DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Игра в классики

Кровь и железо / The Blade Itself (роман)

Автор: Джо Аберкромби

Название: Кровь и железо / The Blade Itself (первый роман трилогии «Первый закон»)

Жанр: темное / героическое фэнтези

Издательство: Эксмо, Домино

Серия: Черная Fantasy

Год: 2009

Кровь и железо. Обложка

Роману Джо Аберкромби удивительно повезло с аннотацией. Там над государствами сгущается тьма, чёрной язвой зреет измена, а тёмные (видимо, тусклее язвы) правители Юга, наделённые колдовской силой, только и ждут, как бы наброситься на соседей. Проще говоря — там воняет типографской краской застарелого штампа. И лавка вывеске под стать. Аберкромби напоминает ребёнка, который пытается — со всем положенным трудолюбием — собирать мозаику из чужих деталей. Пытается сотворить симфонию, не умея толком сыграть на дудочке. Да, он хочет, чтобы всё было как у взрослых — несколько сюжетных линий, психологический контраст персоналий, сложносочинённая интрига и сюжет, натянутый как гарпунный линь. Но толку-то, если возможности не соответствуют запросам?

Из-под пера Аберкромби рождается очередной молчаливый варвар, разумеется, обречённый на Миссию и контакт с цивилизованным миром, очередной молодой да ранний фехтовальщик, которого ждёт скорая смена цыплячьего пуха на орлиные перья; и добрый маг будет, и его ученик, и маг несколько злее, и любовь будет, и кровь. И будет всё это банально, в средневековых декорациях, набросанных едва ли не штрих-пунктиром. Там же, где из серой механики выбиваются детали поярче, знакомому с жанром человеку сразу становятся видны не достоинства деталей, а их сложная генеалогия — родовые пятна других писателей, в основном Бэккера и Мартина. Единственный образ, который в романе не заимствован из чужих кладовок, а задуман и проработан самостоятельно — это персонаж инквизитора Глокты. Пусть и не без огрехов, но автору удалось достоверно показать характер человека, потерявшего всё, низведённого пытками в комок скулящей судороги, но из железной жажды жизни сцементировавшего в себе фундамент, и пером одной только воли написавшего себя заново. Такие люди были в истории — например основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола, заново учившийся передвигаться после тяжелейшей травмы ноги. Да, эта фигура — человек, играючи ломающий о колено психику людей сильных и здоровых, но не способный контролировать собственный сфинктер — фигура выигрышная, ферзь. Он приковывает внимание, за ним какое-то время интересно наблюдать. Но Глокта хорош сам по себе, без Аберкромби, который пытается встроить калеку-сыщика в архитектуру политической интриги, и, позабытый было, факт опять всплывает — перед нами ребёнок, двигающий фигурки не по руке, сообразно по-детски безбровому пониманию правил. То, что автор с самой серьёзнейшей миной пытается выдать за хитросплетение невода политических игр иерархов средневекового социума — выглядит наивно, алогично и жалко, как писанина правдоискателей от конспирологии, посвящённая кровавым тайнам НКВД и гестапо. Литератор своими же руками — своим же топорным топором — рубит единственный сук, что вырос на его дереве полнокровным и крепким. А ведь даже листва, этот сук окружающий, живописуется весьма коряво. Так, например, в романе нет и словечка о какой-либо религии, инквизиция, где работает Глокта, представлена службой глубоко светской, но её руководителя всё равно клишировано называют «преосвященством». Это оксюморон не фатальный, но раздражающий. И не единственный.

В каком-то смысле, весь роман — подобный оксюморон, где задумка и средства (гомогенная чернуха, грубоватый юморок) не соответствуют конечному продукту, который щеголяет клеймами шаблонов и прорехами неточностей, будучи написан довольно скудным — хотя, отдам должное, вовсе не безнадёжным — языком. И заканчиваем мы чтение романа Аберкромби, только чтобы узнать: роман Аберкромби это, по сути, не роман, а пролог, как синюшное брюхо утопленника разбухший до шестисот с лишним страниц. Но меня следующая серия интересует крайне мало. Раз уж это присказка, значит сказка — дрянь.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)