DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Мастер возрождает Тварь

Болотная тварь

Сценарист: Алан Мур

Художники: Стивен Р. Биссетт, Джон Тотлбен

Жанр: супергероика, философия, боди-хоррор, триллер

Издательство: Азбука/DC Comics. Black Label.

Год издания: 2022/1984

Переводчик: Анастасия Грызунова

Похожие произведения:

  • Sandman (серия Нила Геймана)
  • «Капитан Британия» (серия Алана Мура)
  • «Мираклмен»

Алан Мур быстро стал звездой издательства DC. И несмотря на то, что он написал знаковые истории для Бэтмена и Супермена, его ключевым персонажем в этом издательстве следует считать Болотную Тварь.

Недогерой, недозлодей, замешанный на мистике и пошлой истории происхождения, Болотная Тварь был персонажем второго эшелона среди супергероев DC. Серия не дотягивала до полноценного хоррора, при этом слишком сильно выделялась на фоне остальной супергероики издательства и находилась на грани закрытия. Актив, который было не жалко отдать в руки смелому, подающему надежды автору. Сейчас это выглядит как наилучшее решение для обеих сторон. DC ничем не рискует, серия плохо продается, ее нужно освежить. По этой причине издательство не давит на Мура, предоставив ему творческую свободу. Когда всем на тебя плевать, у тебя развязаны руки, а Алан — сценарист, который не терпит строгих границ.

«Азбука» издает «Болотную Тварь» в стандартных делюксах, и это единственное, к чему можно придраться: многие читатели отдают предпочтение внушительно выглядящим толстым омнибусам. Однако выбранный формат тоже хорошо подходит серии. К тому же на полке книги от «Азбуки» всегда выглядят хорошо. Эта серия важна не только для поклонников персонажа или издательства, но и для читателей Алана Мура. Он недолго поработал с большой двойкой до того, как разругался с индустрией, и «Болотная Тварь» является самой продолжительной его серией.

Мур опередил время, наполнив сюжет «Болотной Твари» настолько смелыми идеями, словно бы запустив волну постмодернизма в комиксах. Его Болотная Тварь – трансперсонаж, и это одно из главных изменений, которые Алан внес в историю. Алек Холланд, долгое время считавшийся человеком, превратившимся в Тварь, оказывается никак с ней не связанным.

Болотная Тварь — это антропоморфное, живое растение, считающее себя Алеком Холландом. И отталкиваясь от этой идеи, Мур развивает всю остальную историю.

Тема поиска собственной идентичности является ключевой в комиксах Мура. Она становится главной не только для Твари, но и для второстепенных персонажей. Так, хоррор-комикс, эксплуатирующий телесные изменения и делающий упор на визуальное отвращение, приобретает дополнительный интеллектуальный контекст. Как будто под горой телесного ужаса и визуального мяса спрятано зерно истины, благословенная пища для ума. Такой подход выглядит свежо даже на фоне современных комиксов.

Нельзя не отметить, что «Болотная Тварь» рифмуется с другой работой Алана Мура того времени – «Капитан Британия». Автор, взявшись за серию, первым делом убивает главного персонажа, чтобы потом переписать его историю. За эту часть в книге отвечает комикс «Анатомия тела» — прописанная как мрачный триллер история, в которой рассказывается о том, что Алек Холланд не то, чем кажется. Вернее, Тварь никогда не была этим персонажем, и даже более того – человеком. Она только считала себя таковой. Осознание этого вводит заглавное существо в кататонический ступор. К тому же визуальное повествование ведется через вертикальные панели в обеих сериях, сохраняя приверженность традициям британских комиксов 80-х.

Эмоциональные страдания главного персонажа авторы комикса передают через путешествие внутри его собственного сна, в котором Тварь пытается удержать свою человечность. Интересная идея: растение внутри персонажа хочет остановиться и держаться корней, а человеческое заставляет его двигаться. Такая внутренняя борьба приводит к тому, что Тварь принимает себя как часть болота. Оно не застынет на месте, как дерево, а будет медленно бродить, как тина или дрейфующие водоросли.

Однако от бытия человеком Твари в наследство, достаются другие люди – друзья и враги. Хотя отныне он больше относится к природе, чем к цивилизации, Тварь остается частью супергеройской вселенной.

Появление «Лиги Справедливости» показывает, какое место Тварь займет в мире издательства, а также отношение Алана Мура к экологической повестке. Необходимо отметить, что этот сюжет рифмуется с похожим в ране Мура на «Мираклмене». Там тоже сошедший с ума сверхсильный персонаж пытался навязать свою волю, хотя был остановлен более радикальным способом. Идеи похожи, но повествуют о разном: «Тварь» — о взаимодействии человечества и природы, «Мираклмен» — о сложности существования сверхчеловека в обыденной реальности.

Мираклмен был оторван от человечества. Болотная Тварь сохраняет эту связь благодаря Эбигейл, старой подруге Холланда. Она тоже потеряна и пытается обрести себя, оторвавшись от мужа. Именно через нее Мур приводит заглавного персонажа к новым приключениям, вырывая из спокойствия болота, хотя тот и сам чувствует приближение зла. Сделано это, чтобы показать, что Тварь сохраняет свою душу, а для контраста противопоставляет ее Этригану, который, несмотря на свои благородные цели, остаётся демоном. У Твари есть человечность, но она не человек.

Такой баланс Мур старается выдержать во всем. Тварь сохраняет воспоминания о бытии человеком, но теперь знает, что явояется растением, и это влияет на ее решения. Наглядно такое положение вещей показывается через путешествие в Ад за душой Эбигейл. В этой экскурсии по загробному миру у Твари будет несколько проводников, и каждый из них – мистический герой DC, знакомый читателю по другим комиксам. В этом сюжете Мур как будто признается в любви к классической литературе, которая перерастет в серию про Лигу Выдающихся Джентльменов.

Несмотря на общую философскую, темную атмосферу большей части истории, Мур не забывает про легкость, свойственную комиксам. Так, встречающиеся демоны насмехаются над поэтичными речами Этригана, а сюжет про инопланетян Пог представляет собой комедию — до тех пор, пока не становится драмой. Такой баланс в нарративе авторы выдерживают на протяжении всей книги.

Алан Мур считается родоначальником «темной эры» комиксов. Его работы, особенно «Хранители», привели к популяризации мрачных, квазиреалистичных комиксов с кровью и жестокостью. Говоря о «Болотной Твари», нельзя не отметить ее влияние. Самое очевидное – Нил Гейман и его Сэндмен. Помимо очевидного – здесь впервые появляются персонажи, которых Гейман будет использовать в своих историях (считается, что ворон Мэтью — это Мэтью Кэйбл). Фанаты могут назвать еще много схожего в этих сериях; об этом говорят и авторы предисловий, собранных в конце издания «Азбуки».

Мур показывает ужасы как нечто личное каждый раз, когда хочет напугать читателя. Хотя он обращается к экзистенциальной, философской стороне бытия, шокирующие моменты остаются, гранича с боди–хоррором. Его Ад настолько темен, насколько это возможно – как описательно, так и визуально. Работа Джона Тотлбена не скатывается в откровенно кровавое мясо, оставаясь при этом достаточно детализированной и жуткой.

Алан Мур держится корней жанра ужасов, развивая его философскими темами, научной фантастикой и собственным воображением. В истории не чувствуется разрывов или чего-то чужеродного. Все движется плавно и соответствует общей атмосфере липкого, вязкого болотного триллера, неспешно плывущего по вселенной комиксов DC.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)