DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Колобок-убийца

Существо в корзине / Basket Case

США, 1982

Жанр: ужасы, черная комедия, драма

Режиссер: Фрэнк Хененлоттер

Сценарий: Фрэнк Хененлоттер

В ролях: Кевин Ван Хентенрик, Терри Сьюзэн Смит, Беверли Боннер, Роберт Фогель, Диана Браун

Похожие фильмы:

  • «Повреждение мозга»
  • «Монстр из шкафа»
  • «Токсичный мститель»

Его зовут Билайл. У него тридцать два острых как бритва зуба, цепкие лапы и аппетит, способный удивить Ганнибала Лектера. Затаившись, это существо терпеливо ждет, пока любопытная жертва откроет корзину, в которой оно обитает. Тут-то и начинается веселье. Монстр с леденящим душу криком вылетает из корзины и сразу же набрасывается на несчастного, издавая мерзкие похрюкивания и бешено вращая глазами. Борьба за выживание, больше напоминающая отчаянный (хотя и несколько комичный) танец, продолжается недолго: проходит минута и жертва мертва. Существо возвращается в свое убежище. Изуродованный человек остается лежать с остекленевшим взглядом в луже собственной крови…

Это могла быть драма. Нет, это вовсе не шутка: местами фильм отчаянно строит серьезную мину и вот-вот грозит превратиться в натуральную драму о чистой братской любви, заведомо обреченной на всеобщее осуждение, этакий «Человек дождя» жанра хоррор. Почему так? Все очень просто: во-первых, действие фильма разворачивается в самых низах социального быта Америки. Во-вторых, персонажи Хененлоттера — вечные одиночки, своего рода неприкаянные души, отвергнутые обществом и повернувшиеся лицом к собственному безумию. Это безуспешно пытающиеся слиться с толпой ярмарочные уродцы или же наоборот — моральные уроды, тоже в некоторой степени несчастные.

Давайте кратко обрисуем сюжет. Жили на свете два брата, Дуэйн и Билайл. Первый — вполне себе нормальный паренек, с каким не грех и на посошок выпить, а со вторым все было не так просто. Братец Билайл представлял собой крупную, глупую, кровожадную, грушеобразную голову, донельзя мстительную и злопамятную и в довершение оснащенную острыми, как у пираньи, зубами и парочкой когтистых лап — чем не Колобок? Стоит ли говорить, что любимым занятием Билайла являлась охота на людей? Из-за столь примечательной наружности и вредного характера братца Дуэйну приходилось всячески скрывать существование Билайла: для этого он в числе прочего даже приобрел внушительных габаритов корзину, заменившую чудовищу дом…

И жили бы они себе каждый своими интересами и не тужили, да тут в жизни Дуэйна появилась девушка — куда уж без нее? Непутевый братец, разумеется, не стал мириться с таким ходом событий, и в нем взыграла вполне объяснимая, характерная и для обыкновенных людей ревность. Ввиду вредного характера Билайла все кончилось очень плохо.

Оценивать картины такого рода подчас бывает нелегко. С одной стороны, неотъемлемые атрибуты бюджетного кино, а на фильм потрачено всего около 30 тысяч долларов, налицо — некачественный грим, которым могли бы гордиться разве что немецкие экспрессионисты начала века, ужасающий до абсурда сценарий Фрэнка Хененлоттера (это его дебютная работа), полнейшее отсутствие актерской игры… Слепленная из резины голова Билайла, впрочем, внушает должное уважение, и в этом несомненный плюс ленты, ведь Существо — единственное, ради чего зритель будет смотреть картину до самых финальных титров. Как ни крути, а наблюдать за похождениями Билайла очень увлекательно: вот Дуэйн кормит его гамбургерами и сосисками, вот заботливый брат покупает монстру телевизор, дабы скрасить унылые часы ожидания новой жертвы, а вот Билайл в приступе ревности вылезает из корзины и крушит мебель («Наверное, какое-то животное» — ворчат соседи, услышав странный шум). Надо заметить, покадровое перемещение Билайла выполнено настолько эффектно, что заставляет хохотать в голос, попутно вспоминая шедевры Шванкмайера, с их страшненькими, но обаятельными уродцами.

Ну а насчет драмы… Она здесь присутствует лишь постольку-поскольку, в остальном же это типичная черная комедия восьмидесятых, аляповатый трэш, не слишком изобретательный, но в целом весьма забавный. Интересующимся придется по душе, а остальные пройдут мимо, как, впрочем, и всегда.

Подведем итог. «Существо в корзине» — удачный ужастик из тех далеких времен, когда трава была зеленой, а монстры — резиновыми. Вдумайтесь только: 1982 год, на целлулоидном горизонте нет ни Пинхэда (даже «Книги Крови» еще не написаны), ни Фредди. Джейсон молод, на его лице еще не появилась фирменная хоккейная маска. Майкл Майерс уже совершил первые шаги по тропе безумия, но пока еще не обзавелся рядом провальных сиквелов. Мистер Кинг дописывает «Стрелка» и «Кристину», стараясь параллельно избавиться от наркотической зависимости. Берлинская стена стоит, как ни в чем не бывало: она падет только через семь лет. СССР — огромная область на карте. Холодная война в самом разгаре.

Такие эпохальные сравнения приведены лишь для того, чтобы читатель почувствовал пульс времени и оценил смелость режиссера, который, сам того не ведая, снял культовое кино. Следующими работами Фрэнка Хененлоттера станут паразитический ужастик «Повреждение мозга» и разухабистая хоррор-вариация на тему Франкенштейна под остроумным названием «Франкеншлюхен». Но это уже совсем другая история.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 07-07-2013 17:28

    Этот монстр и сейчас кажется воплощением больного воображения, что и говорить о тех временах.

    Учитываю...
  • 3 Kiplas 20-06-2013 01:04

    ППКС, кроме

    в остальном же это типичная черная комедия восьмидесятых, аляповатый трэш, не слишком изобретательный
    - всем бы такую думалку, как у Фрэнки!

    Учитываю...
    • 4 MercyfulFate 16-07-2013 00:14

      Даже в то время умели снимать оригинальнее. И вполне можно было бы даже и согласиться, будто подобное - верх изобретательности, но ведь по сути-то Хэненлоттер в будущем всё то же самое и снимал, с незначительными вариациями.

      "Повреждение мозга" - инопланетное существо, склоняющее ГГ к наркоманству.

      "Франкеншлюхен" - задрот-неудачник, сшивающий женщину своей мечты из кусков мертвечины. Этакие "Чудеса науки" с дрелью.

      "Дурная биология" - влагалище-убийца...

      И я уже не говорю про два сиквела "Существа". Везде одно и то же. Действие зацикливается на главном герое и его мании.

      Должен же быть какой-то прогресс в творчестве, нет? :D

      Учитываю...