DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

К сердцу тьмы

Призрак Оперы / Le Fantôme de l'opéra (роман)

Автор: Гастон Леру

Жанр: готический роман, детектив

Год первого издания: 1909

Похожие произведения:

  • Гастон Леру «Приключения сыщика Рультабиля» (цикл)

  • Пьер Сувестр, Марсель Аллен «Фантомас» (роман)

  • Абрахам Меррит «Семь шагов к Сатане» (роман)

«Призрак Оперы» — как много в этом словосочетании. Признайтесь, что вам вспомнилось в первую очередь? Одноимённый фильм Джоэла Шумахера 2004 года? Или одна из многочисленных постановок на театральных подмостках? Возможно, это ария в исполнении Тарьи Турунен?

«Призрак Оперы» — настоящее культурное явление. Роман француза Гастона Леру, впервые увидевший свет 23 сентября 1909 на листках газеты «Ле-Голуа» и впоследствии изданный единой книгой, прошёл через весь двадцатый век, принимая все возможные формы, которые был способен предложить прогресс (даже комиксы). О чём же писал автор, что так сильно завладело умами и сердцами людей?

Легенда о призраке

Для начала окунёмся в историю... В марте 1908 года во время плановой инспекции подземелий Гранд Опера рабочие сломали стену, казавшуюся лишней и преграждающей путь в соседний подвал, и за стеной обнаружили скелет человека.

Опасаясь скандала (в подвалах роскошного и популярного театра десятилетиями лежат трупы), директор решил показать скелет своему знакомому жуpнaлиcтy. Мсье Гастон Леру был страстным театралом, к тому же славился известной осторожностью при написании статей: в молодости он получил юридическое образование и, видимо, поэтому старался не писать шокирующих или оскорбительных разоблачений, хотя, как и все газетчики, гонялся за сенсациями. Мсье Леру умел деликатно формулировать, и директор надеялся, что после выхода его статьи новость утратит остроту и скандала удастся избежать.

Гастон Леру склонился над находкой: скелет был припорошен кирпичной пылью, форма черепа была весьма странной. Должно быть, при жизни этот несчастный был ужасающе уродлив. Но на мизинце скелета сверкало дорогое кольцо. Судя по форме — женское, сделанное по ювелирной моде 60-х годов прошлого XIX века.

Парижский оперный театр, Гранд Опера или Опера Гарнье, как его называют по имени архитектора, — самый большой оперный театр в мире. Это здание поражает своей красотой и просто шокирует роскошью внутреннего убранства. Оно огромно — но большинство посетителей даже не догадывается, насколько: ведь они видят только надземную часть здания.

Подземелья Оперы — одна из легенд Парижа: они огромны, располагаются на нескольких уровнях, там множество коридоров, половина из которых обрушились от времени и не отреставрированы до сих пор, поскольку современные строители не уверены, что попытка реставрации не приведет к обрушению всего здания. В этих коридорах легко заблудиться и погибнуть, а под центром Оперы находится настоящее подземное озеро. Воду из этого озера в XIX веке использовали в гидравлических машинах для обслуживания декораций. И до сих пор оно используется как водный резервуар на случай пожара, к тому же осушить его полностью просто невозможно: здание построено над одним из ответвлений Сены.

Гастон Леру был потрясен не самим фактом обнаружения мертвеца в Опере (в этих подземельях остался бы незамеченным целый полк), сколько чудовищным уродством черепа и наличием изящного женского кольца.

Изображение кольца опубликовали во всех газетах, пытаясь найти кого-то, кто узнает эту вещь и тем самым прольет свет на тайну личности неизвестного, умершего в подземельях Оперы около тридцати лет тому назад. Никто не откликнулся, и неизвестный так и остался неизвестным, а тайна его смерти так и осталась тайной.

Но Леру был хорошим журналистом, и ему удалось разговорить несколько старых рабочих, трудившихся при театре со времен его постройки. И они рассказали историю о том, что один из архитекторов якобы был человек с изуродованным лицом. Ему приходилось носить маску: даже могучие каменщики пугались и крестились при виде его! Родом архитектор был из какой-то французской деревушки, мать нагуляла его и пыталась скрыть беременность, до последнего утягивая живот корсетом, вот и родился бедняга с такой головой. Потом мать продала его цыганам как диковинку. Но архитектор он был очень искусный: вроде бы, обучался где-то на Востоке, куда его завезли цыгане.

Он был одинок, и дирекция предоставила ему квартирку в Опере. Бедняга влюбился в одну из хористок по фамилии Даэ. Она не отвечала ему взаимностью, тем более, что у нее был богатый покровитель. Но архитектор как-то заманил ее в свой дом и продержал две недели в подвале. Что там между ними произошло, неизвестно, однако архитектор отпустил хористку добровольно. А сам просто исчез. Говорили, будто он замуровал себя где-то в подземельях Оперы и таким изощренным способом покончил с собой. А еще говорили, будто он сам — или его призрак — до сих пор ходит по коридорам Оперы и может проникнуть куда угодно через тайные переходы, которые сам же построил в толще стен и внутри колонн.

Эта история Леру понравилась, но показалась недостаточно романтичной и зловещей. Поэтому он решил придумать собственную версию.

Готический роман-детектив?

Мсье Леру бросает нас в будни Парижского оперного театра, в котором происходят необъяснимые явления: в пустых ложах раздаются неожиданные звуки, темнота просит скамеечку для ног, а многокилограммовые люстры становятся причиной едких некрологов. Опера предстаёт государством в государстве, а её стены — нерушимыми границами для посвятивших себя искусству людей.

Перед читателем разворачивается история о странном мужчине в чёрном фраке, который пугает до обморока и икоты актеров и работников оперы. Впрочем, мужчины ли? Свидетели чаще запоминают череп и горящие огнём глаза. Именно он вынуждает директоров оперы подать в отставку. Их замена сперва не верит в существование потустороннего существа, но с развитием сюжета вы увидите, как меняется их мнение.

На этом фоне перед нами развивается история любви между юной Кристиной Даэ и Раулем, виконтом де Шаньи. Друзья детства, разлученные временем, встречаются вновь, чтобы познать вкус романтичной и вместе с тем окружённой флёром опасности, тайны и недомолвок жизни. Вспышки душевных терзаний и воспарения ввысь на волнах чувств — вот так можно описать стремительное развитие этой линии. Ступенька сменяется ступенькой, приближая нас к развязке противостояния между директорами и Призраком, который вроде бы человек и считает Оперу своим личным владением, и удару мечом по узлу, где переплелись чувства Рауля, Кристины и Призрака.

Развязка наступает стремительно. Безумный в любви Призрак похищает девушку прямо со сцены посреди представления. Рауль бросается за ними, и это почти стоит ему жизни! И не только ему: в какой-то момент угроза из личной перерастает в общественную. Но конец этого противостояния вам предстоит узнать самим, не стоит портить впечатление. В конце концов, это готический роман.

Персонажи чувственны, хотя всё то, что их обуревает, носит несколько гипертрофированный характер. Юный Рауль, неспособный сдерживать эмоции, чистый и невинный. Кристина, хранящая тайны, напуганная и очарованная. Призрак, которого угнетает страх общества и безумие, жажда любви и человеческого общения. Это вполне обычно для книг начала двадцатого века. И поэтому современный читатель может сказать, что на страницах разворачивается театральная постановка, далёкая от реальной жизни. С другой стороны, настоящей реальности часто не хватает таких искренних и сильных чувств.

Жаба и ящерица

В руках одного из авторов рецензии побывала книга за переводом Новикова. В нем часто указывают ошибочность перевода нескольких моментов, но это не критично. Сам текст представляется целительным бальзамом после современных книг. Роман можно читать только для того, чтобы следить за искусным построением предложений в абзацы.

В итоге

Резюмируем: можно посоветовать каждому иметь этот образчик готической литературы в личной библиотеке. Мистика, прогрессирующее напряжение, приправленное легкой дымкой чувственного безумия — и всё это в рамках красивого сюжета. Если у вас есть старое кресло-качалка, торшер с мягким светом старой лампы — они помогут создать необходимую атмосферу для погружения в самое сердце Парижской Оперы.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)