DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Истории из Среднего мира

Тувинские народные сказки (сборник)

Составитель: Марк Ватагин

Жанр: сказки, триллер, криминал

Издательство: Наука

Год издания: 1971

Перевод: М. Ватагин

Похожие произведения:

  • Бурятские сказки
  • сказки народов Камчатки

Раньше раннего, древнее древнего, когда рога быка сгнивали и падали, а хвост верблюда тащился по земле... Одним словом, очень и очень давно исследователи фольклора забирались в дальние уголки этой страны и записывали предания малых народов, одним из которых были тувинцы, проживающие там, где Пий-Хем и Каа-Хем сливаются в Великую реку, а по-нашему Енисей.

Благодаря этим людям во второй половине двадцатого века появился сборник «Тувинские народные сказки».

Тувинская картина мира, как и во многих сибирских религиях, состоит из трех миров. В Верхнем мире живет Тенгри, творец всего сущего, Средний мир населен людьми, а Нижний — злыми духами, которых возглавляет Эрлик-хан, сами же духи носят название эрлики. Но сказки — это творчество людей простых, которые не вдавались в нюансы шаманизма, поэтому Верхний мир мог быть населен не только божествами, а такими же людьми, которыми управляют ханы и которые живут в юртах и кочуют по небесной тверди, как по земле. Основные герои сказок — чаще всего старики и юноши, например сирота Оскюс-оол, очень похожий на Ивана-дурака. Реже героями становятся богатыри, которые обладают шаманскими способностями и могут с легкостью перемещаться между мирами.

Раз уж речь зашла про богатырей, то скажем пару слов и о них. Богатырь не мыслит своей жизни без коня. Это его друг и помощник. Богатырь обладает не только дюжей силой, но и легко принимает форму любого животного или человека. Он не наказывает обидчиков, не воюет за правду, редко защищает невинных. Нет, тувинский богатырь отправляется в дорогу, чтобы показать свое превосходство соседу-хану, отобрать у него стадо или одну из красавиц-дочерей.

Две сказки сборника посвящены этим героям.

«Тевене-Меге и конь его Демир-Шилги» — эпос о трех поколениях, которые завоевывают себе место под солнцем. Они расширяют границы влияния, отправляясь то в Нижний, то в Верхние миры, их противники выставляют против богатырей злых существ и шулбусов, но в итоге враг оказывается побежден. Зачастую богатырь не удовлетворяется простым убийством, он расчленяет антагониста и скармливает его останки диким животным.

Вторая сказка называется «Бесстрашный Хан-Хулюк».

На этот раз богатырь противостоит уже своим родственникам и друзьям, которые пытаются его извести — и у них это получается. Хан-Хулюка расчленяют, но хтонические существа возвращают его к жизни.

Расчленение — достаточно распространенная тема в сказках Тувы. Например, в истории «Шесть братьев» братья не только грабят Хеймер-Ооола, но и отрезают ему ноги, избивают дубиной и оставляют умирать. Сюжет, достойный забористого сплаттера.

Возможно, культ расчленения уходит корнями в тибетский обряд небесного погребения, при котором покойника сначала разрезают на части, а потом скармливают птицам.

Птицы, чаще всего вороны, тоже играют не последнюю роль в сказках тувинцев. Например, в истории «Старик и вороний хан» ворон становится другом Курту-Дузактара и одаривает его благами. А в сказке «Старик Бумбаадай», наоборот, птицы — это оружие злого хана из Верхнего мира, но хитрый Бумбаадай справляется с ними и выкалывает им глаза. В истории «Уран-дойду, одаренный попугай» птица рассказывает сказку, в которой рассказывается еще одна сказка, отчего повествование похоже на матрешку.

Интересно восприятие пространства и времени в картине мира тувинцев. В их сознании нет сухих метрик типа месяца или года. Время отражено через неумолимость изменений в природе: «пока он жил, удлинились овраги, углубились лощины». А понятие перспективы им вообще чуждо. Палец богатыря может быть размером со скалу, а одним махом он может перешагивать горы. Борющиеся противники могут поднимать друг друга до небес и обрушивать на землю так, что моря выходят из берегов.

За века шаманизма и буддизма тувинцы обзавелись обширным бестиарием. Существ много, все они разные, да еще каждый рассказчик приукрашивает их на свой лад. Только вот с названиями не задалось. Все ведьмы называются албыс. Если существо древнее и осчастливлено множеством голов, то оно зовется мангыс. А вся остальная нечисть — шулбус, будь то оскалившаяся смеющаяся голова («Тевене-Меге и конь его Демир-Шилги») или одноглазый демон («Учитель Ак-Тун»), а иногда и просто одержимая жена («Приключения Карыса, обученного китайскому волшебству»).

Есть несколько особенных сказок, которые могут оказаться знакомыми русскоязычному читателю. Например, «Хеймер-оол и волк величиной с быка» — известная нам с детства история про Ивана-дурака и Серого волка. Или «Оскюс-оол и красавица, излучающая свет солнца и луны» — сказание о царевне лягушке и Василисе Премудрой. Нет-нет да и обнаруживаются схожие мотивы в сказаниях других народностей. Что это? Может, давняя память об оборотнях и женщинах-рептилиях?

Сказкам тувинцев свойственна эпичность схваток и жестокость героев, они повествуют о неотвратимости смерти и инициации через перерождение. То, что для европейского человека кажется диким и ужасающим, для тувинца может быть частью картины миры.

К сожалению, это наследие забывается. С тех пор как Хозяин Тайги слушал сказку у ночного костра, удлинились овраги, углубились лощины.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 астрофитум 27-09-2021 20:31

    Ха! Это не просто сборник - это академическое издание с кучей сносок И это - книга из серии "Сказки и мифы народов Востока" (хотя не всё в этой серии относится к Востоку). В этой серии 52 книги, не считая переизданий. Я собрал 47. И очень многие сказки и мифы в ней можно отнести к хоррору.

    Учитываю...