Нечто (Диггер по прозвищу Жгут) (роман)
Автор: Александр Варго (Сергей Демин)
Жанр: ужасы, сплаттерпанк
Издательство: Эксмо
Серия: MYST. Черная книга 18+ (2008), Horror. Книга, леденящая кровь (2014)
Год издания: 2008, 2014
Похожие произведения:
Александр Варго «Особь» (роман)
Джеймс Герберт «Крысы» (роман)
Идея показать мир бездомных сквозь призму брутального хоррора сама по себе хороша. Действительно, сколько мрачного, жестокого и по-настоящему пугающего можно найти на окраинах и в закоулках больших городов, где вынуждены обитать несчастные бродяги! Их жизнь, отталкивающая и притягивающая одновременно, без сомнений, полна всевозможных опасностей. Но что будет, если столкнуть бедолаг с поистине невообразимым ужасом и сверхъестественным кошмаром, не поддающимся осмыслению человеческого разума?.. Александр Варго задался этим вопросом в романе «Диггер по прозвищу Жгут», выходившему ранее под названием «Нечто» (2008).
Итак, в синем углу ринга — обычные российские бомжи, в красном — безумные маньяки и хтонический монстр. Исход поединка очевиден.
Читателя наверняка удивит наличие двух совершенно разных архетипов Зла в одном романе — как если бы Кожаное действовал заодно с грабоидом из «Дрожи земли». Объясняется это тем, что на каждое Зло приходится своя сюжетная линия: в одной — банда молодых отморозков, возомнив себя санитарами урбана, устраивает кровавые облавы на бездомных, к коим испытывает прямо патологическую ненависть; в другой — проигравший картежник скрывается среди других бомжей на мусорной свалке, где таится паукообразное чудовище.
Такое разделение, на первый взгляд, выглядит странно. Складывается ощущение, что автор писал две книги, которые затем объединил в одно целое, но сделал это довольно топорно, в результате чего швы между повествовательными пластами оказались совсем не прикрыты. Фабульно истории почти не пересекаются (встреча в финале несколько натянута), атмосферно же они и вовсе разнятся: от мясного сплаттерпанка до трагичного криминала.
Однако надо отдать автору должное — обе истории, несмотря на слабую синхронизацию, написаны твердой рукой. Персонажи, хоть и не лишенные клише, привлекают, и спустя некоторое время ты ловишь себя на мысли, что начинаешь сопереживать молодым маньякам. Удачно выписанные конфликты между ребятами заставляют следить за развитием их отношений с не меньшим напряжением, чем за их охотой на бродяг.
В сценах с расправами Варго-Демин обнаруживает подлинный талант: он не поливает кровью и грязью все и вся (хотя избежать искушения было нелегко, ибо тема-то благодатная), но аккуратно и вместе с тем насыщенно кладет краски. Именно поэтому литры крови, обрубленные конечности, изуродованные тела не кажутся литературным гротеском, о нет, напротив — подобный натурализм достоин «Полуночного поезда с мясом» Клайва Баркера.
Жуткие эпизоды в книге очерчиваются их привязанностью к отечественным реалиям. Неназойливо, но настойчиво автор расставляет в тексте маркеры российского быта, и это сочетание — будничного и макабрического — пугает больше всего.
«Диггер по прозвищу Жгут» является еще одним образцом пусть не идеального, но попросту хорошего русского романа ужасов, точнее, русского сплаттерпанка. Имеющий недостатки в композиции, он, тем не менее, выполняет главную свою цель — заставляет читателя неуютно себя чувствовать и с подозрением относиться ко всем окружающим.
Комментариев: 0 RSS