DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЛА

Людское страдание в творчестве

Визуальные новеллы — не самый популярный жанр в игровой индустрии. По большей части речь всегда идет об «отоме» — жанре, где необходимо построить романтические отношения. Сюжет и лор могут как отсутствовать, так и быть важной частью игрового процесса. Но в последнее время игровые разработчики стали чаще выпускать визуальные новеллы в жанре ужасов. Казалось бы, как текст может напугать? Однако игры подобного жанра используют различные приемы, чтобы вовлечь геймера в события, рассказывающие об ужасах мира и происшествиях, от которых мурашки стынут в жилах.

В этой статье мы поговорим о том, как в двух визуальных новеллах по-разному передается атмосфера ужаса и одиночества. И о том, как с помощью текста в играх мы постигаем людские страдания.

Doki Doki Literature Club

Конечно же, нельзя обойти стороной «Литературный клуб Тук-тук». В свое время эта игра успела взорвать интернет, потому что сумела совместить несочетаемое: милые посиделки девчонок за чаем, со стихами — и психологический хоррор. Но именно с этим люди сталкиваются в реальной жизни, и

Doki Doki затронула многие сердца и оказалась на порядок реалистичнее многих хоррор-игр, выражая через слова и действия персонажей их проблемы. Трудности Нацуки, а именно непонимание и осуждение со стороны одноклассников, разлады в семье. Депрессия Сайори выражающаяся в ее забывчивости, неуклюжести и постоянных мыслях о смерти. Самоповреждения Юри, ее неумение формулировать свои мысли и общаться с людьми. Даже в Монике можно разглядеть чувство неполноценности.

В первом акте Юри и Нацуки лишь намекают на свои проблемы, но самые внимательные читатели и знакомые с подобными синдромами люди сразу их раскусят. В некотором роде первая часть игры очень жуткая, ведь все это обернуто в розовую упаковку, которая не успела разорваться.

Мир даже немного пугает, а девочки кажутся реальными. Для человека, которому в свое время поставили диагноз «депрессия» (привет, Сайори) и знакомого с проблемами Юри, первый акт — чистая реальность. Никто не сможет увидеть, что скрывается в твоей душе, все те проблемы и трудности, через которые тебе лично приходится проходить.

И все-таки литературный клуб сумел облечь все страхи и переживания девочек в стихи, заставляя нас еще сильнее проникнуться. Это не самые красивые и талантливые произведения, но все они, без сомнения, написаны с душой. Стиль, слова и тематика настолько хорошо подобраны, что если показать эти произведения тому, кто не знаком с игрой, то он без труда поймет, что их писали четыре разных человека.

Довольно простой прием, но все же — какой действенный! Даже во втором акте, когда Моника начинает творить безобразие с головами девочек, стихи Нацуки и Юри остаются верными себе. Секретная поэма Нацуки о своем отце написана так же просто, как и другие ее стихи. Точно такой же стиль, хотя главную мысль будет легче угадать.

В одной из сцен, когда Юри совсем сходит с ума, она дает герою стихотворение, которое таковым и не назовешь. Произведение, написанное на перепачканном мочой и кровью (она оставила свой «запах» специально для главного героя) листе, кажется невероятно длинным и непонятным. Тем не менее люди из интернета сумели расшифровать пару слов, которые девочка написала. Становится ясно, что это не просто кляксы, а «вдумчивая и нагруженная» поэма, которая не смогла прижиться на бумаге.

Стихи Моники постоянно разрушают четвертую стену. Через них она будто бы пытается достучаться до игрока, используя различные метафоры и фразеологизмы. В отличие от творений других девочек, ее стихотворения не сосредоточены на личных проблемах или восприятии этого мира. Моника будто бы чувствует себя неполноценной. Запертая в визуальной новелле, она прекрасно знает о существовании мира по ту сторону экрана.

Второй акт пестрит различными скримерами и пугающими словами девочек, которые оказались под контролем Моники. В той же ссоре между Нацуки и Юри их разногласия уже не кажутся такими смешными. Здесь нет Сайори, которая могла бы их успокоить. Более того, они начинают говорить о своих проблемах в открытую. Взять хотя бы заявление Нацуки, что Юри боится, как бы главный герой не узнал о том, что она режет себя.

Весь второй акт похож на бурю эмоций, которую уже невозможно сдержать. Стоит подчеркнуть, что аудитория может по-разному взглянуть на это. Некоторые один раз поиграют в Доки Доки и забудут про литературный клуб. Они пришли за жестью и получили ее. Вряд ли новелла зацепит их как-то еще.

Фанаты и просто люди, знакомые с психозами девушек, будут страдать. Это словно вариться в котле из неконтролируемых эмоций, которые уже невозможно сдерживать. Люди, проходившие через подобный ад, после прохождения «Оитературного клуба» будут больше напоминать мем, в котором спокойная собака сидит в горящей квартире. Нацуки, чувствующая себя куклой, в которой растворяется ее личность в угоду остальным людям — ведь им некомфортно рядом с такой, как она, поэтому «Нацуки» должна исчезнуть. Юри, не способная справиться со стрессом, предпочитающая резать себя — ведь всегда приятно смотреть, как заживают раны. Таким образом «заживает» ее душа.

Очень часто «черные надписи», появляющиеся во втором акте, произносятся слишком быстро. С одной стороны, это добавляет жути и реалистичности. Иногда люди пропускают мимо ушей проблемы, о которых говорят другие. С другой стороны, те, кто читает не так быстро, в итоге даже не понимают, что сказали герои, и… пропускают их «заскоки» мимо ушей. Конечно, можно посмотреть в отдельной вкладке, о чем говорил тот или иной персонаж, но эффект потеряется.

The Life and Suffering of Sir Brante

Пожалуй, именно «Жизнь и страдания господина Бранте» можно назвать «опасной книгой». Ведь ее стилизация выполнена в виде дневника, в котором главный герой рассказывает о своей жизни. Атмосферные арты и прекрасная музыка только сильнее погружают в необычный мир, где люди вынуждены с рожденья делиться на два сословия: благородных, чья цель — править, и простых, которые должны страдать. Где никто не может изменить свою судьбу, ибо это воля Богов. Однако даже в таком мире есть несогласные с учением Близнецов. Более того, главный герой родился от брака благородного дворянина с крестьянкой, а значит, он может пойти двумя путями либо же стать священником.

По ходу сюжета мы с самого рождения должны будем развивать в себе разные качества, которые повлияют на судьбу. Отношения с различными персонажами, обещания, которые мы им дали, также в один момент могут спасти или погубить нас. Более того, репутация, богатство и единство всей семьи тоже зависят от наших решений.

Это одна из игр, где, скорее всего, при самом первом прохождении вы сразу же проиграете — либо не выйдете на нужный финал, который бы вас устроил на 100%. Здесь все как в жизни: ты не можешь совершить действие, если тебе не хватает запаса сил. Или же ты не можешь подкупить важного человека, потому что твой род беден, а ты не манипулятор. Но если ты познакомился с дочерью дворянина, она может помочь тебе сделать карьеру. Или же тебя волнуют не личные цели, а судьба народа?

Весь процесс игры приводит в напряжение. И это с учетом того, что большую часть мы именно читаем текст и лишь делаем выбор из нескольких предложенных вариантов. Но каждое решение может оказаться неожиданным, особенно если вы играете без подсказок. Так, меня, пятилетнего ребенка, на тот свет отправил дедушка после того, как я ударила его в колено. На минуточку — заслуженно ударила, ибо он бросил мои игрушки в костер.

Именно последствия каждого вашего решения, ваш выбор, какую сторону принять, пугают больше всего. Как и невозможность отмотать время назад и исправить ситуацию в дальнейшем, будь то, например, разлад в семье Бранте, больно бьющий по суставам. Даже маленькая страница в дневнике оторвана, показывая всю горечь главного героя от потери своих близких. Годы, проведенные вместе, детство, отрочество — все кануло в Лету, потому что своими решениями герой погубил единство внутри семьи.

Одним из самых жутких персонажей, без сомнения, является сторонник Старой Веры и инквизитор Отец Ульрих. По ходу сюжета, благодаря определенным действиям, мы можем узнать, что священник тайно проповедует третью книгу пророка Изатиса, которая была запрещена по всей Империи. Если староверы верят в Закон, а нововеры видят началом всего Любовь, то Ульрих видит высшим проявлением Волю. Он стремится получить контроль над всем миром, над всеми душами. И став нашим учителем, он надевает на Бранте ошейник, символизирующий Его Волю над нашей. «Воля наша скует людей этой Империи. Воля наша дарует им Удел, что невозможно будет ни отвергнуть, ни нарушить».

В ходе этой сюжетной линии Бранте готов пойти на самые ужасные поступки. Пытки несчастных, убийства, ложь — и всё во имя Отца Ульриха и Воли. Одной из самых запоминающихся глав для автора статьи стало «Отражение», где герой допрашивает одного из сторонников патриарха города Анизотти, в котором разворачиваются события. И если сначала допрос ведется мирно, то позже герой цепляется за аккуратные черты лица мужчины… которые он изувечивает с невероятной жестокостью и хладнокровием, заставляя несчастного смотреть на свое «новое лицо». В конце же герою и вовсе чудится, что в зеркале виднеется отражение Ульриха.

Удивительно, насколько сильно «книга» Бранте погружает игрока не просто в мир Блаженной Аркнийской Империи, общества, живущего по другим законам, а во внутреннюю вселенную самого героя. Только недавно мы играли в прятки с сестрой и братом, смотрели на муравьиную ферму, а теперь спокойно пытаем человека. И это лишь одна история. Какие истории прошли другие геймеры, какие решения они приняли и к чему это привело? Все это заставляет проникнуться игрой, которая каждый раз удивляет.

Казалось бы, дед Грегор Бранте любил только своего старшего внука, а нас он не считал достойными носить звание благородного. Но в одной из концовок за дворянин, если нам суждено выйти на смертельный бой, именно голос Грегора будет нам чудиться. На этот раз не злобный и не осуждающий, а тихий и мягкий, успокаивающий перед самой смертью. Признаться, после выхода на данную концовку пришлось долго стряхивать слезы.

Кстати о голосах. На протяжении всей игры геймер будет слышать в основном музыку и пару звуков, которые были добавлены для атмосферности — будь то удар мечом, треск костра, проявление магии или возмущенный вздох. Но один персонаж особенно отличился. Речь, конечно же, снова об Отце Ульрихе. Так как он проповедует Волю, нечто эфемерное и властвующее над душами и умами людей, очень часто его появление сопровождается характерным эффектом: как будто бы он что-то произносит, но не на человеческом языке. Будто бы сам Бог Грома обращается к смертным. Настолько его Воля сильна.

Еще один из лучших моментов с аудио - тоже в главе «Отражение». Нередко в главах происходили различные драки и бои, сопровождающиеся звуками ударов. Но именно здесь мы впервые слышим человеческие крики. Пронзительные и ужасные, которые с перелистыванием страницы раздаются эхом. Как будто запертая дверь заглушает всю боль, несчастного, оказавшегося в руках Инквизиции. Звук пореза и капли крови, появившиеся на страницах.

Все эти приемы работают как надо, так как они появились в один из самых кульминационных моментов для главного героя. Бранте постепенно теряет свою личность и становится учеником Ульриха, готовым без жалости и сожаления замучить человека, чтобы выведать его тайны. Пожалуй, эту главу можно сравнить с тем, как мы в детстве читали напряженный момент в книге — и раздавался неожиданный звук, например гремел гром или падал какой-то предмет. В этот миг хотелось только кричать, ибо страх за героев и за самого себя (вдруг злодеи из произведения появятся в реальном мире?) становился острее.

Каждая из этих игр по-своему уникальна. Одна рассказывает о четырех девушках, их проблемах и переживаниях. Заставляет прочувствовать их боль и надежды через стихи, а также пережить вместе с ними как прекрасные, так и ужасные моменты по ходу игры.

Вторая же показывает жизнь одного человека и как он может повлиять на судьбы не только своих близких, но и целого города города. Через текст мы можем прочувствовать, как герой взрослеет, меняется и идет по уготованной ему судьбой дороге дворянина, священника или безудельного.

Обе игры в той или иной мере касаются творчества. Первая затрагивает поэзию, которая может раскрыть внутренний мир человека в разы лучше, чем обычные слова. Вторая выполнена в стиле дневника или даже мемуаров. И это мы еще не касаемся отдельных сюжетных линий, например книг пророка Изатиса, чье учение служению богам нововеры и староверы понимают по-своему. Так или иначе, обе игры способны затронуть наши сердца, рассказав о человеческих страданиях, понятных каждому.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)