Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Мне нужны твои волосы

Маньяк / Maniac

США, 1980

Жанр: ужасы

Режиссер: Уильям Лустиг

Сценарий: Джо Спинелл, С.А. Розенберг

В ролях: Джо Спинелл, Кэролайн Манро, Эбигэйл Клэйтон

Похожие фильмы:

  • «Маньяк 2: Мистер Робби» (1986)
  • «Маньяк» (2012)
  • «Генри: Портрет серийного убийцы» (1986)

Все мы когда-то были коллекционерами. Спичечные коробки, наклейки или авиамодели – у каждого была своя страсть и, конечно же, совершенно безобидная. Но есть предметы, которые довольно сложно собирать. Например, человеческие скальпы. С ними, как ни крути, целая морока. Ведь никто не согласится добровольно отдать свой волосяной покров. И ради очередного экземпляра приходится выслеживать, душить и резать… резать… резать…

Свежесрезанные, прямо вместе с кожей, локоны какой-нибудь молодой красавицы – главный фетиш нашего героя. Помимо этого, Фрэнк Зито стаскивает домой кучу манекенов, на чьи гладкие пластиковые макушки любовно прибивает очередной трофей. Одного взгляда на крохотную квартирку, сплошь обставленную жуткими экспонатами, хватит, чтобы понять, ее владелец – выживший из ума психопат. Но за пределами этих квадратных метров Фрэнк выглядит вполне адекватным, воспитанным и даже дружелюбным мужчиной. Так что найти очередную жертву ему, как правило, не составляет большого труда.

«Маньяк» – это фильм о плохом парне. В те годы, в расцвет жанра слэшер, когда на экраны выходили культовые «Хэллоуин» (1978) и «Пятница 13» (1980), Уильям Лустиг решил построить сюжет от обратного. У него фактически нет героев, которые противостоят жестокому убийце. У него есть маньяк, со своим скромным бытом, странным жизненным укладом, кучей личностных и психологических проблем и неутолимой жаждой новых трофеев. С одной стороны, это довольно оригинальная подача сюжета, но с другой – у зрителей неизбежно появляются проблемы с самоидентификацией и как следствие с сопереживанием главному герою. Он противен, убог и абсолютно не вызывает симпатии. Надо отметить, что Джо Спинелл блестяще воплотил на экране безумца-социопата, так что единственное желание, которое со временем появляется у зрителя – чтобы на пути маньяка наконец-то встала девушка, способная положить конец его кровавым похождениям.

Знакомство с «больным» внутренним миром Фрэнка режиссер решил через его мысленные монологи и беседы с самим собой. Мы понимаем, что собака зарыта, как всегда, глубоко в детстве, а главная причина латентного сумасшествия – тоталитарная власть и своеобразное воспитание главного героя его матерью. За ошибки, совершенные уже покойной женщиной, теперь расплачиваются ни в чем не повинные молодые красавицы.

В фильме довольно много кровавых сцен. Лустиг не прячет убийства за кадром, а щедро разбрызгивает «томатный сок» по всем декорациям. При этом его маньяк не имеет какого-либо особенного, излюбленного орудия убийства. То он душит жертву собственными руками, то орудует ножом, а иной раз в ход идет и огнестрельное оружие. Неизменным остается лишь ритуал со скальпом и манекеном. А вот обнаженной натуры в «Маньяке» практически нет, что довольно странно, учитывая, что две предыдущие работы Лустига «Нарушение Клаудии» (1977) и «Горячий мед» (1978) были довольно пикантными.

Очевидно, что тема одержимого убийствами человека стала для Уильяма Лустига одной из излюбленных, и он продолжил муссировать ее в своем дальнейшем творчестве. Уже в конце восьмидесятых – начале девяностых режиссер снимает целую трилогию под названием «Маньяк-полицейский», а гораздо позже, в 2012 году вновь возвращается к своему оригинальному фильму, чтобы совместно с Александром Ажа спродюсировать его ремейк. Нового маньяка исполняет внешне совершенно противоположный Джо Спинеллу миловидный Элайджа Вуд. Сюжет строится по все тому же канону, но с чуть более глубокой проработкой взаимоотношений убийцы-психопата и его жертвы: ничего не подозревающей новой знакомой.

Пожалуй, самое восхитительное, что есть в «Маньяке» образца 1980 года – это финал. Он и страшный, и сюрреалистичный одновременно. Лустиг совершенно правильно ушел от полностью понятного и очевидного конца, заменив его своеобразной фантасмагорией. В итоге картина занимает пускай не самое заметное, но все же особое и, несомненно, почетное место в пантеоне классических фильмов ужасов.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 id145495832 20-06-2021 18:45

    " довольно странно, учитывая, что две предыдущие работы Лустига «Нарушение Клаудии» (1977) и «Горячий мед» (1978) были довольно пикантными".

    Что же тут странного? Это художественный фильм, то порно. Режиссер перешел довольно качественно из области вне кино в фильмы категории Б.

    "более глубокой проработкой взаимоотношений"

    точнее выделенным на это экранным временем.

    " Нового маньяка исполняет внешне совершенно противоположный Джо Спинеллу миловидный Элайджа Вуд".

    сложный переход от актера детских ролей к мужским ролям и только для этого бесполезный ремейк и был снят.

    Учитываю...