DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Лей, ливень, не жалей

Ливень / Hard Rain

США, Великобритания, Дания, Франция, Япония, Новая Зеландия, Германия, Австралия, 1998

Жанр: боевик, фильм-катастрофа

Режиссер: Микаэл Саломон

Сценарий: Грэм Йост

В ролях: Морган Фриман, Кристиан Слэйтер, Рэнди Куэйд, Минни Драйвер

Похожие фильмы:

  • «Ограбление в ураган» (2018)
  • «Дневной свет» (1996)
  • «Пик Данте» (1997)
  • «Сломанная стрела» (1996)

Есть в Голливуде такое забавное понятие – high-concept, или «фишка». Берется простая, а иногда даже заезженная идея, а потом к ней добавляется «но» или «и», и все повороты сюжета и интересные находки должны вращаться вокруг этой «фишки».

Сценарист Грэм Йост и продюсер Марк Гордон нашли свой high-concept в 1994 году. Банальный сюжет о террористе, который захватывает автобус с пассажирами, резко меняла «фишка» – транспортное средство при этом должно постоянно двигаться со скоростью не ниже 60 км/ч. Идея «выстрелила», фильм «Скорость» был воспринят на ура – и Йоста понесло. Появились «Сломанная стрела», «Огненный шторм», «Скорость 2» и наш сегодняшний пациент.

Молния, как известно, дважды в одно место не ударяет, а бомба в одну воронку – не падает. За исключением «Стрелы» (которая собрала в 2,5 раза меньше денег, чем «Скорость», но прибыль принесла), все последующие заигрывания Йоста с «оригинальными идеями» оказались провалом. «Скорость 2» возглавляет многочисленные списки худших сиквелов всех времен и народов, о фильме «Огненный шторм» никто из читателей, скорее всего, даже не слышал, а «Ливень» считается одной из главных «бомб» кинопроката в 1998 году. Заслуженно? Давайте разбираться!

В чем «high-concept» «Ливня»? По сути это стандартный криминальный боевик (и даже скорее осовремененный вестерн), скрещенный с фильмом-катастрофой. Небывалые ливни накрывают средние штаты США. Городок Хантинбург полностью эвакуируют, дабы избежать жертв в случае прорыва старой дамбы, которая и так не справляется со стихией. Поддерживать порядок и гонять потенциальных мародеров остаются не особо любимый жителями шериф Коллинз (проигравший выборы на эту должность и дослуживающий последние деньки) и двое его заместителей. Как назло, именно в этот момент рядом с Хантинбургом застревает инкассаторский броневик, который охраняют молодой Том и его пожилой дядя Чарли. А на деньги, перевозимые в кузове, уже претендует банда опытного бандита Джима. В опустевшем и полузатопленном городке начинается смертельная игра в кошки-мышки, где преследователи и преследуемые неоднократно поменяются местами.

Как уже говорилось выше, это практически вестерн: все главные действующие лица успевают хотя бы раз примерить шляпу, неоднократно стреляют из револьверов от бедра, а конфликт «шериф против бандитов и главный герой, оказавшийся на линии огня» напоминает черно-белую классику с Джоном Уэйном и Гэри Купером и ее более поздние «спагетти»-аналоги. Да, вместо верных коней герои используют лодки и водные мотоциклы. Да, персонажи не всегда делятся на откровенно хороших и откровенно плохих. Но все элементы жанра на месте.

За что фильму следует поаплодировать сразу – это кастинг. Инкассатора Тома, бандита Джима и шерифа Коллинза играют соответственно Кристиан Слэйтер, Морган Фримэн и Рэнди Куэйд (актер, достаточно известный в 90-е годы в США, однако знакомый отечественным зрителям скорее как «Ааа, я его уже где-то видел, как там тот фильм назывался?..»). Каждый вписывается в роль почти идеально. Охранник молод и идеалистичен, рискует жизнью, чтобы спасти чужие деньги, преступник харизматичен, а шериф (по крайней мере, поначалу) стоически переносит неприятности перед отставкой. Персонажи (и актеры, их играющие) взаимодействуют друг с другом и меняются по ходу фильма, преподнося пусть и напрашивающиеся (да и проспойлеренные в трейлере), но уместные повороты сюжета.

С технической точки зрения фильм выше всяких похвал. Он снимался частично «на натуре» – в одноименном городке Хантинбург (в котором на самом деле нет дамбы, зато теперь есть музей фильма «Ливень», расположенный на втором этаже мэрии и нежно любимый жителями //www.huntingburg-in.gov/category/index.php?categoryid=15), а частично – в огромном ангаре в Калифорнии, где за 6 миллионов долларов были выстроены (а затем и затоплены) декорации городских улиц и зданий. По части масштабности «водных аттракционов» с «Ливнем» могут поспорить только «Титаник» и «Водный мир». Несмотря на то, что все действие фильма происходит ночью, усилия съемочной группы и декораторов видны в каждом кадре. По закону жанра вода подступает все выше и выше, чтобы к концу фильма прорвать-таки плотину и снести с лица земли большую часть города – и сделать это «с оттяжечкой».

Микаэль Саломон, что характерно для скандинавских режиссеров, снимает достаточно ровно и максимально качественно, с минимумом визуальных штрихов, которые, однако, в нужные моменты отлично оживляют стандартные сцены. Все погони, потопы, перестрелки и драки сняты без навязшей на зубах «трясущейся камеры» и, несмотря на постоянную темноту и блики фонарей, позволяют рассмотреть происходящее во всех подробностях. Неизвестно, как бы повернулась судьба, если бы «Ливень» снимал изначально назначенный в режиссерское кресло Джон Ву – с одной стороны, это было бы интересное воссоединение постановщика (Ву), продюсера (Гордон), сценариста (Йост) и актера (Слэйтер) из «Сломанной стрелы», а с другой – фильм длился бы не полтора часа (что для боевика идеальный хронометраж, так что «Ливень» не имеет ни единого шанса надоесть), а минимум два – за счет slow-mo, «мексиканских дуэлей» и сносимых ураганом стай голубей.

«Ливень» – это, если можно так выразиться, боевик с максимально человеческим лицом. Тому противостоят не толпы однотипных подручных главного злодея, а считанное число врагов, каждый из которых пусть и не раскрыт как личность, но обладает как минимум одной запоминающейся чертой: кто-то бывший школьный учитель, кто-то цитирует Библию абзацами, кто-то просто ходячий и плавающий стереотип американского «реднека». Главное – несмотря на то, что в душе зритель знает, что герой Слэйтера погибнуть не может, мы понимаем, в насколько опасной ситуации он оказался и насколько тяжело ему дается каждый погибший злодей. Это роднит «Ливень» с «Крепким орешком», только, в отличие от Джона Маклейна, Том за весь фильм собственноручно убивает лишь одного злодея (тут, конечно, вопрос, как считать). Остальных губит жадность.

Можно сколько угодно шутить на тему Йоста и его безумных идей, но сценарное дело он знает. Да, персонажи похожи на архетипы, и да, многие «неожиданные сюжетные повороты» просматриваются загодя, но часть штампов либо намеренно высмеивается, либо вполне прогрессивно обыгрывается. Это наиболее заметно в образе реставратора Карен в исполнении Минни Драйвер. В большинстве подобных фильмов от героини требуется попадать в беду, быть спасенной и при этом хорошо выглядеть (ну и громко визжать, но это опционально). Карен же до своего обязательного похищения умудряется минимум дважды спасти задницу Тома из заведомо гибельной ситуации, да и вообще способна за себя постоять (как распятием, так и ножом). И так весь фильм – каждое клише (конечно же, один из плохих парней должен оказаться насильником) уравновешивается остроумным отыгрышем (в критической ситуации Том, до этого упорно и упрямо защищавший деньги, готов отдать их, но внезапно принципиальность проявляет грабитель – да и вообще, сцена с торгами получилась отличной: комичной и с шикарным финалом).

«Ливень» (и его сценарист) дают понять, что критическая ситуация позволяет человеку проявить как лучшие, так и худшие качества своей натуры. И каждый из персонажей в какой-то момент делает выбор между совестью и долгом с одной стороны и шкурными интересами с другой. И почти каждый раз этот выбор абсолютно сочетается с тем, что мы уже знаем о герое. Это тот тип штампов, который вызывает не раздражение от многократно виденного, а скорее приятное узнавание, какое бывает при встрече со старым знакомым. Если вы любите классические боевики, «Ливень» вас не разочарует.

Есть ли у фильма минусы? Они субъективны. Пара старичков, оставшихся в городе охранять свой дом, вставлена в фильм по большей части для постоянных шуток, да и склочная героиня Бетти Уайт начинает раздражать несколько больше, чем это задумывалось создателями. Есть пара «роялей в кустах», которые чудесным образом спасают героев. Рэнди Куэйд к моменту, когда его герой окончательно переходит на «темную сторону силы», начинает отчаянно переигрывать и кривляться.

С Морганом Фрименом немного другая проблема: актер уж слишком обаятелен и харизматичен (недаром есть анекдот, что голос актера за кадром способен заставить американцев поверить во что угодно). Злодей Джим задумывался как персонаж неоднозначный, а его хрупкий альянс с Томом – напряженный. Зритель должен каждую секунду переживать, не предаст ли бандит главного героя. Фримен этого напряжения не дает: даже когда Джим угрожает жизни заложников или оставляет послание одному из сообщников: «Если не заткнешься о деньгах, я тебя убью», – зритель не в состоянии воспринимать его как злодея. В изначальном сценарии персонаж погибал, однако это вызвало настолько негативную реакцию среди тестовой аудитории, что продюсерам пришлось собирать дополнительные деньги и переснимать финал.

Так почему же фильм в результате оказался таким провалом? Пожалуй, это просто неудачное стечение обстоятельств. К 1998 году зрители устали от постоянных фильмов-катастроф (к этому времени успели выйти «Вулкан», «Пик Данте», «Смерч»); фильмы на водную тему, вышедшие до «Ливня», оказались провальными («Водный мир», «Подъем с глубины» и «Скорость 2»); пересъемки финала и смена названия (с «Потопа» на «Ливень», чтобы как раз избежать попадания в тренд унылых катастроф) заранее подпортили репутацию, а рейтинг R, данный из-за буквально двух-трех абсолютно необязательных сцен с картинными смертями, которые можно было без малейшего ущерба для фильма сократить или перемонтировать, отпугнул семейную аудиторию. В итоге в прокате «Ливень» собрал всего 20 миллионов при бюджете в 70 (слегка поправив ситуацию на рынке домашнего видео) и остался в истории как «кассовая бомба».

Вместе с фильмом пошла ко дну и карьера многих участников. Это последняя главная роль Слэйтера в действительно хорошем фильме. Грэм Йост продолжил писать сценарии, однако картины, вышедшие из-под его пера, проваливались (в основном – заслуженно, как, например, «Миссия на Марс» или «Планета обезьян» Тима Бёртона), а телесериалы не продливались на второй сезон. Микаэль Соломон добился определенных успехов на ТВ, однако «Ливень» – его последний крупнобюджетный фильм, вышедший в широкий прокат в кинотеатрах. Марк Гордон продолжает продюсировать, в том числе блокбастеры, но с переменным успехом. Наверное, единственный ведущий участник проекта, которого «Ливень» не «потопил» – Морган Фримен.

Вернемся к вопросу, с которого началась рецензия: заслуженно ли фильм провалился? Нет! «Ливень» – отличный образец добротного крупнобюджетного боевика 90-х, с качественным сценарием, отличными актерами, изобретательными экшен-сценами, масштабной катастрофой на заднем плане и плотной атмосферой. Он делает то, что должен делать боевик: развлекает, заставляет переживать за героев, радоваться гибели злодеев и получать максимум удовольствия от просмотра.

P.S. Как уже упоминалось в рецензии на «Мир юрского периода 2», Голливуд редко учится на своих ошибках. 20 лет спустя, в 2018 году, вышел фильм «Ограбление в ураган» – боевик про девушку-инкассатора, которая защищает чужие деньги от банды грабителей, и коррумпированного шерифа в городе, который накрыл смерч. Провал в прокате у новой поделки был менее громким, чем в случае с «Ливнем», но беда в том, что смотрится она в разы хуже старого фильма. Как, в общем-то, и всегда.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)