Мумия / The Mummy
США, 1932
Жанр: ужасы
Режиссеры: Карл Фройнд
Сценарий: Джон Л. Болдерстон, Нина Уилкокс Патнэм, Ричард Шайер
В ролях: Борис Карлофф, Цита Йохан, Дэвид Мэннерс, Артур Байрон, Эдвард Ван Слоун
Похожие фильмы:
- «Мумия» (1999)
- «Бельфегор — призрак Лувра» (2001)
Археологическая экспедиция Британского музея под руководством сэра Джозефа Уэмпла (Артур Байрон) находит в Египте саркофаг с необычной мумией и золотой ларец, надписи на котором сулят проклятие. Любознательный и весьма настойчивый ассистент Уэмпла, вскрыв таинственный ларец, обнаруживает свиток с заклинанием, которое и начинает читать вслух. Умерщвленный за святотатство жрец Имхотеп оживает, крадет свиток и уходит восвояси. Но инициатива, как говорится, наказуема: после знакомства с мумией ассистент лишается рассудка.
Спустя десять лет, во время возобновившихся, но совершенно безуспешных раскопок, к археологам с заманчивым предложением приходит некий Ардет Бей, потомственный египтянин, желающий раскрыть англичанам секреты богов. Ардет указывает место захоронения принцессы Анксенамон. Такая находка спасет экспедицию от очередной неудачи, но самое главное – она позволит бедному Имхотепу наконец воссоединиться с возлюбленной и обрести покой.
После абсолютного успеха «Дракулы», воплощенного Белой Лугоши, студия Universal Pictures решила продолжить работу над фильмами жанра ужасов, и следом был выпущен «Франкенштейн», открывший миру статного Бориса Карлоффа. Следующей стала «Мумия», снятая по мотивам пьесы Нины Уилкокс Патнем и Ричарда Шайера. Называлась она, правда, «Калиостро». Но, желая воспользоваться массовой заинтересованностью публики темой проклятия Тутанхамона, Джон Балдерстон переписал пьесу в угодном русле.
С классикой не принято спорить и классику не принято ругать. Но вот отмечать существующие минусы не возбраняется. Снятый в 1932 году, фильм является одним из первых звуковых фильмов ужасов. На его примере хорошо заметен тот самый переход от немого кино к той версии, которая нам хорошо знакома. Потому избалованному зрителю, привыкшему к скрипу половиц под упавшим перышком и завораживающим композициям Дэнни Элфмана, такой фильм может показаться абсолютно лишенным интонаций. Что, к сожалению, имеет место быть. Лента полна «провисающих» и пустых сцен, когда не ясно, стоит ли акцентировать внимание на происходящем, будет ли развязка, стоит ли ожидать чего-то ужасного, когда герой дочитает заклинание или же он просто приберет все за собой и спокойно уйдет. Изредка (не понятно, из каких соображений) возникает музыкальное сопровождение, и это снова сбивает зрителя с толку, так как оно привлекает внимание к абсолютно безынтересным действиям. Критические ситуации, которые призваны напугать, теряют свои свойства и реакция на происходящее, будь то убийство или ожившая статуя, притупляется. Зритель инстинктивно ждет того самого звукового сигнала, когда нужно начинать пугаться, но не получает его. В то же время не стоит забывать, что без малого девяносто лет назад такого плана фильмы были в диковинку и зритель не мог услышать голоса героя и смотрел не на цвет платья, а на выражение глаз. Ему не нужно было слышать зловещих клавишных, чтобы по спине пробежали мурашки – ему было достаточно ужасающего взгляда Карлоффа, гипнотического, заставляющего вжаться в сиденье и безоговорочно внимать. Но на дворе 2016-й и мы привыкли к тому, чтобы нас искусственно пугали, чтобы наш страх стимулировали, вовремя включали лампочку, вызывая рефлекс. А ведь такое кино смотрелось куда натуральнее. Если бы все события фильма происходили в реальной жизни, все было бы именно так, без нагнетающих обстановку мотивов.
Главная роль в фильме досталась уже знаменитому Борису Карлоффу. Карлофф Ужасный, как его называли критики, прославился в роли Чудовища в ленте «Франкенштейн» и стал одним из самых узнаваемых лиц студии Universal Pictures. Стоит признать, что только его игра достойна похвал. Его Имхотеп вышел достаточно устрашающим и реалистичным. Не переигранным, как в случае с героиней Циты Йохан. Он не был нелепым, какими казались его коллеги. Персонажу хотелось сопереживать, он вызывал одновременно и страх, и жалость. Казалось, Карлофф прожил нелегкую жизнь погребенного заживо жреца, он страдал из-за любви и был готов убить за нее. Восемь часов, которые тратились на грим для Бориса, не пропали даром.
Режиссером картины стал Карл Фройнд, работавший ранее в качестве оператора над «Дракулой». К слову, некоторые сцены достаточно точно копируют сцены из фильма «Дракула». Они хорошо узнаваемы, и такой поворот событий не делает «Мумии» чести. Радует, что в сценарии нет проплешин, и у зрителя не остается никаких вопросов. История рассказана от начала и до конца. Хотя возникает ощущение сжатости: все события развиваются достаточно быстро. Глупой выглядит сцена, в которой Хелен Гросвенор (Цита Йохан) знакомится с Фрэнком Уэмплом (Дэвид Мэннерс), и герои, моментально влюбившись, клянутся друг другу в вечной любви. С другой стороны, сюжет не затянут, и картина передает всю суть истории без ненужных ответвлений. Единственный флэшбек, рассказывающий историю Имхотепа, снят в традициях немого кино. Режиссер придерживался характерной мимики, жестикуляции и темпа съемки. Это словно метафора: немое кино Фройнд сравнивает с древностью и говорит зрителю о том, что его лента стоит на передовом уровне развития кинематографа.
Для тридцатых годов «Мумия» является достаточно качественной лентой. Было снято множество сиквелов, в которых периодически появлялся и мастер ужаса Борис Карлофф. История была переиначена и переиграна. И пусть современный зритель искушен картинкой настолько, что даже новейшие спецэффекты не вызывают у него удивления, но только пересматривая классику, можно ощутить, насколько далеко шагнул кинематограф и, вместе с тем, как много он потерял.
Комментариев: 0 RSS