DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Какая ж вы рыбка, мамуля?

Мамула / Mamula

Сербия, 2014

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Милан Тодорович

Сценарий: Барри Китинг, Милан Конжевич, Марко Бакович

В ролях: Кристина Клебе, Франко Неро, Наталия Гуслистая, Драган Мичанович, Миодраг Крстович

Похожие фильмы:

«Всем вам все расскажу я, чтоб знали вы, ждет ли нас гибель

Или возможно еще ускользнуть нам от смерти и Керы.

Прежде всего, убеждала она, чтобы мы избегали

Пенья чудесноголосых сирен и цветочного луга…»

Переходя от цитирования бессмертной «Одиссеи» Гомера непосредственно к рассматриваемому фильму, следует отметить, что сам этот фильм предваряется цитатой (уместной ли?) из «Моби Дика» Мелвилла и к пресловутой классике греческого слепца имеет весьма опосредованное отношение.

Говоря по правде, сербское «темное» кино на фоне прочего европейского хоррора звезд с неба никогда не хватало; да и представлено оно в этом жанре было очень и очень скупо. Многие смотрели знаменитый «Сербский фильм», а рядовой киноман может вспомнить ленты Кустурицы, которые, впрочем, к ужасам как таковым никакого отношения не имеют. Туристический хоррор «Мамула», снятый братьями-славянами в этом году, вроде бы призван был исправить это досадное упущение и предоставить на зрительский суд жизнеспособный хоррор-продукт, однако чуда, как и следовало ожидать, не случилось, и фильм на поверку оказался просто-напросто симпатичной рекламной калькой с голливудских полотен последних лет.

Что происходит с не в меру доверчивыми и наивными туристами, зритель уже мог сполна наблюдать в классике старины Д’Амато, в которой некий мужик по кличке Антропофагус освежевал и скушал сразу нескольких человек, вкупе с нерожденным младенцем и собственными сгнившими внутренностями… Bon appetite! В том фильме, напомним, речь шла о Греции и о тех неприятностях, с которыми могли столкнуться ушлые яхтовладельцы, забыв об элементарных мерах предосторожности. В тот раз погибли почти все. Минуло тридцать с хвостиком лет и настало время для сербов проявить себя на поприще туристического хоррора, взяв за основу древнюю — еще гомеровскую — легенду о сладкоголосых сиренах-убийцах.

В плане сюжета дело обстоит так: две не шибко дружных студентки приезжают в Черногорию к лысому и мажорного вида приятелю, который знакомит их со своей будущей невестой (ее сыграла не слишком-то симпатичная актриса). В первую же ночь лысый приятель — похожий, к слову, на оставленную без бюджетного финансирования и потому отощавшую версию Фёдора Бондарчука — изменяет малосимпатичной невесте с одной из приезжих студенток. Они слишком много выпили, тут не было его вины… На следующий день к героям присоединяется чувак по имени Бобан, и на его лодке они отправляются исследовать заброшенный остров, где, по слухам, может-происходить-что-то-плохое. Идиотская затея, не так ли? Ясное дело, их пытается вразумить местный Ахав — популярный для бюджетного кино типаж человека-которому-что-то-известно. Первым делом он советует героям держаться подальше от торфяных болот …пресловутого заброшенного острова, на котором, оказывается, во время войны нацисты  претворяли в жизнь свои бесчеловечные фантазии. Доживший до финала зритель узнает (если он, конечно, прежде не удосужился прочесть аннотацию или взглянуть на постер), что причина дурной славы острова — плотоядная сирена, соблазнительница и убийца мужчин, а престарелый «китобой», ведущий на нее охоту, связан с монстром неразрывными узами прошлого. Впрочем, что именно откусила русалка Ахаву, фильм целомудренно умалчивает, равно как и о том, что за опыты проводились в бункере фрицев…

Основной проблемой рассматриваемой ленты является даже не столько очевидная затертость выбранного режиссером курса, а скорее некая вымученность постановки, попытка сделать фильм буквально «из ничего»: из красивых видов природы, обнаженных женских тел и — временами —  жалких попыток создания саспенса, обреченных на провал ввиду отсутствия у режиссера любой мало-мальской способности на это; или, в лучшем случае, недостатка опыта. «Мамула» напоминает последние попытки российского кинематографа (в качестве примера можно привести «Юленьку», «С.С.Д.», «Zомби каникулы») создать нечто стоящее, ввиду, преимущественно, возможности что-то создать, нежели способности создать это что-то.

Приведем пример. Первая треть (даже чуть больше) фильма не стремится напугать зрителя, в ней донельзя мало «страшных» моментов и «темного» настроения, которое, в свою очередь, тоже могло бы создать нужную атмосферу и удачным образом предварить развитие основного конфликта. Это приводит к «провисанию» сюжета и ввергает зрителя в ненужное замешательство относительно жанра просматриваемого фильма. Если человек смотрит фильм ужасов, то какого лешего каждые пару минут демонстрировать ему эффектные ракурсы наиболее привлекательной из героинь? И дураку ясно, каким образом подобные актрисы попадают в кино, однако стоит ли из-за этого превращать их в своего рода муз, которыми должен помимо режиссера любоваться также и зритель? В конце концов, Тодоровичу далеко до Романа Полански в изображении женщин на экране. Психология героев тоже никуда не годится. Измена главного мужского персонажа никак не влияет на отношения в группе и ограничивается ленивым порицанием со стороны главной героини — второй студентки. Данная сценарная линия не имеет завершения и поэтому, по сути, является провальной. Зачем в фильм введена излишняя психологичность, не влияющая, тем не менее, на исход показанных событий? Этот вопрос следует адресовать сценаристам.

Кадр, тем не менее, выстроен довольно грамотно, что вкупе с ежеминутной демонстрацией интересных женских частей туловища (нет худа без добра), а также цветастых панорам природы, то и дело попадающих в объектив оператора — все это превращает фильм в своего рода красивую видовую открытку — одну из тех, что могли бы украсить вашу полку в память о минувшем отпуске… в том числе, разумеется, и об отпуске, проведенном на пляжах Черногории.

Если же составить своего рода облако тегов «Мамулы» — подборку слов, способных более или менее точно охарактеризовать данный опус, — можно (причем вполне даже ожидаемо) получить следующий набор слов и кратких словосочетаний: #отдых в Черногории, #гламур, #без лифчика, #секс на пляже, #курортный роман, #накладные ресницы, #темные очки, #громкая музыка… Продолжать, разумеется, в том же духе.

А вот основополагающий тег «#фильм ужасов про сирен», автоматически делающий картину привлекательной для сторонников темной стороны кинематографа, в этом гипотетическом списке, увы, окажется на последнем месте.

В общем, «Мамула» — это хороший рекламный/видовой фильм, но он мало на что годится как хоррор.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)