DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Каждый строит себе монастырь

Архитектор (роман)

Автор: Анна Ефименко

Жанр: готика, исторический роман

Издательство: Флюид

Год издания: 2015

Похожие произведения:

  • Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери» (роман)

  • Фома Аквинский «Сумма теологии» (трактат)

  • Франц Кафка «Замок» (роман)

  • Харуки Мураками «Норвежский лес» (роман)

Франция, 13 век. Правление короля Людовика Святого.

Эпоха, когда даже светские люди начинают стремиться к христианской добродетели, а невиданных темпов урбанизация позволяет развиваться все большему количеству ремесел и искусств. Сам государь благоволит творческим деятелям, при этом наибольшую симпатию завоевывает архитектура. Прозванный «Периклом зодчества», Людовик обеспечивает воздвижение таких шедевров, как часовня Сен-Шапель и Реймсский собор. Готический стиль находится в расцвете, и по всей Европе разворачивается грандиозное строительство соборов...

В своем романе под лаконичным названием «Архитектор» Ефименко Анна представляет нам героя именно такой повседневности: нервного, романтичного, честолюбивого Ансельма, вознамерившегося подарить своему городу высокий собор.

Стремление вверх — основа готической стилистики, в унисон звучит с желанием архитектора прожить свои дни в чистоте и непорочности, памятуя о своем сугубо клерикальном, монастырском прошлом. Но дьявол не дремлет: Ансельму предстоит долгая и изнурительная борьба с низменными порывами, собственной мелочностью и с миром, который всегда тянет вниз, с обывательским укладом жизни, с рутиной и, что самое важное, с самим собой.

Ведя повествование от первого лица, автор предлагает читателю полностью слиться с персонажем, то сопереживая ему, то презирая его, ведь каждая помеха на пути оказывается лишь следствием собственной слабости. Тема семи смертных грехов проходит сквозь все повествование, каждому из грехов посвящена отдельная глава и, в зависимости от того, преодолеет герой искушение или же поддастся, развивается его грандиозное строительство; от нравственной чистоты архитектора напрямую зависит судьба его детища, собора.

Поразительно четко прописаны детали быта — драпировки одежд, блюда на столе, кухонная утварь и слова молитв, сумбурным речитативом читаемые героем по дороге в мастерскую. Это способствует еще более подробной реконструкции эпохи. Диалоги и взаимодействия мужчин и женщин, богачей и бедняков, представителей разных гильдий и мануфактур, внутрисемейные драмы, городские мероприятия, карьерные перевороты церковников помогают увидеть то далекое время не только с внешней, «фасадной» стороны, но и изнутри.

Описываемые в романе отношения, будь то любовные, профессиональные или родственные связи, воспринимаются в достаточной степени близко и глубоко, они лишены той эмоциональной дистанции, которая свойственна оригинальным произведениях прошедших, «далеких» эпох, но в этих живых взаимоотношениях также отсутствует и чрезмерная экзальтированность, зачастую свойственная художественным текстам исторического направления.

Историческая тематика всегда выступает мощной поддержкой писателям, драматургам и режиссерам. Она берет на себя и создание особой атмосферы в пространственной организации сюжета, и задает временные координаты, дабы читателю было легче найти текст среди произведений интересующей его эпохи, и изначально подразумевает наиболее яркие характеристики персонажей, исходя из их амплуа в исторической ретроспективе, в фольклоре и народных преданиях (злая мачеха-колдунья, благородный рыцарь, скупой епископ и т. д.) «Архитектор» несколько выбивается из общепринятой структуры исторических романов. Конечно, тут есть все необходимое: и забавные перекрутки сословий и положений, и — в меру! — приключения, и суровый гнет религии, но автор использует это лишь как декорации, делая основной упор на внутренний мир героев, погружая в темные воды сознания средневековых горожан.

Зодчий Ансельм, проходя свой нелегкий жизненный путь от монастырского подкидыша до мастера, достигшего высот строительного ремесла, готов пожертвовать, рискнуть, наступить на горло собственным низменным желаниям ради одного — своей великой и главной жизненной цели. А цель эта — воздвигнуть самый красивый в мире собор.

«Твори, что желаешь, вот и весь Закон»; «Пусть только твоя Истинная Воля станет Законом» — таковы слова самого «модного» оккультиста Алистера Кроули, ставшего популярным стараниями рок-звезд 60-х/70-х, последователей кроулианского учения.

Истинная Воля, цель, предназначение — понятия, столь распространенные в наше время и совсем не рассматриваемые в Средневековье. Называя свою мечту ремеслом, долгом либо богоугодным делом, опасаясь демонов гордыни и тщеславия, люди «темных веков» замалчивали в хрониках, летописях и художественных произведениях саму мотивацию к действию, оставаясь словно в тени собственных свершений. Но что ими двигало, что давало тот первичный импульс заявить о себе, сотворив нечто принципиально новое и не имеющее подобия прежде?

Понять ход мыслей такого человека, «артиста от Средневековья», почувствовать его потаенные страхи и надежды, взглянуть на мир, одновременно отвратительный и полный чудес, и на свою роль в этом мире, без сомнения, в значительной степени поможет новая книга Ефименко Анны.

Роман можно порекомендовать как любителям интеллектуального/мистического чтива в духе Кафки и Мураками, так и тем, кто интересуется средневековой Европы и развитием ее искусств. И, конечно же, всем ценителям исторических романов.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)