DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Мой любимый писатель — Диккенс-с-с-с...

Друд, или Человек в черном / Drood (роман)

Автор: Дэн Симмонс

Жанр: ужасы, мистика

Издательство: Эксмо, Домино

Серия: Проект «Бестселлер»

Год: 2010

Друд, или Человек в черном. Обложка

Полагаю, произносить какие-либо хвалебные речи в адрес Дэна Симмонса бессмысленно — на отечественном ужасно-мистическом фронте этот американский писатель давно уже занял прочные позиции, обеспечив их мощными хитами, вроде «Утехи Падали» или «Песни Кали», и закрепив успех бесспорным шедевром, романом «Террор», рассказывающем о гибели полярной экспедиции Джона Франклина.

Сейчас речь пойдет о новой книге Симмонса, последней из переведенных на русский язык на данный момент. Разумеется, это «Друд, или Человек в черном». Здесь автор снова играет с читателем в криптоисторическую шараду, только эта — гораздо сложнее и требует более тонкого обращения, ведь теперь перед нами не рассказ об экспедиции, о реальной судьбе которой до сих пор ничего не известно и все сведения исчерпываются одной найденной запиской и рассказами эскимосов. Нет, в этот раз Симмонс взялся за личность, жизнь которой подробно задокументирована и расписана великим множеством ученых — за классика английской и мировой литературы Чарльза Диккенса. Положив его биографию в основу сложного, многогранного произведения, в котором мистика и реальность переплетаются столь тесно, что отличить одно от другого действительно невозможно, автор сумел добиться удивительного по силе воздействия эффекта присутствия.

Дэн Симмонс. Фото

В качестве повествователя выступает Уилки Коллинз, мастер «сенсационной прозы», один из основоположников английского детектива, в свое время весьма популярный писатель, близкий друг, соавтор Диккенса и – по совместительству – классический образец «неблагонадежного рассказчика», то есть лицо, поведение и мышление которого заставляет читателя сомневаться в истинности излагаемых им фактов. Вообще, образ Уилки Коллинза, несомненно, представляет собой одну из ярчайших творческих удач Симмонса, настолько сложным, противоречивым и в то же время реалистичным получился у него этот персонаж. Коллинз страдает от постоянных подагрических болей и от страшной, сводящей с ума зависти к литературному гению и успеху Диккенса – а потому пьет стаканами лауданум (спиртовой раствор опиума), чтобы облегчить свои мучения. Он уверен, что в его доме таятся жуткие потусторонние существа, что иногда вместо него над рукописями трудится его инфернальный близнец. И в то же время он подробно, обстоятельно, правдоподобно излагает более чем на восьми сотнях страниц историю о Друде, зловещем существе, держащем в страхе ночной Лондон, о Городе-под-Городом, куда можно попасть через секретные проходы в склепах на заброшенных кладбищах, об отвратительном культе безжалостных египетских богов – историю, главным действующим лицом которой является Чарльз Диккенс.

Диккенс. ПортретСиммонс проделал поистине грандиозную работу при написании этой книги, изучив огромное количество архивных документов, дневниковых записей, мемуаров и писем. «Друд» можно без всякого зазрения совести называть историческим романом – он охватывает последние пять лет жизни Диккенса, уделяя пристальное внимание его творческой и личной жизни, его семье и друзьям, удачам и порокам.

Пожалуй, «Друд» в первую очередь именно историко-биографическая книга, полная очарования Викторианской Англии: кэбов, высоких черных цилиндров, узких улочек, залитых туманом, влажных мостовых, отражающих свет газовых фонарей… Это тот Лондон, где промышляет Джек Потрошитель, тот Лондон, где несет свою нескончаемую вахту Шерлок Холмс, где изящно одетые джентльмены собираются в элитных клубах поиграть в карты, а в портовых районах матросы курят опиум в грязных притонах, Лондон-сердце мира, центр величайшей империи, над которой никогда не заходило солнце. И Чарльз Диккенс – неотъемлемая и закономерная часть этого города, погрязшего в нечистотах, страстях и секретах, его величайшее достояние и гордость.

Друд. ОбложкаПоследним, так и не оконченным произведением Диккенса был детективный роман «Тайна Эдвина Друда». За почти полтора столетия, прошедшие с момента смерти писателя, исследователи его творчества разработали не один десяток версий окончания романа и разгадки его тайны. Симмонс предложил новую, органично вписав ее в ткань собственного повествования, в рамках которого она выглядит не только логичной, но и единственно возможной.

Стилистически роман выдержан в духе английской прозы девятнадцатого века — действие развивается неспешно, плавно, много внимания уделяется незначительным на первый взгляд подробностям, из которых впоследствии, как мозаика из мелких кусочков, складывается яркое и масштабное, эпическое полотно. Поэтому книгу и нельзя одолеть за пару вечеров — она требует сосредоточения, вдумчивого, постепенного погружения.

Итак, следует ли читать роман «Друд»? Если вы цените атмосферность и многоплановость, изысканность и плотность стильной мистической прозы, в которой загадочно не только содержание, но и само изложение, то читать необходимо — это знаковая книга.

Если же вам хочется драйва и бурного, сбивающего с ног действия, потоков крови и скрежета клыков, звона клинков, грохота выстрелов и рева чудовищ, скрипа ржавых лезвий по облезлым стенам, содомии и каннибализма — то, возможно, следует повременить браться за «Друда» и отложить его на потом, а пока взять и вновь проштудировать предыдущий шедевр Мастера.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)