DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Лавкрафтовское игрочтиво

Настольная игра в жанре хоррор порой может вызвать предварительный вопрос: а стоит ли? Справедливости ради надо сказать, что хоррор в литературе, видеоиграх, фильмах, комиксах, музыке более ощутим. А покупая такую настолку, заранее знаешь, что взял кота в мешке, и лишь надеешься, что создатели придумали подходящую механику для запугивания участников.

«Тайны Аркхэма» — детище Хэла Эклса. Это творение хвалит Ричард Лауниус, автор знаменитого «Ужаса Аркхэма», в атмосферности которого сомневаться не приходится. Но хвалебного отзыва именитого разработчика мало — надо поиграть и оценить самому.

Итак, нам обещают нуарное погружение в Аркхэм, столицу вселенной имени Говарда Лавкрафта. Город, где мистика и зло пытаются изжить род человеческий, а горожане вынуждены вести неравный бой с могущественными силами, дабы они не перекинулись на остальной мир.

Фактически это литературная игра по типу книг-игр «Ужастики» Стайна, но с дополнениями в виде составных частей.

«Книга расследований» – основная часть игровой механики. Именно за счет текста книги получаются захватывающие эффекты. Забегая вперед, скажем: не следует ожидать, что саспенс, страх и другие будоражащие чувства здесь будут хотя бы вполовину столь же сильны, как при прочтении оригинального Лавкрафта. В книге игрокам предстоит восемь расследований, и в каждом из них придется посетить немало адресов, каждый из которых — это сюжетный ход, либо тупиковый, либо ведущий дальше. По окончании фазы расследования, длящейся всего пять дней (за некоторыми исключениями), вы приходите к фазе развязки, где нужно ответить на список вопросов по памяти или на основе записей в блокноте. Количество ходов, количество правильных ответов, а также количество потерь рассудка вкупе выдадут некоторое число очков, влияющих на исход пройденного расследования.

Еще одно дополнение — «Карта Аркхэма», на которой изображены важные объекты города, от жилых домов и градообразующих предприятий до жутких мест с мрачной репутацией. Если вы хотите продлить игру, ища глазами нужный адрес в путаной нумерации улиц, созданных явно безумным основателем-архитектором, то флаг вам в руки. По карте игроки передвигают жетон, и это, наверное, ее единственное полноценное оправдание – чтобы участники запомнили свое местонахождение после того, как сделали ход. Но, по большому счету, это и запомнить несложно, так что карта и жетон — дополнения необязательные.

«Счетчик времени» – второе по значимости комплектующее, отвечающее за подсчет ходов, которые здесь отображены в виде трех времен за сутки. Каждое расследование предполагает определенное количество минимальных ходов для расследования дела, и его превышение грозит получением штрафных очков. А они уже могут сильно сказаться на итоговом сюжете расследования. Счетчик разделен на семь суток, которые включают в себя рассвет, полдень и закат. Перемещение на любой адрес влечет за собой перемещение шкалы времени. Что ж, весьма удобный инструмент для ограничения действий игрока.

«Адресная книга Аркхэма» поможет участнику сориентироваться на месте, может дать верный адрес, а может и запутать, приведя в тупик — все зависит от интуиции игрока и сюжетов в «Книге расследований».

Газета «Аркхэм Эдвертайзер» в количестве восемь штук (по одной на каждое расследование) помогает найти зацепки не только к текущему делу, но и к последующим. В газету игроки не могут заглядывать на этапе развязки, когда будут отвечать на вопросы.

Лист «Союзники» – список контактов, в зависимости от расследования имеющих разную степень полезности. Посетив их, вы можете получить необходимую информацию, либо попусту потеряете время.

Блокнот для записей – самое спорное из необходимых комплектующих. В правилах игры указано, что на сайте издателя можно скачать удобный лист для заметок. А можно просто воспользоваться листком бумаги и ручкой, чтобы записывать нужную информацию. Стоит отметить, что «Тайны Аркхэма» — игра на интуицию, внимание, логику, и это все можно развить. Для пущего интереса советуем полагаться только на свою память и не делать записей. Во-первых, это поможет вам быть наблюдательнее и прокачать свои навыки, во-вторых – записи отнимают время, а если игроков больше одного, то продолжительность игры может затянуться чуть ли не на треть. Но если есть желание отыгрывать настоящего детектива во всех мелочах, то блокнот добавит антуража.

Жетоны. Их шесть. Первый — для хода по карте, второй — жетон «дня Икс», который кладется на определенный день счетчика. Третий – жетон времени, он служит для хода игрока/игроков и соответствует одному временному промежутку. Также имеются три фишки с вопросительным знаком. В правилах сказано: «Остальные жетоны и оборотная сторона счетчика в игре не используются, но могут понадобиться в будущих дополнениях». Однако лишние жетоны можно использовать в хоумрулах, о которых будет рассказано ниже.

Наконец, двенадцать карт допуска – информация и предметы, необходимые для прохождения расследования. Это стопка карт с одинаковой «рубашкой» и числами на лицевой стороне, которые соответствуют указаниям из «Книги». Хотя в описании говорится, что это карточная игра, карты играют далеко не самую важную роль — можно пройти квест, ни разу их не используя.

О реиграбельности

Игра располагает к повторным прохождениям как в плане завершения всех восьми квестовых линеек, так и при желании получить новые ситуации. В любом случае азарт не пропадает. Игра надоест, как только вы досконально разберетесь и познакомитесь со всеми лазейками, адресами и контактами. То есть ориентировочно перепройти каждое из восьми расследований можно от трех до семи раз.

О хоумрулах

Играть в «Тайны Аркхэма» одному или в компании? Правилами не регламентировано количество участников, но по опыту можно сказать, что лучше играть компанией не более четырех человек. Подразумевается, что эта игра кооперативная: вы по очереди ходите жетоном времени и жетоном на карте; в фазе завязки совместно отвечаете на вопросы, тем самым конкурируете с профессором Армитеджем в скорости и количестве очков.

Тем не менее по установленным правилам все игроки обязаны ходить толпой в одни и те же места. Но для будет интереснее, если каждый игрок возьмет по жетону хода. Это позволит рассредоточиться по карте, более результативно выполняя задания. Согласитесь, в жизни люди не ходят с места на место всей толпой, куда логичнее разделиться. При этом жетон времени передвигается тогда, когда все игроки выполнят ход.

Однако вышеописанный хоумрул имеет недостаток: при кооперативной игре вы почти наверняка наберете большое количество очков, то есть такая форма является читерством. Но обойти его можно, если договориться играть в конкурирующем или конкурирующе-кооперативном режиме. При этом на вопросы придется отвечать по очереди и каждый за себя.

Мир игры

Само погружение в мир Лавкрафта выше всяких похвал: поклонники мэтра оценят тут по достоинству не просто отсылки, а ту самую атмосферу из книг. Для тех, кто не знаком с творчеством мэтра, многое будет в новинку, однако захватывающее действо не даст им скучать.

Итоги

Так стоит ли за это отдавать деньги? Рассмотрим еще пару критериев. Например, общий вес комплектации настольной игры – полтора килограмма, значительную часть которого составляет «Книга расследований». В эпоху электроники и интернета его можно было бы значительно уменьшить за счет приложения для смартфона (как, например, в «Месте преступления»). В данном случае это сделано только в части развязок, а не всего хода игры, и без этого небольшого дополнения можно в принципе обойтись — все есть в красиво оформленной книге с иллюстрациями. В общем, «Тайны Аркхэма» — скорее для олдскульного игрока, а не для любителя облегчить жизнь технологиями.

Но в целом достоинств у игры масса. А потому — рекомендуется к употреблению.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)