Византия / Byzantium
Великобритания, США, Ирландия, 2012
Жанр: ужасы, драма, триллер
Режиссер: Нил Джордан
Сценарий: Моира Буффини
В ролях: Сирша Ронан, Джемма Артертон, Сэм Райли Калеб, Лэндри Джонс, Дэниэл Мейс, Джонни Ли Миллер
Похожие фильмы:
- «Интервью с вампиром»
- «Впусти меня»
- «Вкус ночи»
В наши дни тема вампиризма в кино не то чтобы достигла апогея, а скорее перешагнула высшую точку популярности, набив оскомину и уже вызывая у многих зрителей отторжение, а у некоторых и того больше — нервный тик. Но если забыть на время сумеречную эпоху, среди фильмов этой тематики можно найти не только достойные, но и культовые образцы. Среди них далеко не на последнем месте находится «Интервью с вампиром». Его режиссер, Нил Джордан, почти на два десятилетия покинул мир кровососов, но недавно что-то заставило его вернуться к вампирской тематике.
Фильм «Византия» чем-то похож на «Интервью с вампиром», но в то же время это совсем другая история, которая отличается не только концепцией, но и манерой подачи.
В центре повествования — две вампирши, которые всюду представляются сестрами, но на самом деле их связывают иные семейные узы. Неспешно, под меланхоличную музыку и строки из дневника юной Элеоноры, раскрывается непростая жизнь таких разных женщин. Их история разделена на две части — прошлое и настоящее, которые переплетены тяжким грузом былых ошибок и нынешних страхов. Давным-давно судьба старшей из них, Клары, повела ее по разрушительному пути. Ей пришлось зарабатывать на жизнь проституцией и она так бы и закончила свое существование, скончавшись в молодом возрасте от какой-нибудь болячки, если бы не случай, позволивший ей обрести некое подобие бессмертия. Единственным значимым человеком для нее была дочь, воспитывавшаяся вдали в сиротском приюте. С ней Клара решила разделить вечность. Скромная сдержанная Элеонора — полная противоположность своей матери. Они словно ночь и день, разбушевавшееся пламя и прохладный ветерок, жестокость и сочувствие. Но друг для друга они все — поддержка, опора, защита, надежда.
Это, прежде всего, история непростых взаимоотношений матери и дочери. И лишь потом — фильм о вампирах. Причем вампиры здесь — это сугубо мужское братство, и женщинам запрещено вступать в его ряды. Главные героини находятся вне закона представленного мистического мира и вынуждены скрываться от врагов на протяжении нескольких столетий. На их взаимоотношениях, а также борьбе с могущественным противником и построен сюжет. Двое против целого мира — так можно охарактеризовать основную концепцию фильма.
«Византию» и «Интервью с вампиром» объединяет режиссерский почерк, но во многом новый вампирский фильм Нила Джордана уступает предшественнику. Тут нет новизны и сюжетно он проще. Характеры раскрыты неплохо: Джемма Артертон и Сирша Ронан показали на экране яркие и глубокие образы, да и исполнители второстепенных ролей смотрятся не хуже. Например, Джонни Ли Миллер преобразился настолько, что его и не узнать.
К визуальной подаче также особых претензий нет. Картинка снята в приглушенных тонах, и перед зрителем открываются красивые холодные пейзажи, придающие истории меланхоличное настроение. Однако завязка истории, которая показана во флэшбеках, выглядит более интересной по сравнению с линией настоящего. При всех достоинствах фильм страдает от сентиментальности, привносящей некую приторность. Есть несколько интересных пересечений воспоминаний и реальности, прошлое словно накладывается на настоящее, когда героиня Сирши бродит по знакомым местам. Причем флэшбеки превосходят наше время не только сюжетно: они и сняты интереснее, довольно достоверно и пропитаны большим вампирским антуражем. Особенно стоит отметить само место обращения с его кровавыми реками.
Этот фильм уж точно не назовешь динамичным, несмотря на присутствие убийств и драк. Здесь также чувствуется авторская рука Моиры Буффини, сценаристки фильма «Джейн Эйр» 2011 года, — по подаче эти фильмы довольно похожи.
«Византия» оставляет после себя двоякое впечатление: с одной стороны, она захватывает своим рефлексирующим настроением, пронизывает серым готическим духом и, казалось бы, цепляет драматической наполненностью, но вот тут-то и показывается обратная сторона, эмоциональная подоплека, которая не так сильна, как кажется. Героям хочется сопереживать, но в какой-то момент нить между историей и зрителем становится тоньше и дальше не ясно, порвется эта связь или же дотянет внимание аудитории до конца.
1 Мельник 07-12-2013 19:05
Сомневался, стоит ли смотреть, в последнее время недолюбливаю вампирскую тематику. Рецензия не дала однозначного ответа, зато комментарии подсказали, что фильм скучноват - значит, мимо, лучше что-нибудь другое посмотрю. Спасибо.
2 delfin-mart 22-11-2013 02:11
Начала смотреть, надеялась на что-то интересное, но дотянула только до встречи девушки со стариком, и на этом - все. ) Наверное, самое красивое не успела увидеть - сломалась, не досмотрев. ))
Как-то не увлекли проблемы вечной проститутки-вампирши и меланхоличной тоскующей девочки-подростка. Очень уж долго разворачивали действие - так мне показалось. Но, может, когда-нибудь все-таки досмотрю )
3 ersi13 22-11-2013 15:32
Может и под-затянуто и сюжет развивается уже скорее после встречи. Но, если не пошло, не стоит мучиться)
4 Pickman 22-11-2013 00:18
Пока что единственный фильм в этом году, который я оценил 10/10. Если я точка, то это попадание в нее.
А Сирша - мечта.
5 ersi13 22-11-2013 15:30
Очевидно, это ваше кино)
6 Парфенов М. С. 21-11-2013 20:37
Фильм красивый, но удивительно скучный (для меня, по крайней мере). И еще, я не знаю за что в Голливуде etc так любят Сиршу Ронан. Меня эта юная актриса раздражает, к тому же на ее счету вообще нет ни одного кассово успешного фильма.
7 ersi13 22-11-2013 15:28
Скучноватый, в какой-то мере. Но некоторые сюжетные линии меня порадовали. Сирша меня не впечатляет так, как многих. Она какая-то холодная, серая. Но тут такой образ уместен.
8 Парфенов М. С. 22-11-2013 18:30
Знаете, да, здесь она не особо раздражает. Но в целом я бы, после просмотра таких фильмов с ее участием как "Милые кости", "Ханна", "Гостья" и еще каких-то, уже не помню каких, назвал бы ее: а. некрасивой; б. играющей одно и тоже из фильма в фильм. Если в "Милых костях" ее образ вполне подходил 9а может, Питер Джексон так постарался), то в других фильмах я регулярно ловлю себя на мысли что предпочел бы увидеть кого-то еще на ее месте.
9 ersi13 24-11-2013 02:54
О ее внешности не берусь судить, хотя есть в ней что-то необычное, наверное, это и притягивает. Но играет она однотипно, согласна.