Тувинские народные сказки (сборник)
Составитель: Марк Ватагин
Жанр: сказки, триллер, криминал
Издательство: Наука
Год издания: 1971
Перевод: М. Ватагин
Похожие произведения:
- Бурятские сказки
- сказки народов Камчатки
Раньше раннего, древнее древнего, когда рога быка сгнивали и падали, а хвост верблюда тащился по земле... Одним словом, очень и очень давно исследователи фольклора забирались в дальние уголки этой страны и записывали предания малых народов, одним из которых были тувинцы, проживающие там, где Пий-Хем и Каа-Хем сливаются в Великую реку, а по-нашему Енисей.
Благодаря этим людям во второй половине двадцатого века появился сборник «Тувинские народные сказки».
Тувинская картина мира, как и во многих сибирских религиях, состоит из трех миров. В Верхнем мире живет Тенгри, творец всего сущего, Средний мир населен людьми, а Нижний — злыми духами, которых возглавляет Эрлик-хан, сами же духи носят название эрлики. Но сказки — это творчество людей простых, которые не вдавались в нюансы шаманизма, поэтому Верхний мир мог быть населен не только божествами, а такими же людьми, которыми управляют ханы и которые живут в юртах и кочуют по небесной тверди, как по земле. Основные герои сказок — чаще всего старики и юноши, например сирота Оскюс-оол, очень похожий на Ивана-дурака. Реже героями становятся богатыри, которые обладают шаманскими способностями и могут с легкостью перемещаться между мирами.
Раз уж речь зашла про богатырей, то скажем пару слов и о них. Богатырь не мыслит своей жизни без коня. Это его друг и помощник. Богатырь обладает не только дюжей силой, но и легко принимает форму любого животного или человека. Он не наказывает обидчиков, не воюет за правду, редко защищает невинных. Нет, тувинский богатырь отправляется в дорогу, чтобы показать свое превосходство соседу-хану, отобрать у него стадо или одну из красавиц-дочерей.
Две сказки сборника посвящены этим героям.
«Тевене-Меге и конь его Демир-Шилги» — эпос о трех поколениях, которые завоевывают себе место под солнцем. Они расширяют границы влияния, отправляясь то в Нижний, то в Верхние миры, их противники выставляют против богатырей злых существ и шулбусов, но в итоге враг оказывается побежден. Зачастую богатырь не удовлетворяется простым убийством, он расчленяет антагониста и скармливает его останки диким животным.
Вторая сказка называется «Бесстрашный Хан-Хулюк».
На этот раз богатырь противостоит уже своим родственникам и друзьям, которые пытаются его извести — и у них это получается. Хан-Хулюка расчленяют, но хтонические существа возвращают его к жизни.
Расчленение — достаточно распространенная тема в сказках Тувы. Например, в истории «Шесть братьев» братья не только грабят Хеймер-Ооола, но и отрезают ему ноги, избивают дубиной и оставляют умирать. Сюжет, достойный забористого сплаттера.
Возможно, культ расчленения уходит корнями в тибетский обряд небесного погребения, при котором покойника сначала разрезают на части, а потом скармливают птицам.
Птицы, чаще всего вороны, тоже играют не последнюю роль в сказках тувинцев. Например, в истории «Старик и вороний хан» ворон становится другом Курту-Дузактара и одаривает его благами. А в сказке «Старик Бумбаадай», наоборот, птицы — это оружие злого хана из Верхнего мира, но хитрый Бумбаадай справляется с ними и выкалывает им глаза. В истории «Уран-дойду, одаренный попугай» птица рассказывает сказку, в которой рассказывается еще одна сказка, отчего повествование похоже на матрешку.
Интересно восприятие пространства и времени в картине мира тувинцев. В их сознании нет сухих метрик типа месяца или года. Время отражено через неумолимость изменений в природе: «пока он жил, удлинились овраги, углубились лощины». А понятие перспективы им вообще чуждо. Палец богатыря может быть размером со скалу, а одним махом он может перешагивать горы. Борющиеся противники могут поднимать друг друга до небес и обрушивать на землю так, что моря выходят из берегов.
За века шаманизма и буддизма тувинцы обзавелись обширным бестиарием. Существ много, все они разные, да еще каждый рассказчик приукрашивает их на свой лад. Только вот с названиями не задалось. Все ведьмы называются албыс. Если существо древнее и осчастливлено множеством голов, то оно зовется мангыс. А вся остальная нечисть — шулбус, будь то оскалившаяся смеющаяся голова («Тевене-Меге и конь его Демир-Шилги») или одноглазый демон («Учитель Ак-Тун»), а иногда и просто одержимая жена («Приключения Карыса, обученного китайскому волшебству»).
Есть несколько особенных сказок, которые могут оказаться знакомыми русскоязычному читателю. Например, «Хеймер-оол и волк величиной с быка» — известная нам с детства история про Ивана-дурака и Серого волка. Или «Оскюс-оол и красавица, излучающая свет солнца и луны» — сказание о царевне лягушке и Василисе Премудрой. Нет-нет да и обнаруживаются схожие мотивы в сказаниях других народностей. Что это? Может, давняя память об оборотнях и женщинах-рептилиях?
Сказкам тувинцев свойственна эпичность схваток и жестокость героев, они повествуют о неотвратимости смерти и инициации через перерождение. То, что для европейского человека кажется диким и ужасающим, для тувинца может быть частью картины миры.
К сожалению, это наследие забывается. С тех пор как Хозяин Тайги слушал сказку у ночного костра, удлинились овраги, углубились лощины.
1 астрофитум 27-09-2021 20:31
Ха! Это не просто сборник - это академическое издание с кучей сносок И это - книга из серии "Сказки и мифы народов Востока" (хотя не всё в этой серии относится к Востоку). В этой серии 52 книги, не считая переизданий. Я собрал 47. И очень многие сказки и мифы в ней можно отнести к хоррору.