Пять / The Five (роман, на русском не издавался)
Автор: Роберт МакКаммон
Жанр: триллер с элементами ужасов
Издательство: Subterranean Press
Год: 2011
Похожие произведения:
- Роберт Маккаммон «Жизнь мальчишки», «Моё!» (романы)
- Джо Хилл «Коробка в форме сердца» (частично, роман)
Втиснуть «Пять» в рамки одного жанра непросто. Полагаю, что в основе своей это современная проза, которую МакКаммон разбавил щепоткой намеков на сверхъестественное, а после прицепил к локомотиву традиционного триллера. Нечто подобное можно было наблюдать в «Жизни мальчишки», прекрасном романе взросления, который, в свою очередь, оттеняла ненавязчивая детективная линия и пара фокусов из шляпы магреализма. «Пять» – роман такой же многоуровневый, и развивается он сразу в нескольких проекциях.
Джереми Петт, экс-снайпер элитного отряда морской пехоты, находится в шаге от самоубийства, когда видит по кабельному клип группы The Five. Там, под лозунги о мерзости и низости войны, американские военные убивают иракского ребенка. В голове Петта что-то щелкает, и внутри его искалеченного войной сознания пробуждаются призраки мертвых товарищей. Они шепчут ему: «Эти сосунки считают нас всех детоубийцами и насильниками, они плюют на наши могилы и пролитую кровь, на всю ту боль и страдания, через которые нам довелось пройти. Они уничтожают все, за что мы боролись, и поэтому ты должен убить их. Убить их всех». Петт жадно хватается за этот новый и теперь уже единственный для него смысл жизни. Он достает свою старую винтовку и выезжает к месту ближайшего концерта «Пятерки».
Между тем, группа и сама переживает не лучшие времена. Администратор заявляет, что нынешний тур для него последний. Клавишник, воспользовавшись моментом, говорит то же самое – он решил заняться реставрацией редких моделей органов и пианино. Ясно, что при таком раскладе группе конец. Последнюю попытку спасти коллектив предпринимает фронтмен группы по прозвищу Кочевник. Он предлагает написать общую песню: по несколько строчек или даже слов от каждого участника коллектива, что-то в духе бессмертной «кумбаи» [Kumbaya(h) – знаменитый спиричуэл, символ единения с природой и человечеством; популярен среди скаутов, приверженцев нью-эйджа и т. п. – Прим. ред.]. Поначалу все воспринимают это предложение скептически – мол, что за детский сад и ерунда; однако все меняется после встречи с таинственной мексиканской девочкой, чьи туманные и мистические намеки заставляют музыкантов отнестись к этой идее иначе. Первые строчки песни пишет басист. Первая пуля из винтовки Джереми Петта находит его же.
За не самым оригинальным сюжетом прячется история о нас с вами. МакКаммон не пытается обнаружить в людях что-то новое. Он честно описывает небольшой коллектив под гнетом неудачно складывающихся обстоятельств. И дело даже не в ветеране-психопате, а в том болоте, затхлом и вязком, что окружает не самую популярную рок-группу в Америке. Деньги, равнодушие, надуманные стереотипы, дерьмовые и жесткие правила «шоубиза» – все это высасывает из «Пятерки» силы, творческий потенциал, мечты. Как с этим бороться? Где искать для этого силы? И стоит ли вообще трепыхаться и плыть против течения? Бесчисленное количество вопросов, которые мы, как и «Пятерка», часто задаем себе и окружающим. А ответы – они ведь рядом, на поверхности, совсем простые. МакКаммон своим романом это только подчеркивает.
Ну и, конечно, музыка. Книга пропитана ею насквозь. Всё, от обычных будней рок-банды и концертной магии до фетиша на музыкальные инструменты и авторского послесловия, в котором МакКаммон перечисляет сотни (!) своих любимых музыкальных групп, – всё дышит музыкой. «Песня учит нас: старайся, живи полной жизнью, расти и создавай, ибо все мы рано или поздно умрем», – говорит книга, и эти слова можно смело выносить в её заглавие. Впрочем, надпись с музыкальных инструментов эпохи Ренессанса, «музыка лечит душу и тело», тоже сгодится.
Музыка лечит!
So go drummer, go!
Добрый, честный, по-хорошему назидательный и позитивный роман. Стивен Кинг назвал его лучшим в творчестве Маккаммона, и я, пожалуй, спорить с ним не буду.
1 Мельник 25-12-2011 13:11
Хорошая рецензия. Но, как писали выше, такая книга может заинтересовать, скорее всего, людей, связанных с музыкой. Мне вот неинтересно о таком читать. Поэтому и не буду. Хотя Маккаммон более или менее нравится.
2 Saneshka 22-12-2011 16:23
Да, книга заинтересовала. Возможно, действительно именно из-за того, что я музыкант (пусть и не профессиональный и не рок-). Может быть и "Заклинание для спецагента" и " Коробка в форме сердца" в свое время тоже "зацепили" именно поэтому. Потому что, рок-не рок, а что-то сходное в жизни у всех музыкантов есть - а кто ж не любит читать про себя-любимого! :-D
3 ilya_pivovarov 21-12-2011 23:50
Окей. Не буду спорить дальше, ибо не читал "Пятерку". Этот роман Маккаммона представляет для меня интерес, поскольку сам являюсь музыкантом.
Касательно "романов преследования" - могу порекомендовать недавно прочитанную книгу Кунца "Слуги сумерек". Без золотистых ретриверов не обошлось, но написано хорошо.
4 ilya_pivovarov 17-12-2011 05:44
Лично мне кажется, что не одним хоррором жив человек. Тем более, если ему за сорок. Лучше писать о рок-группе, чем о тех же вампирах/оборотнях, которые уже изрядно набили оскомину. Маккаммон успел прославиться на ниве классических ужасов. Но он то и дело отходит от жанра. Вспомнить хотя бы "Час волка", представляющий собой шпионский боевик, или "Голос ночной птицы" - криптоисторический детектив.
Насчет сюжета в "Пятерке" - а каким должен быть оригинальный сюжет о рок-группе? Вся литература о музыкальных коллективах описывает либо взлет их популярности, либо развал. Это то, что происходит со всеми рок-бандами. Вспомнить хотя бы "Улицу отчаяния" Йена Бэнкса. Ветеран-убийца? Почему нет? Многие тексты песен нарочито вызывающие, и они способны задеть чьи-либо интересы. Поэтому не стоит говорить об "оригинальности" сюжета. Скорее, о жизненности.
5 JuicyJ 19-12-2011 12:17
Лично мне также набили оскомину всякие рок-коллективы. Что в литературе, что клипы, что в кино... Там с такими серьезными лицами ведут о чем угодно речь, что... я просто не могу смотреть на все это без улыбки.
Но, безусловно, автор в своем праве писать о рок-музыке (если ему это интересно). Я просто хотел отметить, что перегружение или уж слишком большое внимание к политике и муз. индустрии делает книгу только сиюминутно-актуальной, и заведомо сужает круг читателей, которым читать о роке просто-напросто скучно.
Я честно говоря слабо представляя себе поклонника шпионских детективов и триллеров (который их перечитал уйму, начиная от классики Флеминг/Гамильтон/Эмблер/Ле Карре/Эронс/Марлоу/и т.д. и зканчивая современниками МакНаб/Райан/Ферст/Литтл/Скотт/Стронг/Хейг/Робинсон/и т.д.), который бы высоко оценил такую поделку как "Час волка". Даже Кунцовская "Стрекоза" чуть-чуть получше.
Вот-вот - какая может быть оригинальность сюжета в книге о рок-коллективе? Ага-ага. Если кому-то такое читать интересно, то пожалуйста. Я вообще смотрю такого рода сюжеты прежде всего интересны поклонникам рок-музыки, остальных они, как правило. оставляют равнодушными.
Ну и в целом.
Лично я предпочитаю читать такие книги, в которых есть ярко-выраженный сюжет, желатьльно не полный банальностей и есть напряженное ожидание.
И еще вспомнил. "Пятерка" по построению очень близка к "романам преследования" или "романам противостояния". Почему в последнее время очень мало кто пишет такого рода романы? Да потому, что тут требуется очень высокое мастерство и неожиданные повороты сюжета. Гораздо проще написать очередной детектив о копах или сыщиках, чем такой вот роман.
6 Wladdimir 15-12-2011 21:31
Не-е-т... Люблю Маккаммона, начиная с "Они жаждут" и "Кусаки" и далее -- рассказы особенно. И "Жизнь мальчишки" -- какое-то время носился с идеей: пустить попеременно текст Маккамона и свои детские воспоминания (паренька из смоленской глубинки -- тот же возраст, те же годы ... и потаенного смысла в не бог весть каких, но все же приключениях отнюдь не меньше). И музыка -- да, во всех вещах Маккаммона ее слышал и чувствовал.
7 Александр Подольский 15-12-2011 20:35
И кому верить? Хотя, помнится, уважаемый JuicyJ сильно ругал "Террор", так что к книге пожалуй стоит хотя бы присмотреться)
8 JuicyJ 16-12-2011 10:48
А "Терроре" я когда-то писал... Но там мне не понравилось другое.
Что касается "Пятерки".
Я заметил такую особенность - когда в книгу проникает (и даже просто зашкаливает) уж очень много политики и социальной критики (вспомним Ладлэма, последние книги Клэнси, поздние романы Вале + Шевалль), музыкальной индустрии (неважно какого направления), и ... [ряд можно в принципе продолжить], то книга сразу же очень и очень многое теряет. А если все это еще и скрывает за собой тусклый и не особо интересный сюжет, тогда просто беда.
Обращение к року как музыкальному жанру в хорроре было очень популярно во время становления сплаттерпанка в частности и в 80-начале 90 гг в целом: Дэвид Шоу "Убийственные аккорды", Спектор + Скипп "Крик", "Кровавый камень" Ферри, "Вампирский узел" Сомптоу и т.д. И все эти книги были испорчены уж слишким большим вниманием к рок-культуре. Тогда - это было актуально, сейчас - это не так уж интересно. Хотя вот роман Шоу спасает все же сильная атмосфера нуара (даже Аллан Гатри включил его книгу в список самых лучших нуаров 20 века, наряду с Бруеном, Эллроем, Томпсоном, и т.д.). Книга Спектра также очень многое потеряла. А вот роман Ферри - не спасет ничто, там кроме рок-культуры вообще почти ничего нет.
Вот и МакКаммона - это скорее ностальгия по старым добрым временам, нежели что-то новое. Но ничего он еще "порадует" нас сборником об хорошем агенте-оборотне на страже капиталистических ценностей (вот уж бред...) .
Что произошло сейчас? Шоу наконец-то стал писать совершенно другие книги - 2 его последних: нормальный достойный нуар и очень плохой международный шпионский политический триллер. Ферри не видно. Скипп ужел в биззаро.
Вот это, на мой взгляд, и есть основной недостаток романа. Да и еще полновесный минус - анти-герой ветеран-снайпер. Ну, товарищи, ведь уже столько написано о такого рода ветеранах/поборниках перевернутой (свободно понимаемой) справедливости, например, Кетчам (Укрытие), Моррелл (Рэмбо (читаем в оригинале), Чужое лицо), Дж. Кинг (Око возмездия), Миллер (Исступление), и т.д. - а тут образ у МакКаммона получился тривиальный и слабый. А где же саспенс?
И, таким образом, и с точки зрения триллера - этот роман в лучшем случае совсем не выделяется из общей массы. Тут же все просто, обычно редко когда читают и триллеры/детективы и хоррор, а вот МакКаммон и был напечатан в таком небольшом издательстве, специлизировающимся на хорроре/НФ/фэнтези.
Кстати, тоже самое и с банальным триллером Лэнсдейла (в этом же издательстве выйдет переиздание) - "Во имя любви".
9 OldFisben 16-12-2011 14:27
Ну, триллер слабый, да. Но так можно сказать, что и ЖМ - слабый детектив. Даже если воспринимать его, как юношеский, нэнсидрю-энидблайтоновский.
В Пятерке же не сюжет вкусный, а антураж, герои, мысли. Добрые, правильные, искренние. Хорошо пишет опять же.
10 Фисб 15-12-2011 18:52
Всем бы такие откаты)
Категорически не согласен.
11 JuicyJ 15-12-2011 16:41
В общем-то сам по себе МакКаммон не очень-то и хорош. Для того времени (80-начало 90) он может и был интересен... А вот сейчас - все у него как-то уж по-детски, начиная от сюжета и заканчивая героями. Серия о Корбетте - так же весьма посредственный детектив. Что же касается новой его "Пятерки" - то это вообще откат назад. По-моему, даже нечитаемо.
12 Caspian 15-12-2011 11:55
Любопытно. Неужели это и впрямь лучший роман Роберта Маккаммона? Превосходит даже такие вещи как "Они жаждут", "Кусака" и "Лебединая песня(Песня Сван)"?
13 OldFisben 15-12-2011 12:04
Один из.
А "Они жаждут", "Кусака" - их, на мой вкус, не очень-то и трудно превзойти: проходняк.