DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Лучший фильм о каннибалах

Ад каннибалов / Cannibal Holocaust

Италия, 1979

Жанр: ужасы, мокьюментари

Режиссер: Руджеро Деодато

Сценарий: Джанфранко Клеричи

В ролях: Роберт Керман, Франческа Кьярди, Перри Пирканен, Лука Барбарески, Сальваторе Базиле, Карл Гэбриел Йорк

Похожие фильмы:

  • «Ад каннибалов 3» (1977)
  • «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)
  • «Зеленый ад» (2013)

Ад каннибалов, постер

«Каннибальский жанр» в европейском кино конца 1970-х — начала 1980-х годов представлен богато и разнообразно. Многие ленты этого периода по праву считаются классикой хоррора, тему дикарей-людоедов эксплуатировали такие культовые режиссеры, как Умберто Ленци и Джо Д'Амато. И все же над всеми ими возвышается, попирая грязными стопами гору из человеческих и звериных черепов (и, возможно, размахивая оттяпанной пиписькой какого-то критика), «Ад каннибалов» Руджеро Деодато.

Шок. Шум. Шок. Скандал. Шок. Успех. Шок. Шедевр… Пожалуй, чередой этих слов можно коротко описать всю историю фильма.

Невероятный натурализм картины и по сей день производит неизгладимое впечатление даже на самых опытных и стойких зрителей. В свое же время, говорят, два человека скончались от сердечных приступов прямо во время просмотра. Скандальную славу «Ад каннибалов» приобрел еще и потому, что во время съемок было убито несколько животных, что вызвало гнев «зеленых», судебные иски и даже угрозы режиссеру, а также породило волну запретов на показ фильма в разных странах, на многие годы сделав его вообще самым запретным кино в мире. Как часто бывает, на деле вся эта кампания против картины и ее создателя лишь сделала ленту еще более популярной, а ушлые киноделы на волне скандальной славы умудрились не только выпустить под названием «Ад каннибалов 2» сюжетно никоим образом не связанную с фильмом Деодато картину «Съеденные заживо» (Mangiati vivi!, 1980) Умберто Ленци, но и перевыпустить в качестве «Ада каннибалов 3» более раннюю работу того же Деодато «Последний мир каннибалов» (Ultimo mondo cannibale, 1977).

Ад каннибалов, кадр

За всей шумихой потребовались долгие годы, чтобы киноведы, да и простые зрители смогли оценить собственно художественные достоинства фильма. Современные любители хоррора с изумлением обнаружили, что ныне популярные поджанры «мокьюментари» и «фаунд футадж» используют наработки и идеи, появившиеся за двадцать лет до выхода «Ведьмы из Блэр». Ценители «авторского кино» вдруг узнали, что ради съемок определенных сцен и всемирно признанный гений Тарковский был способен сжечь заживо корову (в сравнении с чем убийство обезьянок, мозги которых у туземцев считались деликатесом, смотрится не столь уж и дико). Так, постепенно, на протяжении десятилетий зритель все больше и больше понимал «Ад каннибалов», пока в какой-то момент не стало очевидно уже практически всем: здесь в принципе нет ничего лишнего, все — от великолепного сауднтрека Рица Ортолани до пресловутых сверхнатуралистических сцен секса и насилия — работает на основную идею. Все — вплоть до того, что «слабая», как кажется, работа актеров в тех или иных эпизодах, на поверку оправдана общим замыслом, согласно которому персонажи фильма действительно фальшиво «играют» на камеру, изображая эмоции, которых на самом деле ни в коей мере не испытывают.

Некоторые склонны упрекать «Ад каннибалов» в отсутствии саспенса, атмосферы. Ошибка, объяснимая тем, что испытанный во время просмотра шок оставляет гораздо более яркий эмоциональный «след» в памяти и на сердце. Как писал Деодато его великий коллега Серджио Леоне (одним из первых признавший творение Руджеро шедевром), все снято настолько реалистично, что «проблем не избежать». Прославленный маэстро спагетти-вестернов опасался, скорее всего, шквала критики в адрес адресанта — и был, как мы знаем, прав в своих опасениях. Но справедливо сказать, что гипернатурализм «Ада каннибалов» породил проблемы и по части восприятия иных сторон фильма. На самом деле своя, весьма мрачная и сильная атмосфера у картины Деодато есть, и во многом появление этой атмосферы — заслуга композитора. Но и режиссера тоже. Идиллические пейзажи демонстрируются под пасторальную мелодию, ставшую визитной карточкой фильма, чередуясь с шокирующими сценами, фоном которым служит еще более ненавязчивая, по-дикарски примитивная, но при этом жестокая, мертвяще-холодная музыка. А в редких эпизодах, когда действие происходит не в первобытном «зеленом аду», а в джунглях большого города, роль музыкального сопровождения играют обычные шум и гам мегаполисов.

Ад каннибалов, кадр

Шок-составляющая затмевает в «Аде каннибалов» (оригинальное название которого — «Холокост каннибалов» — лучше отражает основную идею) многое. Но позвольте, «сгладь» Деодато эту составляющую на потребу брезгливым критикам, — и его лента потеряла бы во всем. Ведь, как уже было сказано выше, в этом кино даже то, что кажется поначалу недостатком, работает на общий итоговый выдающийся результат.

Чтобы понять, насколько тонко создатели «Ада каннибалов» работают с таким примитивным, казалось бы, инструментом, как шок, придется напомнить вкратце сюжет картины. Фильм делится на две равноценные части (именно вторую Леоне назвал «шедевром реализма»).

В первой нам рассказывают предысторию. «Нарезкой» из различных телевизионных «репортажей» вводят в курс дела: группа молодых и успешных документалистов отправляется в джунгли, куда не ступала нога цивилизованного человека, чтобы снять сенсационный фильм о местных племенах и их дикарском образе жизни. Отправляется — и исчезает в зеленом аду бесследно. Спустя некоторое время ученый-антрополог Гарольд Монро (безукоризненно сыгранный обаятельным Робертом Керманом) по заданию телевизионных боссов следует за пропавшей командой киношников, дабы выяснить, что же с ними случилось.

В этой части зритель невольно ассоциирует себя с ученым, вместе с которым мы открываем для себя новый и чуждый для нас мир. Как и мистер Монро, мы поначалу приходим в ужас от того, что этот мир собой представляет. Следуя за ученым, узнаем об обычаях туземцев и вместе с ним пытаемся эти обычаи пусть не принять, но хотя бы понять. И, в конечно счете, понимаем. Проявив недюжую смекалку (и изрядное терпение) герой Кермана умудряется, аки античный Одиссей, выйти «сухим из воды», наладить контакт с дикарями и добыть отснятые давно уже убитыми и сожранными документалистами материалы. Вернувшись в Нью-Йорк, антрополог начинает исследовать эти пленки — и здесь фильм плавно переходит ко второй и главной части.

Ад каннибалов, кадр

Каковая является типичным уже мокьюментари, хотя — не грех еще раз об этом напомнить — снято было за ДВАДЦАТЬ лет до «Ведьмы из Блэр», не говоря уж о «Паранормальном явлении» или «Пленках из Пукипси». По сути нам показывают «фильм в фильме», но именно благодаря первой, «традиционной» части вторая воспринимается так, как и должно. Деодато уже изрядно шокировал нас в истории приключений Гарольда Монро, показав быт каннибалов, но тем самым и подготовил нас к тому, чтобы мы, познакомившись со второй половиной его работы, имели возможность сравнить обычаи дикарей с поведением так называемых «цивилизованных» людей. И здесь степень шока еще более возрастает, усиливается (как и эффект присутствия) и достигает совсем уж запредельного накала. Для того, чтобы в финале милый усатый антрополог поставил перед нами, измученными и пристыженными тем, что мы только что видели, беспощадный вопрос: «Так кто же тут каннибалы?!»

Таким вот образом шок, секс, насилие, пытки, беспредельный натурализм оказываются безупречно вписаны в канву истории-притчи, социального памфлета. Художественное единство столь разных элементов, новаторство и смелость художника не просто делают «Ад каннибалов» лучшим фильмом самого Деодато, но выдвигают эту картину в шедевры как жанра ужасов, так и мирового кинематографа вообще.

...В декабре 2011 года в одном из кинотеатров Москвы в рамках программы итальянского кино впервые в России на большом экране были показаны три фильма Руджеро Деодато, включая «Ад каннибалов 3». Сам режиссер был специальным и почетным гостем.

...В 2013 году американец Эли (Элай) Рот, любимчик Квентина Тарантино и режиссер знаменитых хорроров «Лихорадка» и «Хостел», вдохновившись опытом Деодато, «Адом каннибалов» и другими культовыми «людоедскими» фильмами, отправился в джунгли Амазонии, где снял картину «Зеленый ад» (The Green Inferno). Впоследствии у этой ленты возникли проблемы с прокатом.

...В 2014 году в возрасте 87 лет скончался композитор Риц Ортолани, автор музыки к «Аду каннибалов».

...В 2... году «Ад каннибалов» будет по-прежнему шокировать и изумлять зрителей по всему миру.

Ад каннибалов, кадр

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аноним 31-07-2019 07:37

    На мой вкус и взгляд, назвать “Ад каннибалов” лучшим фильмом об этих самых, не к ночи упомянутых, нехороших людях, – это очень и очень смело. Да, в фильме присутствуют и секс, и насилие, и пытки, и, как абсолютно правильно выразился автор рецензии, “беспредельный натурализм”, и да, фильм шокирует, но… Но всё это доведено до такой концентрации непотребства, что о каких-то художественных достоинствах фильма говорить я лично просто не могу. Да, жанр фильмов ужасов всегда был очень и очень спорен с точки зрения морально-этических императивов, эстетизация смерти и страданий, артификация страха, и вытекающее из этого шокирование зрителя визуальным и аудиальным рядами – все это необходимые атрибуты фильмов ужасов. Но любое художественное произведение не должно вызывать остаточного чувства омерзения от произведения. А в этом фильме шок переходит именно в омерзение… Руджеро Деодато переступил рамки общепринятых норм морали в том отношении, что надо показывать на экране, а что нет, но от этого художественная ценность фильма не то, что не выиграла вообще, а была сведена до каких-то отрицательных величин. Словом, репутация фильма была основана именно на скандальности факта его запрещения для показа и не более того. ИМХО

    Учитываю...
    • 2 Парфенов М. С. 31-07-2019 10:23

      Аноним, "Но любое художественное произведение не должно вызывать остаточного чувства омерзения от произведения" - с чего вы взяли, что художественное произведение что-то вам должно или не должно???

      Учитываю...