Двуликий демон Мара. Смерть в любви / Lovedeath (сборник малой прозы)
Автор: Дэн Симмонс
Жанр: мистика
Издательство: Эксмо
Год: 2012 (в оригинале 1993)
Похожие произведения:
- некоторые повести С.Кинга
Эта рецензия планировалась как вдумчивая, глубокая, с чувством, с расстановкой… Однако Дэн Симмонс лично пришиб подобные поползновения на первых же страницах авторского сборника повестей – в предисловии, где коротко и ясно расставил приоритеты, раскрыл смыслы, рассказал предыстории. Читателю оставалось только заварить чай, приглушить свет, достать блюдце с клубничным вареньем и усесться в любимое кресло, что стоит возле книжной стенки.
Конечно, все мы привыкли, что для старины Дэна не существует запретных тем. Он с одинаковым успехом может описывать минет в исполнении демонического существа-вампира и полет космического шаттла; курение опиума на проеденном клопами матраце в лондонской канализационной клоаке и светские беседы Чарльза Диккенса с членами литературного сообщества того времени. Пять повестей, спрятанных под обложкой, обещали таить в себе отличные истории, великолепные миры, и на деле так оно и получилось. С одной оговоркой: сборник этот на языке оригинала увидел свет в далеком-предалеком, покрывшемся сединой 1993 году. И лишь без малого десяток лет спустя появился на русском. Именно поэтому книгу так и тянет оценивать с двух позиций: с позиции «тогда» и позиции «сейчас», что особенно важно для русскоязычного читателя. Шутка ли, две повести из пяти – это зачатки будущих романов Симмонса. «Женщины с зубастыми лонами» превратились в «Черные холмы» (с той лишь разницей, что повесть более интересна и подвижна, нежели тяжеловесный роман-паралитик о коренном населении Америки); а «Флэшбэк» - ну, вы догадались. Тогда, в 93-ем году, эти повести произвели бы на читателя другое впечатление, нежели эдакое Back in USSR в исполнении Симмонса теперь. С позиции «сейчас» оба произведения выглядят бледновато, все-таки полноценные романы целостнее, мощнее, солиднее.
«Смерть в Бангкоке» - точно тезка-побратим «Песни Кали». Копирование не буквально, оно скорее распространяется на уровне ощущений и атмосферы, что идет повести только в плюс. Все-таки «Песнь Кали» уникальна по своей сути. Однако и тут сюжет подкачал – повесть проста, как два пальца об асфальт, несмотря на то, что «Песнь» написана годами ранее, и у Симмонса уже должна была быть набита рука на воплощение подобных тем. Отдельного рассмотрения заслуживают разве что «Энтропия в полночный час» и «Страстно влюбленный».
«Энтропия» - повесть, показывающая нам различные зарисовки из жизни людей, закончившиеся случайными смертями; все это скреплено центральной линией сюжета – отец и дочь пришли на летнюю бобслейную трассу, чтобы прокатиться. Зарисовки получились скупыми, с оттенком некоторой грусти, ведь как порой просто расстаться с жизнью. Достаточно всего лишь дурацкого случая… К примеру, водитель решил в сильный туман высунуть голову наружу – быть может, так лучше видно? Да вот незадача: навстречу ехал автомобиль, водителю которого пришла в голову абсолютно идентичная идея. Результат нетрудно представить самим. Финал у повести предельно прост и символичен, и даже назидателен, хотя Симмонс ни единым словом не старается поучать.
«Страстно влюбленный» - история, посвященная Первой Мировой войне, а точнее – битве на Сомме. В центре внимания – поэт. Именно здесь Симмонс дал своему писательскому мастерству разгуляться по-настоящему. В повести автор использует множество сильных декораций и психологических приемов, на «ура» воздействующих на читателя. Это касается, конечно, и трупа солдата, напротив которого сидит главный герой (его постепенное, последовательное описание), и кошки с котятами, которые поедают труп женщины вместе с ее детьми… Словом, Симмонсу удалось создать некую точку, в которой сходятся все лучи прожекторов его таланта. Пожалуй, концентрация авторского мастерства и духа в «Страстно влюбленном» сильна как нигде более в произведениях американского писателя.
Итак, что мы имеем? Пожалуй, книга идеально подходит людям, которые еще не читали Симмонса, но хотели бы с чего-то начать. Если сравнивать сборник с чем-то из реальной жизни, то это – пробник; красивый, информативный, увлекательный. Если повести захватят вас, подарят неповторимые эмоции, то можете смело брать в книжном магазине произведения побольше, благо они всегда есть в свободном доступе. А если сборник ничем не заинтересует, и даже больше – вы его забросите задолго до последней страницы, то смело вычеркивайте старину Дэна из списка потенциальных авторов, с творчеством которых вы хотели бы познакомиться. Постоянным же читателям Симмонса можно только пожелать хорошего вечера, душистого чая и сладкого варенья. Всегда приятно, когда возвращаешься в знакомую обстановку, не так ли? Только сделайте скидку на то, что книга вышла в 1993 году, и все у вас получится.
1 Мельник 02-01-2013 17:25
Да уж, неплохо так затянули с выходом книги. Но ознакомиться можно будет. Особенно заинтересовала история о Первой мировой.
2 Caspian 23-12-2012 00:46
Как-то не впечатляет сборник. Судя по всему, Симмонс навсегда запомнится романом "Террор".
3 saga23 08-05-2013 07:24
4 ilya_pivovarov 19-12-2012 23:41
У Симмонса знаком далеко не со всеми работами (в частности, не читал "Черные холмы" и "Песнь Кали"), так что этот сборник все же приобрету. Автору благодарность за рецензию)