DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Летний хоррор «Вьюрков»

Вьюрки (роман)

Автор: Дарья Бобылёва

Жанр: триллер, мистика, хоррор

Издательство: АСТ

Серия: Самая страшная книга

Год издания: 2018

Похожие произведения:

  • Дарья Бобылёва «Забытый человек» (авторский сборник)
  • Алексей Иванов «Пищеблок» (роман)
  • Дарья Бобылёва хорошо известна не только поклонникам хоррора (сборник «Забытый человек») и фанатам «Самой страшной книги» (в составе «Самой страшной книги 2017» публиковался ее рассказ «Баба огненная», а в отборе участвовал, например, «У страха глаза мотыльки»), но и читателям «толстых» литературных журналов — особенно «Октября».

    Собственно, именно в июльском номере «Октября» за 2017 год и вышли «Вьюрки». Войдя затем в лонг-лист российской национальной литературной премии «Большая книга».

    Наверное, сейчас уже можно поставить точку в рецензии, поскольку — что еще можно сказать сверх того, что решило высокое жюри?

    Но мы, тем не менее, пойдем дальше.

    Действие «Вьюрков» разворачивается в одноименном дачном кооперативе, который в один прекрасный — точнее, НЕпрекрасный — день оказывается отрезанным от всего мира. Отключились телефоны, остановились часы. Окруживший дачный кооператив лес выглядит недобро и неприветливо — и с огромной неохотой возвращает тех, кто решился все-таки попробовать сбежать из «Вьюрков». Да и то — возвращает слегка не такими.

    И лето все тянется и тянется, уже который месяц, и происходит что-то не то и не то…

    По сути дела, это не роман в классическом его понимании, не цельнолитой текст — это сборник рассказов, объединенных едиными сеттингом, персонажами, контекстом и историей. Как небольшой сезон сериала, который имеет свое начало, конец, набор серий — и обязательного «монстра недели».

    Монстры тут, кстати, все наши, родные, не «перепертая полечка на язык родных осин». Леший, заложный покойник, игоша — кучно легли. И справиться с ними поэтому можно только лишь с помощью таких же наших, родных, заклятий и заговоров.

    Автор населяет дачный кооператив самыми разными людьми — здесь и молчаливые гастарбайтеры, чувствующие себя чужаками, и семья бизнесмена, отгородившаяся в высоком особняке от всего кооператива, и «нерусь»-нянька детей бизнесмена, и Ромочка — парень с ЗПР, и бабка-кошатница, и школьница-гот, и много, много кто еще. А с другой стороны — не только леший, зеленая масса земли и дерна, не только безногая игоша — но и огромные пиявки, свернувшиеся в черные тугие кольца и пожирающие людей… Безымянные, без спасительного приема-оберега против них.

    Мир человеческий и мир потусторонний стягиваются во Вьюрках, даже где-то схлопываются — и на месте схлопывания пенсионер оказывается оборотнем (только вот неопытным, на свою беду), бабки — ведьмами, а непознанные твари подменяют тех, кто неосмотрительно забрел на их территорию.

    Это происходит очень естественно, без натягивания пресловутой совы на глобус — просто даже потому, что российские садовые товарищества позволяют сделать это. Потому что именно в них прошлое встречается с настоящим, именно там на чердаках и в подвалах гниют вещи, вывезенные из квартиры на балкон, с балкона — в гараж и обретшие, наконец, пристанище на даче. Именно туда привозят детей, а потом — и детей детей, чтобы «привыкали к труду». Именно там можно увидеть по соседству с прогнившей развалюхой-«бабушатником» вполне современный особняк. Садовые товарищества словно вопиют о том, что они находятся на границе времен и реальности — и неудивительно, что эти границы рано или поздно стираются.

    «Вьюрки» Дарьи Бобылёвой делают гораздо больше, чем того ожидаешь от хоррор-романа (положа руку на сердце, до сих пор не самого популярного жанра в российской литературе) — они не только выводят его на уровень «серьезной», «премиальной» литературы, но и заставляют по-новому взглянуть на русский фольклор. Без добрых и милых сердцу лисичек-зайчишек, без инфернальных кощеев бессмертных и великолепных в своей мудроженственности василис прекрасных. А в своей первобытной естественности, где есть место и тем, кому люди по нраву, и тем, кому они мешают, и тем, кому они абсолютно безразличны. И кто-то видит этих «других», а кому-то они сами показываются — но большинство людей все равно остаются слепы и глухи, до последнего не принимая то, что «что-то идет не так». Не принимая — потому что не понимают. Потому что не видят знаков, не осознают намеков. Потому что слишком оторвались от фольклорного контекста. И муж, вернувшийся из леса и жрущий все, что попадает под руку, — просто проголодался.

    «Вьюрки» возвращают нас на эту фольклорную почву, фактически откидывая на тысячелетие назад, когда и леший, и кикимора, и домовой реально сосуществовали рядом с людьми. Ведь то, во что искренне веришь, становится реальностью, не так ли?

    И появляется второй вопрос — а нужно ли верить, чтобы что-то стало реальностью? Или оно сделает это, не спрашивая нас?

    В рецензиях профессиональных критиков «Вьюрки» называют «романом-притчей», «романом-предупреждением», «новым для отечественной литературы типом повествования, которое не структурирует мир в соответствии с личностной парадигмой автора и не деструктурирует его в рамках той же парадигмы, но с противоположным знаком»…

    Очень сложно добавить что-то столь же круто завернутое.

    Хотя... В условиях современного постмодернизма и мультикультурализма, когда ризомный тип повествования определяет конфликт потоков истории, фольклорно-архаическая доминанта «Вьюрков» органично вписывается в современный и одновременно вневременной контекст, выходя в подпространство мифа.

    Вот.

    П.С. Проще говоря — и через десять, и через пятьдесят лет «Вьюрки» будут смотреться так же свежо и в то же время монументально, как и сейчас.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)