DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Интерактивная жесть

Первой успешной видеоигрой в истории игровой индустрии стал Pong — спортивный симулятор пинг-понга с соревновательным элементом. Казалось бы, при таких исходных данных никак не могло зародиться новое бизнес-направление, которое спустя несколько десятилетий политики и СМИ будут обвинять в чрезмерном насилии и тлетворном влиянии.

На самом деле страсть к уничтожению себе подобных в видеоиграх присутствовала с первых дней. Задолго до Pong существовали Spacewar! и Computer Space — аркадные космические стрелялки, сутью которых было уничтожение корабля противника. Поэтому нет ничего удивительного в пути от крошечных схематических точек на экране до фотореалистичных фонтанов крови в фаталити из Mortal Kombat.

Допустим, игроки и учёные, не нашедшие ни одного доказательства связи между компьютерными играми и реальной жестокостью, относятся к виртуальному насилию как к чему-то само собой разумеющемуся. Но что делать далёким от данной культуры людям, видящим, как Кратос отрывает голову Гелиосу, чтобы в дальнейшем использовать её как фонарик? Или как Данте вырезает ад в Dante’s Inferno с не меньшим рвением? А миссии «Ярости» из GTA: Vice City и вспышки «Безумия» Тревора из GTA V — кто, положа руку на сердце, скажет, что они не полны бессмысленного насилия?

Протокола ради будем честны: действительно существуют игры, эпатирующие за счёт насилия или уповающие на него как на один из основополагающих элементов. И речь сейчас не о наматывании кишок в пресловутой «Дока», игре настолько ужасной, что само её существование до сих пор скрывается от людей (бездарные подделки не в счёт).

Итак, окунёмся в увлекательный мир концентрированного и гипертрофированного насилия в видеоиграх.

Самоцель как таковая

Если речь заходит об играх, в которых насилие на первом месте, то сразу вспоминается польский аркадный шутер Hatred. Игра, получившая максимальный возрастной рейтинг от комиссии ESRB, задолго до релиза обзавелась статусом интерактивного «Боулинга для Колумбины». По сюжету некий готического вида брутальный мизантроп, похожий на рэстлера Гробовщика или перекачанного Брэндона Ли из «Ворона», переходит от словесных признаний в ненависти ко всему человечеству к непосредственному истреблению мерзких людишек — хотя бы в рамках одного отдельно взятого городка. По сути, просто устраивает стрельбу по всем, кто попадает в кадре — от безоружных гражданских до полицейских и спецназа. Мрачность происходящего подчеркивает черно-белая палитра, раскрашиваемая только синими огнями полицейских сирен и алыми всполохами взрывов и выстрелов.

Сама игра, как это часто бывает с замечательными идеями в польском исполнении, оказалась в разы хуже поднятого хайпа. Впрочем, заложенные идеи не помешали запретить Hatred в некоторых странах. Всё благодаря запредельному количеству бессмысленного насилия. Собственно, кроме него, игре похвастаться-то особо и нечем.

Несколько иначе обстоят дела с Hotline Miami. Стилизованное под пиксельную графику и засунутое в неоновые 80-ые старое доброе ультранасилие оказалось в разы успешнее вышеупомянутого коллеги из Польши. Может, дело в более увлекательном геймплее? Или в гармоничном стиле, грамотно сочетающем ретро-эстетику на всех уровнях, включая альтернативно-исторический сюжет про оккупацию коммунистами США? Согласно ему, безымянный главный герой время от времени получает зашифрованные послания по «Горячей линии Майами», где его просят выполнить некую рутинную работу по разным адресам. Истинная суть таких сообщений — отправиться в пункт назначения и убить там всех. Таким образом, подпольная организация расправляется с всемогущей русской мафией, ассимилировавшейся на территории страны после победоносной войны на Гавайях. От участи порнографического рейтинга и запретов продажи игру спасает только пиксельная графика — мультяшное насилие не так шокирует нежную психику рецензентов.

Рассказывая об играх, в которых резня и мочиволо являются самоцелью, нельзя не упомянуть о культовой классике в лице Postal. Но не второй, популярной части, где всё скатилось в трэш, угар и опционально содомию от первого лица. Нет, настоящее безумие творилось в изометрической первой части. Собственно, упомянутый ранее Hatred некоторыми игроками считается не более чем вольным ремейком игры про Почтового Чувака, только в красках «Города грехов».

Название Postal отсылает к сленговому выражению заокеанских штатов «going postal», что переводится примерно как «слететь с катушек и всех замочить». Появилось оно неспроста — в 80-ых годах прошлого века по США прокатилась череда инцидентов, когда люди начинали убивать коллег прямо на рабочем месте. А началось всё с оклахомского почтальона Шеррилла Патрика, из-за которого фраза и пошла в народ. И в игре, как ни странно, заниматься приходится аналогичным делом — просто убивать всех подряд, без разбора, увеличивая счётчик убийств.

Оригинальную игру, в дальнейшем разросшуюся в полноценную франшизу (экранизация от герра Уве Болла прилагается), отличает не только изометрический вид сверху и сбоку, но и отсутствие юмора, а также возможность пройти игру, не убив никого, кроме вооруженных противников в виде полиции, армии и решивших стать героями ополченцев. Правда, за отстрел невиновных предусмотрена ачивка, но это уже на совести игрока.

Не мы такие, жизнь такая

Однако далеко не все персонажи компьютерных игр спят и видят, как бы устроить кровавую баню. Некоторые из них (и таких подавляющее большинство) оказываются против своей воли втянуты в неприятности, из которых без жертв не выбраться. Как, например, персонажи интерактивной дилогии Saw — Saw: The Videogame и Saw II: Flesh & Blood. Эти ужастики, основанные на серии фильмов «Пила», рассказывают о детективе Дэвиде Тэппе и его сыне Майкле. Каждый в своей части, они попадают в лапы Конструктора и вынуждены играть в жуткую игру с куклой Билли. Само собой, фирменные ловушки кровавой франшизы никуда не делись, позволяя игрокам в полной мере насладиться последствиями неудачных решений в ходе прохождения.

Чуть больше повезло агенту ФБР Томасу Итану, протагонисту дилогии Condemned. Ему по долгу службы приходится иметь дело с различными психопатами и прочими отбросами общества, поэтому к тёмным проявлениям людской натуры он приучен и немного закалён. Однако всё меняется в одночасье: идя по пятам за «серийным убийцей серийных убийц» (маньякам тоже не чужд постмодернизм), Томас втягивается в загадочную и мистическую историю. По всему городу вспыхивают случаи беспричинной агрессии, а власти уже не вывозят охрану правопорядка. Вдобавок героя начинают мучить галлюцинации с участием таинственных существ.

Разумеется, Condemned стала популярной отнюдь не из-за конспирологического сюжета. В основу геймплея разработчики запихнули битемап-механику, только вот с учётом вида от первого лица смотрелась она удручающе реалистичной. Вдобавок сами поединки были построены не как в обычных экшенах, когда на героя с запасом энергии и выносливости выбегает ватага, чтобы тут же красиво полечь, а скорее как дуэли в Mortal Kombat. При должной криворукости слить бой можно было и одному противнику, а уж когда их выбегало несколько, начиналась форменная «сельская дискотека». В ход шли подручные предметы, весело ломающиеся о головы маргинального быдла, а от редкого огнестрела толку было чуть больше, чем от зонтика в море. Реалистичный и жестокий мордобой с мелкой гопотой всех мастей — опыт, которого никто, кроме этой игры, подарить не мог.

А вот кто совсем не терзался моральными дилеммами (в отличие от управляющих им игроков), так это Джеймс Эрл Кэш, бывалый рецидивист-убийца, коего за дела его аморальные приговорили к смертной казни. Только до фатальной инъекции дело не дошло — Кэша усыпил и похитил вайнвудский режиссёр (отсылка к другим играм Rockstar Games) Лайонел Старквейзер для участия в кровавом и жестоком реалити-шоу Manhunt. Суть шоу в том, что на героя ведётся охота, а он должен оставаться в живых как можно дольше, попутно убивая преследователей. Самый циничный смак игры, из-за которой её запретили в разных странах, — это реалистичные убийства при помощи подручных предметов. Режиссёр записывает похождения Кэша на разбросанные тут и там камеры, поэтому устранение охотников — так называемые «казни» — должны быть максимально зрелищными для большего рейтинга. По сути, любое убийство можно выполнить тремя способами: быстро и тихо, чуть подольше и пожестче и максимально кроваво, громко и шумно. В конце каждого уровня выдавался рейтинг, максимальных результатов которого можно было достичь лишь самыми отмороженными убийствами. В общем, снафф-муви в прямом эфире.

В момент выхода Manhunt наделал много шуму во многом благодаря общей кровожадности и аморальности наполнения. В те времена Rockstar ещё умела клепать хиты, плюющие на рейтинги и мнение политиков, за что народ щедро платил преданной любовью. Вторая часть, вышедшая спустя четыре года, увы, успеха оригинала не повторила — возможно, в силу отсутствия толкового главного героя. На том серия и загнулась, а ждать её воскрешения в современные, чрезмерно толерантные и обидчивые времена, попросту глупо. Хотя независимые идейные продолжатели имеются, например Tormentor.

Очень странные дела

Пытки, насилие и жестокие убийства пугают в первую очередь тем, что они максимально реальны. В отличие от призраков, оборотней, вампиров и прочей сверхъестественной нечисти, каждый может столкнуться с ними в любой день. Это и есть самое страшное. Но в художественных произведениях полёт фантазии не ограничен унылыми физическими законами. Поэтому фантастический элемент может не просто присутствовать, но вознести жесть на невиданные высоты.

В теме про «грязный» хоррор, называемый также «сплаттерпанком», просто нельзя не упомянуть серию битемапов Splatterhouse. Франшиза насчитывает пять игр, включая ремейк 2010 года. Главным героем «Забрызганного дома» является парень Рик, вынужденный спасать свою сперва девушку, а затем и жену от нашествия разнообразных монстров и мутантов. Помогает ему в этом проклятая «Маска ужаса», которая позволяет Рику самому ненадолго превращаться в суперсильного монстра. Только есть одна проблема — маска наделена собственным сознанием и потихоньку порабощает Рика, делая его своей марионеткой.

Сюжеты игр вдохновлены творчеством Говарда Филипса Лавкрафта, а одной из интересных особенностей третьей части стали различные варианты концовок: Рик запросто мог опоздать и не спасти ни жену, ни сына. Впрочем, игроки наверняка ценили не столько культурологические отсылки, сколько омерзительный дизайн монстров и кровавый игровой процесс.

Если уж говорить об отсылках, древних особняках, проклятых предметах и прочих адских темах, то необходимо вспомнить и классический шутер от первого лица Blood. К слову, весной 2019 года студия Nightdive Studios выпустила эталонный ремастер Blood: Fresh Supply, сохранивший дух оригинала в первозданном виде, подтянув лишь визуальную часть до современных систем. Игра в полной мере соответствует названию: кровищи в ней хоть отбавляй. А также черного юмора, разнообразных пасхалок, жуткой атмосферы и захватывающего геймплея. История вертится вокруг паренька по имени Калеб, в прямом смысле восставшего из могилы, чтобы отбить у религиозного культа свою возлюбленную (а потом отомстить за её смерть). Игра, без преувеличения, шедевральна, полна пиксельных кишок, отрубленных рук, снесённых голов и прочих прелестей настоящего садиста. Пантеон неприятелей варьируется от банальных фанатиков в рясах и с томми-ганам до летающих горгулий и людей-рыб (опять же — привет, Лавкрафт). Кстати, у игры есть идейный последователь, созданный фанатами, — олдскульный и годный шутер Dusk.

Схожую атмосферу безумного адского мракобесия от первого лица, включая тему с воскрешением, может предложить и шутер Clive Barker’s Jericho. Это уже не первая попытка британского мэтра заигрывать с игровой индустрией — за несколько лет до этого вышел Clive Barker’s Undying, тоже экшен от первого лица. В обоих случаях протагонистам предстоит столкнуться с паранормальными и потусторонними сущностями. Но если Undying стал вехой в развитии жанра хорроров, то Jericho приняли чуть более прохладно. Несмотря на разительный скачок в визуале (технологии за шесть лет шагнули далеко вперёд), вторая попытка поразить геймеров наткнулась на неприятие. В отличие от мистической истории, «Иерихон» сделал ставку на насилие и боди-хоррор, что у некоторых игроков вызывало скорее отвращение, чем интерес. А кого-то, наоборот, прельщала как раз эстетика выпотрошенных тел. Как бы то ни было, Clive Barker’s Jericho — лучшее на данный момент переложение в формат видеоигр автора «Восставшего из ада» со всеми его тошнотворно-пыточными тематиками.

Впрочем, есть на наших винчестерах кое-какая франшиза, которая может дать фору баркеровской расчленёнке. Эту игру ещё на стадии пиар-кампании нахваливали за необходимость тактически кромсать конечности супостатов. Благо их, конечностей, у местных супостатов зачастую с излишком. Речь идет, конечно же, о научно-фантастическом хорроре Dead Space. Простой парень Айзек Кларк (названный в честь Айзека Азимова и Артура Кларка) — самый что ни на есть обычный космический инженер. Он прибывает со спасательной миссией на корабль «Ишимура», который внезапно послал сигнал бедствия. Любой знаток ужасов знает: послали SOS — жди беды. Но Айзек — парень практичный и в любви к ужасам замечен не был. Однако ужасы сами протянули к нему свои руки — а точнее, щупальца, тыкальца и прочие ложноножки. Дело в том, что экипаж «Ишимуры» подвергся воздействию инопланетной силы, известной как Обелиск. Оный артефакт заражает своих адептов вирусом, позволяющим ассимилировать мёртвую плоть в некое подобие роя с единым разумом. Полученные твари называются некроморфами и выглядят ещё хуже, чем это звучит.

Айзеку предстоит планомерно решать технические задачи на космическом корабле, время от времени отстреливая жадные конечности мерзким космическим покойникам. Истребление осложняется крайней живучестью последних — даже лишившись половины отростков, некроморфы стремятся дотянуться до инженера. Внешний вид этих существ, добротный и крепкий сюжет, не лишённый шокирующих твистов, и компиляция геймплея с подачей настолько понравились игрокам, что породили в итоге ещё два продолжения и несколько воплощений за пределами игровой индустрии — мультфильм, комиксы, книги.

Однако бывает так, что не всегда против чудовищ сражается обычный человек. Иногда сам протагонист — чудовище не меньшее, чем те, кого он изничтожает. Примерно@ как Торк, главное действующее лицо дилогии The Suffering. Его история начинается в тюрьме, где он сидит за якобы убийство своей жены и детей, только вот сам Торк ничего об этом не помнит. Небольшой спойлер: в зависимости от действий игрока меняется концовка — и может случиться так, что герой действительно убил свою семью, или же довёл до самоубийства, или вообще не при делах. Как бы то ни было, чтобы добраться до разных концовок в обеих частях игры, необходимо прорваться через уровни, заполненные разнообразными противникам. Местная фауна искажена фантазиями разработчиков (или больным разумом Торка) до состояния фантасмагоричных существ в духе японских хорроров, в частности серии Silent Hill. Так, заключённые наркоманы являются утыканными гигантскими шприцами скрюченными туловищами, у рецидивистов-убийц вместо рук и ног —длинные остро заточённые лезвия, а призрак охотника за беглыми рабами держит на цепи антропоморфных собак с человеческими лицами. Ах да, сам Торк в приступе ярости умеет превращаться в некоего ликантропа, сносящего головы одним ударом когтистой лапы. Такие вот прямолинейные аллюзии от чикагских разработчиков.

Споры о вреде компьютерных и видеоигр для психики продолжают с завидной регулярностью возникать в информационном поле. Учёные раз за разом проводят исследования — и раз за разом не находят убедительных доказательств корреляции между жестокостью в играх и реальным проявлением агрессии и насилия. Даже наоборот — виртуальный мир помогает сбросить стресс от мира реального. Впрочем, любой геймер со стажем, в отличие от далёких от игр политиков, и так прекрасно это знает.

Причина же крайне проста: гипертрофированное насилие, жестокость, кровожадность и прочие асоциальные проявления — всего лишь инструмент в руках творца. При наличии таланта и умения даже условный Manhunt, безумно выглядящий на бумаге в качестве описания, превращается в культовый шедевр. Справедливо и обратное: если игре нечего предложить аудитории, кроме эпатирования на скользких темах, то и в памяти она надолго не задержится. Из свежих примеров — польская Agony, которая, правда, разжилась спин-оффом Succubus.

Так что продолжайте потрошить виртуальных недругов с чистой совестью и спокойной душой. Ведь это всего лишь игра, не так ли?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)