DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Юхан Теорин: «Это забавно, писать наедине с привидениями»

Юхан Теорин пишет мрачные детективы с мистическими нотками. Писатель на весь мир прославил остров Элланд. Именно здесь по версии Теорина происходят самые загадочные преступления, а за жизнью людей наблюдают тролли, и мертвые возвращаются под Рождество навестить родственников. В России популярен роман Теорина «Ночной шторм», который был признан лучшим романом года в Швеции в 2008, а в 2010 получил главную детективную премию Dagger International. В конце 2012-го московское издательство «Рипол-классик» выпустило третью книгу про Элланд, «Кровавый разлом». В ней все меньше детективного и больше фольклорно-пугающего, что пошло роману только на пользу. Зарубежные и отечественные критики в один голос заверяют, что каким бы хорошим ни был знаменитый «Ночной шторм» - «Разлом» на несколько голов выше. Во время московского визита Юхан Теорин дал интервью для «DARKER», немало нас удивив – автор мрачных, промозглых и страшных романов оказался… на редкость общительным и веселым. Однако не обошлось и без троллей!

«Кровавый разлом» резко выделяется в трилогии об Элланде. Если до того мистическая линия с привидениями и троллями была интересным и экзотическим дополнением, то в этот раз фольклор выходит чуть ли не на первый план. Почему так?

В своих книгах я стремлюсь объединить истории из нашего времени и преданья старины. Современные - о преступлениях, связанных с торговлей наркотиками или ограблениями. Но старые… Те, что я слышал в детстве от многочисленных родственников. Те, которые пугали меня. В «Кровавом разломе» я рассказываю о народце, который живет под землей. Именно их обвиняли во всем нехорошем, что случалось с людьми во времена моего прадеда. Троллей. Есть про них истории, которые можно рассказывать детям. Но имеются и такие, что испугают взрослого.

Еще недавно, во времена моего деда, если ты строил дом, то стоило удостовериться, что не закладываешь фундамент над жилищем тролля. Как узнать? Спросить у старожилов. До сих пор у нас в Швеции, если что-то неладно, приговаривают: «Тролль покопался». Даже я сам, когда что-нибудь теряю, виню тролля. Так проще. Сейчас, конечно, никто не верит в них. Но краешком глаза мы замечаем, что они существуют.

Видели троллей?

Нет, к сожалению, но очень хотел бы. А вот прабабушке моей повезло. Историю, которую я вспоминаю всю свою жизнь, которая в чем-то и повлияла на то, что я стал писателем, рассказала именно она. Про то, как встретила тролля.

Однажды с подругой она доила корову на берегу Элланда. Вдруг из кустов за спиной послышался шорох и треск. Девочки обернулись и увидели маленького серого человечка, который бежал прямо к воде. Они его звали, но человечек прыгнул с берега и исчез. Прабабушка всю свою жизнь рассказывала эту историю. И я ей верю. Сдается мне, это был последний тролль Швеции. Ему было так одиноко, что он покончил жизнь самоубийством. Оттого мы их больше и не видим.

Эту и подобные истории я слушал сызмальства. Мог ли я стать кем-то, кроме как писателем? Странные истории, что я слышал, порождали мои собственные, еще более странные. Единственный способ избавиться от них – записать. Но я и представить никогда не мог, что их издадут в России, а сам я окажусь здесь, с вами. Издания за рубежом позволяют писателю путешествовать. А ведь обычно мы сидим дома, скучные люди…

В «Кровавом разломе» легко заподозрить сверхъестественное, но разрешается интрига естественным путем. Правда, ощущение, что без эльфов не обошлось, остается. Так и было задумано?

Я всегда стараюсь оставить простор для фантазии читателя. Зачастую существуют простые объяснения того, почему происходят странные вещи. Есть на Элланде старинный замок, про который моя бабушка утверждала, что видела там привидение. Шла ночью мимо и увидела длинный светящийся силуэт. Развернулась и убежала. Я эту историю рассказывал в одной библиотеке на Элланде во время встречи с читателями. После ко мне подошел старик и признался, что это он пугал припозднившихся прохожих. Забавно, но когда я был помоложе, то и сам любил накинуть простыню и со свечкой носиться по замку. Шутки ради пугал уединившиеся парочки.

До сих пор пугаете в простыне?

Нет. Теперь только в книгах.

Вы любите слушать и рассказывать сказки?

Очень люблю! Но в Швеции они практически исчезли. Вместо того чтобы рассказывать сказки, мы больше смотрим ТВ. Возможно, задача современного писателя – возродить сказку, переделать ее на новый лад. К тому же, в них сокрыто столько про то, как люди жили раньше, во что верили. Это бесценная информация.

Какие они, шведские тролли?

Они могут быть добрыми, а иногда злыми. Если проявлять к ним уважение и дарить подарки, то могут даже помочь. Их необходимо подкармливать в определенное время года. И бережно относиться к природе. Но тролли хорошо известны и как похитители новорожденных.

Если о троллях вам рассказала прабабушка, то откуда пришли остальные герои ваших книг?

Действительно, у некоторых из них есть реальные прототипы. Мой детектив-любитель, моряк на пенсии, Герлоф Давидссон, списан с моего деда, капитана шхуны. Он торговал камнями. Сбывал их в Стокгольме и закупал то, что было нужно на Элланде. Практически все, кроме камней.

Реальный Элланд похож на тот, который вы описываете в книгах?

Конечно, здесь я провел значительную часть своей жизни. Летом это очень популярное место. Сюда приезжают порядка двухсот тысяч туристов. Но смотрите, постоянно здесь проживают всего тысяч десять человек. И осенью, и зимой здесь именно такая мрачная атмосфера, какую я описываю в книгах. Здесь есть и одинокие затерянные хутора, как в «Ночном шторме». И маяк самый настоящий.

А как относятся к вашим романам жители Элланда?

Гуляю там без опаски. Летом я живу на острове, в доме, который построил мой дед. Больше всех доволен владелец местного книжного магазина. К нему сейчас выстраивается очередь за «Мертвой зыбью» (Прим. – первая книга трилогии), ведь по ней на Элланде снимают фильм.

Но Швеция умеет удивлять. Это и потрясающая современная архитектура Стокгольма, и промышленные районы Мальме, и деревеньки, будто с открытки. А какая Швеция Юхана Теорина?

Моя Швеция – сельская. Мне близка и знакома такая жизнь. К тому же, о преступлениях в городах писали все, ведь там сосредоточена преступность. А вот об «островных» преступлениях написано мало.

Но трудно не вспомнить стереотип про то, что Швеция чуть ли не социальный рай и очень спокойная страна.

Что я могу сказать? Не бойтесь ездить в Швецию! Наша страна действительно очень спокойная. Но двадцать пять лет тому назад произошло несчастье, которое потрясло всех нас. Прямо на улице был убит премьер-министр Улоф Пальме. Это преступление не раскрыто до сих пор. С этого момента и начался повальный интерес в Швеции к детективному жанру. В частности, к романам Хенинга Манкелля.

А в Швеции вообще много читают?

Да, много. Но сегодня очень заметно, как интерес к чтению теряют подростки. Надо что-то с этим делать, но что?

Удивительно. О скандинавской детективной волне говорит весь мир. Манкелль и Ларссон переведены на десятки языков. При этом, на наш взгляд, Швеция - родина лучшей в мире детской литературы: Астрид Линдгрен, Ульф Старк, Свен Нурдквист… Что у вас там такого особенного? Много свежего воздуха? Черника особенно витаминизированная?

Хороший вопрос. Мне кажется, у нас великая традиция сказителей, еще со времен викингов. Ну, вы знаете, эти сумасшедшие парни возвращались из длительных, тяжелых походов и путешествий и рассказывали такие же сумасшедшие, как и они сами, истории. О дальних странах, о богах, о чудовищах…

С книгами Линдгрен, конечно, все шведы знакомы. Она начала писать в сороковых годах прошлого века, и сказки оказались такими интересными и заразительными, что ее популярность выросла до небес. Появилось большое количество молодых писателей, которые хотели писать, как она. Обычно так и бывает: за выдающимися талантами следует волна подражателей, некоторые из которых также не лишены таланта.

Вы сами когда-нибудь пугались тех историй, что придумали?

Если честно, то нет. «Ночной шторм» я писал темными вечерами, сидя дома в одиночестве. Это было даже забавно, будто пишешь наедине с привидениями. Нет, я больше боялся темноты до того, как начал писать.

Вы уже стали любимым писателем для многих читателей. Но кого сами любите?

О, я читаю все подряд. В детстве увлекался произведениями Эдгара Алана По. Его стихи озвучил один знаменитый шведский актер. Детьми мы собирались вместе и слушали эти записи по радио или на пластинках. Было страшно, но нам нравилось пугаться. Если ты решил стать писателем, то лучше читать как можно больше. Мне и по жизни нравится расширять свой кругозор.

Что у По любимое?

«Падение дома Эшеров».

Что еще вы посоветуете начинающим писателям?

Если у вас появилась идея – записывайте. От начала и до конца. Большинство бросают уже на этом этапе. Записали? Уберите рукопись в стол. Пусть отлежится. Через несколько недель вернитесь к ней. И если перечитанное покажется не самым худым, если идея по-прежнему будет выглядеть стоящей… Тогда обращайтесь к издателю. По крайней мере, так поступал я. Конечно, вам могут и вернуть рукопись. Но через это надо пройти.

Возвращали?

Да. Завернули два романа. В Швеции не очень популярна переводная литература. Каждый издатель получает тысячи по две рукописей в год. А издают пять-шесть. И этого, им кажется, достаточно. Но недавно у нас стал популярным один русский фантастический роман. «Метро 2033». В самолете я встретил соотечественника, который летел в Москву специально, чтобы посмотреть на метро под впечатлением от прочитанного.

У вас есть какие-то традиции, связанные с тем, как пишете?

Я журналист. Просто сажусь и пишу каждый день. Иногда получается много, иногда ничего. Но я сажусь и стараюсь писать. И, конечно, у меня есть блокнот, чтобы идеи не пропадали зря. Бывает и так, что проснусь ночью, запишу идею и дальше спать.

Даже во снах?

Да, в кошмарах. Слава богу, они не так часты. Говорят, Стивенсону полностью, во всех деталях приснилась истории о докторе Джекилле и мистере Хайде. Я могу такому только завидовать.

«Мертвая зыбь», кстати, навеяна реальной историей. Ее мне рассказал человек, у которого я брал интервью. Итак. Молодой парень совершил убийство. Семья помогла ему бежать из Швеции. Он перебрался в Южную Америку и время от времени посылал родственникам открытки. Прошло десять лет и родителям в Швецию доставили гроб. Убийца утонул. Родители похоронили сына, но через некоторое время пришла новая открытка, затем еще одна и еще… Кого же на самом деле зарыли на кладбище?

О чем будет ваша будущая книга?

Я боюсь рассказывать, вдруг вы напишете ее за меня. Лучше расскажу о той, что недавно вышла в Швеции. Похороны. В могилу опускают гроб. А и из него неожиданно доносится стук…

В ваших романах случаются жестокие убийства и преступления. Как вы для себя определяете зло?

Главные чудовища - люди. Привидения, тролли и домовые… они просто живут с нами по соседству. Возможно, подталкивают людей на чудовищные преступления. Но я никогда не слышал, чтобы привидение кого-то убило. На Элланде я слышал историю про привидение, которое кидалось снежками.

У вас есть любимая история про привидений?

Перескажу самую короткую. Девушка идет через кладбище. Ей страшно. Она видит долговязого человека, догоняет, ведь так страшно идти одной. Заводит с ним разговор, рассказывает о своих страхах. В ответ на что долговязый говорит: «Мне тоже было страшно, когда я был живой».

Удивительно, но несмотря на ваши мрачные книги, вы очень веселый и позитивный человек.

Я оптимист. По-моему, человек добр по своей природе и всегда сожалеет, совершив плохое. Криминальные романы как раз о борьбе добра и зла в самом человеке. Мои истории неприятные, но очень нравственные.

Прошу прощения, но напоследок не могу не спросить про вашу кепку. Она всегда на вас! На каждой фотографии!

(Смеется) Все оттого, что мой дед, вы помните, тот, что на шхуне и с камнями, всегда рассказывал истории в кепке. А потом кто-то сказал мне, что если пишешь в шапке, то в ней копятся все идеи.

Сергей Корнеев, happybookyear.ru, специально для журнала «DARKER»

 

Комментариев: 11 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 pifir 26-01-2019 17:47

    Юхан Торин "Мертвая зыбь"

    Спуск в Аид.

    Трудно писать о произведении, которое затронуло что- то в душе. Щемящее чувство, влекущее вверх и вдаль, не поддается раскладу, расшифровке… Оно как летнее марево, как шепот молодой листвы в березовом лесу окружает тебя со всех сторон и пронизывает насквозь и ты уже часть чего- то большего, что можно постичь только светлой тоской и желанием взлететь в небеса, пронизанного горечью невозможности.

    Двадцать лет назад в маленьком рыбачьем поселке на острове Эланд в тумане, густом, аномально густом даже для этих мест, пропал шестилетний ребенок: перелез через ограду сада и никто его больше не видел. Исчезновение ребенка свело в могилу бабушку, надломило мать, сделав из нее находящуюся на грани безумия алкоголичку. Через двадцать лет дед пропавшего ребенка получает по почте сандалию внука. Кто желает разбередить старые раны и заставить мучиться на закате своих лет в бессильном желании изменить прошлое? Неужто просто возможность принести страдания старому больному человеку может доставить кому- то удовлетворение, что он не удержался вытащить на свет божий старую историю, не испугавшись, что обозначает свое появление в этом мире, среди живых людей, где ему не место?

    Покрепче закутываюсь в одеяло и под вой пурги за окном внимаю неторопливому повествованию о “делах давно минувших дней”. Остров Эланд в этот момент находится для меня за семью горами, за семью морями, в далекой - далекой стране, название которой Миф, Сказка, Легенда и в этой стране происходят невозможные события потому, что только такие события там и могут происходить. Это Деметра ходит по прибрежным кручам острова в поисках своей дочери Персефоны, собирая по берегу выброшенные и отбеленные морем кости, высушенная слезами и почерневшая от горя, забыв о своих обязанностях давать жизнь каждую весну всему способному жить и развиваться. Голова растерзанного Орфея пророчествует… Но как разобрать истину в туманных словах пророчества, подобных туманам, накрывающих остров? Мы так привыкли к фактам: имя, адрес, мотив...

    Аид прячет дочь Деметры в своем подземном царстве и не желает признаваться в совершенном злодеянии, прячась за маской любезности. Маски и человеческие лица окружают Деметру сочувствием и помощью. Но как отсеять лица от масок? Не утонуть в зыби лжи, прячущейся под личиной, а опереться на теплую и твердую человеческую руку?

    Старые друзья деда находят эфемерную ниточку, которую можно протянуть из прошлого в настоящее, связать воедино слухи, домыслы и необъяснимые происшествия. От одинокой старости до внезапной одинокой смерти один шаг, учитывая возраст- естественной, но как-то очень удобной Нильсу Канту, обретшему плоть и голос после десяти лет успокоения на кладбище, или это многолетняя привычка местных все списывать на него, имеющего дурную репутацию и три убийства в своем прошлом?

    Крепкие деды, усвоившие до мозга костей неписаную заповедь, что привычка, доведенная до ритуала- это основа каждодневного существования, имеют догадки, но не имеют доказательств. Старость не только немощь и болезни- это память места и людей, живших и живущих на этом месте. Память пробуждается и ведет нас в прошлое, от одного события к другому, от имени к имени, к возрождению теней прошлого. Теням, замаранным кровью, и теням, чьи тайны исказили облик ныне существующих до неузнаваемости и которые будут хранить эти тайны от глаз посторонних, как Кащей Бессмертный свое скорпионье жало. Теней, противоестественным образом протянувших щупальцы в настоящее вопреки могильной плите на местном кладбище и здравому смыслу.

    Спуск в Аид на дрожащих и негнущихся ногах за правдой зыбких теней, которая только и может дать истинное успокоение мертвым и возможность жить живым. принеся на алтарь не жертвенную кровь животных, подобно Одиссею, а кровь, капающую с израненного потерей дорогого человека сердца.

    pifir

    Учитываю...
  • 2 Caspian 22-12-2012 20:51

    Классно рассказал все Юхан Теорин.

    Учитываю...
    • 3 Eucalypt 28-12-2012 10:19

      Да, он очень радушно и подробно отвечал. На моей памяти такой же кайф от интервью я получил, когда расспрашивал писательницу Ведрану Рудан. А с Юханом повезло, что он, по сути, пришел на встречу Клуба любителей фантастики и хоррора, который я веду.

      Учитываю...
  • 4 Мельник 22-12-2012 17:16

    Еще бы с таким интересным фольклором, с которым тебя знакомят родные, не стать писателем ) Молодец Теорин, прикольный дядька, и хорошо, что оптимист.

    Учитываю...
    • 5 Eucalypt 28-12-2012 10:21

      Притом гляньте на его фото - почти всегда у него выражение человека, которог в лучших чувствах обидели. Будто у ребенка конфетку не только отобрали, да еще и под дых съездили. Такие уж у него черты лица. И вот на этом фоне удивительное радушие и любовь пошутить.

      Учитываю...
  • 6 Александр Подольский 20-12-2012 19:25

    Вот прямо захотелось после прочтения интервью уехать в шведскую деревушку, жить там в рыбацком домике с видом на маяк и во всех бедах винить не Путина, а троллей smile Все-таки присуща подобным местам определенная романтика, которой в больших городах днем с огнем не сыщешь.

    Учитываю...
    • 7 Eucalypt 20-12-2012 20:03

      А под Рождество к тебе будут стучать в дверь мертвяки, просить свой кусок пирога.

      Учитываю...
      • 8 Александр Подольский 20-12-2012 22:47

        Я согласен! Тем более что у меня под Рождество (да и всю новогоднюю неделю) в любом случае под окнами будут бродить мертвяки.

        Учитываю...
  • 9 NikolaSu 20-12-2012 07:10

    У Юхана Теорина читал роман "Мертвая зыбь":

    Детективная завязка этой книги схожа с романом Ларссона «Девушка с тату дракона». На шведском острове, давным-давно пропадает ребенок. Его много лет ищут, но не находят никаких следов. И уже в наше время расследование продолжается и приводит к результатам.

    Но если в романе Ларссона поиски ведет талантливый журналист и молодая девушка хакер, то у Теорина — это трое 80-летних пенсионеров, на которых нападает то склероз, то паралич и 45 летняя женщина алкоголичка. Собственно, и повествование плетется так же как и дряхлые пенсионеры — ни шатко ни валко, останавливается на абсолютно не нужных вещах, тормозит и провисает. Какие-либо осмысленные действия начинаются ближе к концу книги. Читается все это скучно и неинтересно.

    Дальше читать книги автора - нет желания.

    Учитываю...
    • 10 Аноним 20-12-2012 12:21

      "Мертвую зыбь" не читал, но после вашего описание, если честно, очень захотелось smile

      Учитываю...
    • 11 Tankard 05-08-2019 20:22

      NikolaSu, "повествование плетется так же как и дряхлые пенсионеры" - это просто идеальное описание прозы Юхана Теорина, спасибо)

      Учитываю...