отказаться от брони, так как в ней я не смог бы станцевать, но потом большую часть фестиваля я проходил со своим классическим оружием.

И да, чуть не забыл. Хотелось бы отметить косплеера, который смог оказать мне услугу и поддержать меня. Она была моим «клоном» на дефиле и это был косплеер, победивший в одиночном дефиле «Добро». Весьма символично, не правда ли? В остальном, мою рефлексию на этот невероятный фестиваль можно прочитать в группе самого фестиваля. Я оставил там большой отзыв, в котором можно найти много важного. А также я скоро загружу в группу видео всех одиночных дефиле блока «Зло» и видео своего награждения.

Ярослава, расскажите о создании своего образа. Кроме того, что Кончита - это такой новый комический персонаж, что еще подвигло преобразиться в него? (Или в нее?) Как я понимаю, в тему цирка оно вписывается очень кстати, ведь были же так называемые бородатые женщины во фрик-шоу Европы и Америки. Сложно ли было воссоздать образ, какие особенности?

Ярослава Самохина (Кончита Вурст): На самом деле все началось с песни. Мы с подружкой как-то раз дурачились и стали петь «Rise Like a Phoenix», подражая Кончите. Потом песня выучилась сама по себе. Затем узнаю о теме «Мишек» и чуть не смеюсь в голос: бородатая женщина — это то, что мне нужно! После подачи заявки (почти в последний день) я пробовала рисовать бороду. Но это не так просто, как кажется! Поэтому я решила повременить с бородой и занялась париком. После его укладки осталось много волос на расческе (так часто бывает, когда расчесываешь парик) и тут мне в голову пришла идея — а почему бы не нарезать эти волосы и не приклеить? Подкрепившись знаниями ютуба и гугла, я мелко настригла волосы, приготовила клей для ресниц, фильтр для аквариума и аквагрим. Не поверите: я сделала идеальную бороду! Таким образом, на фестивале я щеголяла с почти настоящей растительностью на лице (в которой между прочим, очень жарко!). Все остальное найти было несложно. Платье, туфли и украшения нашлись дома, парик забран у «Катары». Главное - желание, для остального есть MasterCard.

О своей косплей-деятельности могу сказать одно — она вся какая-то Кончита. Просто обожаю смешных, ненормальных или в какой-то степени непростых персонажей (не в плане костюма, а в плане отыгрыша). Я больше люблю играть, а не наряжаться, поэтому мои любимые образы — отец анимешницы, уборщица, стиляга, Зуко, Зуо, Мао в домашней одежде и та же Кончита Вурст. Хотя я себя косплеером особо не считаю, так как у меня опыта совсем немного, а лицо и фигура тяжело сочетаются с косплеем, где нужно идеально всем походить на персонажа. Поэтому у меня больше образов и больше сценок, песен, танцев, чем дефиле или фотокосплея.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)