DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Монстры Харуо Накадзимы

7 августа 2017 года ушел из жизни японский актер Харуо Накадзима. Его путь в кино начался в далеком 1949 году, когда двадцатилетний паренек попал на съемочную площадку фильма «Бездомный пес» легендарного режиссера Акиры Куросавы. Но начинающему японскому актеру не было суждено покорить зрителя своей истинной внешностью. К славе Накадзиму привел костюм – костюм гигантского ящера – Годзиллы.

Харуо Накадзима

Актер внутри

«Вскоре после того, как я получил роль, я понял, что можно заменить любого человека из съемочной группы или актера, но не меня. Я понял, что если вдруг не выйду на мою работу, то никто из команды, трудящейся над спецэффектами, не сможет делать свою. И это дало мне потрясающее чувство гордости»

Накадзима снялся в полсотне фильмов, в более двадцати из которых он «прятался» в шкуре различных монстров. Но талант японца нашел выход даже в такой непростой ситуации и просочился наружу, заражая всех вокруг словно радиация (которую, к слову, так любит Годзилла). Кто-то скажет: «Какой здесь талант? Нацепил костюм и ходи туда-сюда, главное ведь – внешность монстра». Отнюдь. В своих интервью Харуо Накадзима вспоминает, что получал крайне скудные указания насчет манеры поведения своего героя. Съемочная группа фактически «развязывала» руки Накадзиме и предлагала практически полную свободу импровизации. От Годзиллы требовалось разрушать города, но как это делать, решал Накадзима.

Годзилла

«Если бы Годзилла не мог передвигаться подобающим образом, это все было бы не более чем фрик-шоу»

За вдохновением Накадзима часто ходил в японские зоопарки. Часы напролет он наблюдал за манерами и поведением слонов и медведей. Так постепенно актер сформировал свой собственный стиль. Стиль многотонного и многометрового монстра, для которого Токио – лишь большой муравейник.

Вместе с ответственностью за «пафос» (как сам Накадзима это называл) Годзиллы на плечи актера ложился и тяжкий груз самого костюма. В те времена и речи не шло о компьютерных эффектах, которыми так избалован нынешний зритель. Это сейчас Годзиллу можно создать буквально из ничего с помощью одних лишь компьютерных программ и заставить двигаться, благодаря современной технике «захвата движения» (Motion Capture). Во времена Накадзимы монстры были из плоти и крови, а точнее, из резины и (не удивляйтесь) бетона. Да, да, самый настоящий и, самое главное, тяжелый бетон!

Годзилла

Годзилла

Первый фильм о Годзилле вышел в 1954 году. Япония восстанавливалась после Второй мировой войны, и ресурсы страны шли на более важные цели, нежели съемки развлекательных фильмов. Резины на первый костюм Годзиллы не хватило, и его местами дополнили строительным материалом. Получилась очень тесная «однокомнатная квартира», в которой Накадзима – единственный жилец – обливался собственным потом в угоду искусству. Вес такого наряда мог доходить до 100 кг. С годами костюм естественно совершенствовался и несколько облегчался, но все равно нужно было обладать немалой физической силой и выносливостью, чтобы заставить Годзиллу прийти в движение, не забывая при этом о «пафосе» монстра.

Годзилла

Годзилла – Король монстров

Если вы всегда мечтали выучить японский язык, то сейчас самое время. И мы вам в этом поможем, подкинув первое слово – «кайдзю», что в переводе означает «странный зверь». Первым таким «зверем» и стал великий и ужасный Годзилла. Идея создания монстра принадлежит продюсеру кинокомпании «Toho» Томоюки Танака. Вдохновил его американский научно-фантастический фильм «Чудовище с глубины 20 000 саженей» (1953), основанный на рассказе Рэя Брэдбери «Ревун». При бюджете в 210 тысяч долларов, фильм окупился в десятки раз и заработал 5 миллионов. Ну как тут не соблазниться и не перенять опыт заокеанских коллег?

Годзилла

Пролетая как-то над Тихим океаном, Танака задумался, а не сокрыто ли под этой беспечной водной гладью сокровище? Сокровище в виде доисторического монстра и миллионов кассовых сборов в придачу. Так и вышло. Годзилла пробудился от взрыва атомной бомбы и словно неводом потащил за собой успех, славу и деньги, попутно обеспечив долгую и счастливую кино-жизнь своей персоне.

После первого фильма о Годзилле японский зритель громко крикнул: «Хочу добавки!» и уже в 1955 году выходит сиквел «Годзилла снова нападает», где король монстров впервые вступает в схватку с себе подобным – гигантским ящером Ангирусом. Начиная с этого момента, Годзилла регулярно конфликтует со своими доисторическими собратьями. В разные годы его противниками становились гигантская бабочка Мотра («Мотра против Годзиллы» (1964)), птеранодон Родан и трехголовый монстр Гидора («Гидора, трехголовый монстр» (1964 )), креветка-переросток Эбира («Годзилла против морского монстра» (1966 )) и многие-многие другие. Естественно, внутри монстров были живые люди, и у Харуо Накадзимы и его коллег добавилось работы. Теперь приходилось не только крушить здания, но и «боксировать» с оппонентами.

Годзилла

Годзилла

Нынче объединение разных вселенных – мейнстрим: Бэтмена сталкивают с Суперменом, Железного человека дают в наставники Человеку-пауку, доктора Джекилла заставляют охотиться за Мумией. Да что там фильмы – эклектика проникает уже в реальность, где боксер Мейвезер и боец ММА Макгрегор сходятся на одном ринге, дабы вывести шоу на новый уровень. Но явление это отнюдь не прорывное для нашего времени. О подобных возможностях находчивые продюсеры задумывались еще в прошлом веке, когда в 1966 году показали зрителю эпичную битву Годзиллы и легендарного Кинг-Конга.

Годзилла

Гигантская горилла на тот момент уже купалась в лучах славы и была достаточно популярным брендом. Изначально планировалось, что противником для Конга выступит «подросший» монстр Франкенштейна, но студия «Toho» выкупила сценарий и решила пропиарить свое детище. Фильм получился местами несерьезным (из-за вкрапления комедийного жанра), но это не помешало создателям сорвать большой куш – тандем Конга и Годзиллы в Японии взял рекордную кассу, до сих пор не перебитую ни одним из продолжений.

Годзилла

Гардероб Харуо Накадзимы

«Дорогой, мне нечего надеть!» – фраза до боли знакомая многим мужчинам. К счастью Харуо Накадзиме не приходилось страдать от подобных проблем (и мы сейчас имеем в виду не его супругу). Когда Годзилла уходил в отпуск, Накадзима с радостью примерял другой специфический наряд и оживлял новых невиданных доселе гигантских существ.

Родан

В 1956 году на японские экраны вышел фильм «Родан», в котором Накадзима влез в шкуру одноименного монстра. Родан – это птеранодон, а птеранодоны – как известно, твари летающие. Вот и Накадзиме пришлось немного полетать, то есть большую часть съемочного дня актер находился в подвешенном состоянии. Однажды конструкция не выдержала нагрузки (а мы помним, сколько весили костюмы в то время), и Накадзима упал с 7-метровой высоты. К счастью, обошлось без травм и переломов: по сюжету Родан пролетал в этот момент над океаном (бассейн с водой) и спикировал ровно в центр наполненной емкости.

После Родана были многие другие: гигантский Варан, подземный динозавр Барагон, злобный морской монстр Гайра и добродушная бабочка Мотра. Естественно, механика, анатомия и повадки каждого нового персонажа существенно отличались. Как всякий актер, Накадзима вместе с очередным костюмом примерял и новый образ, создавал новый «пафос».

Харуо Накадзима

Харуо Накадзима

Харуо Накадзима

* * *

В последний раз в костюм Годзиллы Харуо Накадзима облачился в 1972 году для фильма «Годзилла против Гайгана». Контракт с «Toho» завершился, и Накадзима, «проживший» в шкуре Короля монстров и его собратьев без малого двадцать лет, завершил свою актерскую карьеру, при этом оставшись в киноиндустрии и продолжая заниматься популяризацией кайдзю. Карьера самого Годзиллы с уходом Накадзимы, конечно же, не закончилась. Костюм, как и образ главного японского монстра, как бы грубо это не прозвучало «пошел по рукам». В период с 1973 по 1975 годы вышло еще три фильма, в каждом из которых роль Годзиллы исполнял новый актер. А дальше началась новая эпоха – новые фильмы, новые костюмы.

Годзилла

Скучал ли Накадзима по Годзилле? Наверняка. Скучал ли Годзилла по Накадзиме? Наверное, еще больше. Ведь каким бы ужасным и жестоким он не казался нам в кино – по ту сторону голубого экрана у него был хозяин, любящий и заботящийся о своем питомце.

Харуо Накадзима

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)