Шахматы — одна из самых древних настольных игр за всю историю человечества. На квадрате доски восемь на восемь клеток вершились не только итоги схваток белой и черной армий, но и судьбы людей, народов и стран. Конечно, подобная тема не могла не найти отражение в изобразительном искусстве…
Однако что будет, если соперником человека станет Смерть? Или Дьявол? И что могут символизировать сами шахматы без двух оппонентов? Просто коробка с фигурками? Ответы на эти вопросы кроются в следующих картинах…
Vanitas, около 1650 г. Аноним
Vanitas — это особый вид живописи, зародившийся в эпоху барокко, в XVII–XVIII веках, и один из самых запоминающихся жанров. Каждая картина этого жанра представляет собой натюрморт, главная деталь которого — человеческий череп…
Название Vanitas по-латыни означает «суета» или «тщеславие». Суть каждой картины в этом жанре можно передать фразой из библейского стиха: «Суета сует и вся суета». Эту цитату приписывают царю Соломону — считается, что именно он произносит ее в одной из книг Ветхого завета, «Экклезиасте». Основной смысл и книги, и фразы заключается в том, что в мире никто и ничто не вечны. Скоротечность жизни и обреченность, неизбежность смерти и тщетность всего сущего… Эту же идею и передают собой полотна в жанре Vanitas.
Особую роль в них играет символизм. Как уже было сказано, основой каждой картины является череп, символизирующий конечность человеческой жизни. И поскольку это натюрморт, то череп дополняют и другие предметы, олицетворяющие тот или иной аспект бытия.
К примеру, потухшая лампа или свеча говорят об угасшей жизни и внезапной смерти. О хрупкости души напоминают мыльные пузыри. Гнилые фрукты и увядшие цветы — о том, что за молодостью и красотой следуют старость и уродство. Среди этого несметного количества символов есть и шахматы.
Шахматы на натюрмортах Vanitas появляются достаточно редко. Однако они играют ту же роль, что игральные кости, карты и, как ни странно, кубки для вина. Они символизируют момент удовольствия и греха, а также — ложную цель в жизни человека. С другой стороны, шахматы представляют собой иллюзию равенства в играх, где азарт и жажда победы берут верх над душой человека. Можно сказать, что изображение шахмат на этих картинах отсылает нас к итальянской поговорке: «Когда игра заканчивается, король и пешка падают в одну коробку». Символ того, что перед смертью все равны.
«Смерть, играющая в шахматы», 1480 г. Альбертус Пиктор
Возможно, это самое известное изображение шахмат в изобразительном искусстве.
«Смерть, играющая в шахматы» — одна из многочисленных фресок церкви Тебю, сохранившихся до наших дней. Церковь расположена в округе Стокгольма и начинает свою историю с XIII века. В основании ее крыльца был заложен рунический камень. Над алтарной частью возносится каменный свод с несколькими порталами — раньше он был деревянным и плоским. Во второй половине пятнадцатого века была начата ее роспись, тогда же и появились фрески.
Их создал Альбертус Пиктор (настоящее имя — Альберт Имменхаузен) — выдающийся художник Швеции XV века, который остался в истории как автор множества фресок, украшающих храмы.
Материалом для вдохновения написания этих фресок послужила «Библия бедных» — книга, состоящая из иллюстраций к главным событиям Священного писания. Такие понятность и наглядность пришлись по душе мирянам — и знакомые в обиходе образы нашли свое отражение во фресках церкви Тебю.
За схематично нарисованной шахматной доской стоят два персонажа. Один — молодой мужчина, который с беспокойством смотрит на разыгранную партию. Другой же — это Смерть в виде полуразложившегося трупа. Смерть делает ход, который, кажется, стал роковым в судьбе молодого человека. Изображение обрамляет лента над головами персонажей — раньше на ней, видимо, была написана какая-то фраза или цитата, которая не сохранилась.
Композиция фрески достаточно проста, однако в этой простоте отлично передается ужас момента. Неподдельный страх в глазах человека и вечная ухмылка обнаженных челюстей Смерти не могут не приводить в трепет. Эта фреска вдохновила знаменитого шведского режиссера Ингмара Бергмана на создание подобной сцены в своем фильме «Седьмая печать» 1957 года. В этой сцене главный герой — рыцарь — играет со Смертью в шахматы в попытке оттянуть неизбежное. В фильме также появляется сам автор фрески — художник Альбертус Пиктор, который как раз рисует ее в церкви.
«Смерть ставит мат королю», XV в. Неизвестный художник
Точное имя автора этой гравюры не сохранилось — возможно, им был немецкий художник XV века Исраэль ван Менекем-младший, — и информации о ней крайне мало. Однако она является одним из самых интересных изображений шахматной партии.
Гравюра наполнена людьми, которые столпились вокруг шахматного стола. За ним играют Король и Смерть. По партии видно, что Король, выбравший белые, проиграл Смерти. Черные фигуры зажали белого короля, которому только что объявили мат. Монарх, пораженный своим проигрышем, отвернулся от доски, пытаясь осознать, что сейчас произошло. Лица людей обращены к Королю — в их глазах видны сочувствие и страх. Сбоку от доски стоит ангел с поднятыми песочными часами. Он также смотрит на Короля — его взгляд говорит, что минуты жизни монарха сочтены, поскольку партия завершилась не в его пользу.
Смерть явно довольна исходом битвы — видно, что она только что сделала последний победный ход. Что интересно, среди людей, стоящих рядом со Смертью, видны Епископ и Ферзь (Советник) — те самые фигуры, которые и поставили белому королю мат.
Эта гравюра — характерный представитель искусства раннего Возрождения.
«Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью», 1793 г. Реми-Фюрси Дескарсен
Тема шахматной партии со Смертью также поднимается и на других полотнах. И не всегда она заканчивается в пользу Мрачного Жнеца.
Картина французского художника Реми-Фюрси Дескарсена показывает счастливый исход событий. И именно благодаря этой картине имя художника вернулось из небытия. Однако самому художнику не столь повезло, как его герою. В 1793 году Дескарсен был казнен на гильотине — ведь шла Великая французская революция.
На полотне изображен интерьер одной из комнат дома, где только что завершилась шахматная партия. На заднем плане изображена Смерть в полупрозрачной черной накидке, встающая из-за стола. Она явно обескуражена подобным исходом событий и уже приготовилась уходить. Ее ладонь застыла над рукой доктора. Было видно, что она хотела забрать его с собой — но на этот раз она уйдет с пустыми руками.
На стене позади видна картина с древнеримским мифом о смерти Эскулапа — легендарного врача. Создается контраст от двух похожих событий, но с разным исходом.
На переднем плане в домашнем халате сидит сам доктор в приподнятом настроении. И почему бы ему не радоваться, ведь он только что победил свою Смерть в честной схватке. Доктор улыбается и показывает на исход поединка — белый король зажат в углу красными фигурами. Причем именно Смерть сделала первый ход — белые фигуры принадлежат ей.
Картина осталась незавершенной — видно, что руку доктора художник не успел дорисовать. На сохранившейся надписи под картиной говорится о ее сюжете и о том, что художник был казнен в 1793 году.
В настоящее время картина находится в Музее французской революции в городе Визне.
«Шахматисты», 1830 г. Фридрих Август Мориц Ретч
Но не только со Смертью играли в шахматы на картинах.
На полотне немецкого художника Фридриха Августа Морица Ретча «Шахматисты» изображена партия между юношей и Дьяволом. Необычный сюжет еще с середины XIX века привлекал к себе как шахматистов, так и искусствоведов.
Перед нами показана игра с самим Дьяволом — причем он явно выигрывает. На столе, которым служит крышка саркофага, уже лежит немало «съеденных» белых фигур — в то же время черных фигур всего две. Если присмотреться, то можно заметить, что белые фигуры изображены в виде добродетелей и чистых аспектов души — Невинности, Надежды, Религии и других. Черные же фигуры изображают людские пороки — Алчность, Гордыня, Ложь…
В левой части картины — Дьявол. Он восседает на троне, украшенном львом, попирающим человеческий череп. Дьявол завернут в темно-зеленую мантию, шляпу украшает красное длинное перо. Злобные глаза на раскрасневшемся лице неотрывно глядят на юношу. Судя по тому, как ухмыляется Дьявол, он уже знает как следующий ход своего соперника, так и исход самого поединка. Недаром партия проходит именно в склепе.
Фигура юноши полна напряжения, на его бледном лице видно отчаяние. Черно-красные одежды похожи на траурные. Видимо, он и сам понимает, что выиграть ему не удастся, но все еще надеется на чудо.
В центре картины изображена фигура ангела-хранителя юноши, однако крылатый защитник безучастно сложил руки и лишь грустно смотрит на молодого человека.
Одна из видимых идей этой картины — это борьба со страстями и соблазнами, которые ведутся в человеческой душе. И иногда грех одерживает верх. При этом часто звучало сравнение юноши и Дьявола с Фаустом и Мефистофелем.
Картина стала настолько популярна, что на нее было написано немало копий, пародий и карикатур, причем шахматные фигуры на них занимали разные позиции. Что же до самой шахматной ситуации, изображенной на оригинале, то у нее было найдено решение — причем такое, которое могло спасти юношу. Различные варианты предлагали шахматисты Пол Мерфи и Михаэль Геллер.
«Сатана играет с человеком на его душу», гравюра 1847 г. по рисунку Теодора фон Холста
На подобный сюжет была нарисована еще одна гравюра, созданная по рисунку британского художника Теодора фон Холста.
Этот художник привлек к себе внимание рисунками по мотивам «Фауста» — трагедии Иоганна Вольфганга фон Гете. И эта гравюра, кажется, отражает сцену шахматного поединка между Мефистофелем и Фаустом. Предыдущая картина и эта гравюра похожи между собой. Стоит сказать, что оба художника были знакомы — их встреча произошла на выставке в Дрездене в 1829 году.
Слева сидит Мефистофель — его можно узнать по хвосту, лежащему рядом. Он злобно ухмыляется, подперев подбородок рукой, и следит за Фаустом, погруженным в раздумья. На полке над гостем виден человеческий череп. И, несмотря на то что в окно помещения светит солнце, фигура Мефистофеля остается в тени.
У ног Фауста лежит брошенный пустой кубок. В глазах мужчины виден испуг. Женщина, стоящая за ним, пытается успокоить его. Фигур на доске осталось не так уж и много, и, судя по всему, на гравюре изображен момент решающего хода.
После подобной галереи полотен невольно вспоминается тот факт, что когда-то шахматы считались игрой правителей и избранных. Настолько было велико уважение к этой игре.
Ведь ничего не может быть серьезнее игры, верно?
Комментариев: 0 RSS