DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

На дне

Спираль / Helix (2 сезона)

США, Канада, 2014—2015

Жанр: фантастика, триллер

Режиссеры: Дуан Кларк, Майк Рол, Брэд Тернер

Сценарий: Камерон Порсандех, Хавьер Грилло-Марксуа, Тиффани Грешлер

В ролях: Билл Кэмпбелл, Кира Загорски, Марк Ганиме, Джордан Хэйес, Нил Напье, Хироюки Санада, Мигвун Фэйрбразер, Мэтт Лонг, Сэверн Томпсон, Элисон Лодер

Похожие сериалы:

  • «Штамм» (2014—…)
  • «Обитель Зла» (фильм, 2002)
  • «Нечто» (фильм, 2011)

 

Сезон 1. Санта-Барбара по-эскимосски

Арктика. Холодная и бессердечная. Скрывающая в своих льдах боль, отчаяние, беспомощность и хладнокровную беспощадность. В ее снегах — жизнь и смерть в одном флаконе. И целая теплица для взращивания смертоносного вируса, угрожающего всему человечеству.

Бессмертие развращает. Группа таких «развращенных» примеряет на себя роль Бога. Для контроля за численностью смертного населения создается вирус Нарвик, имеющий необратимые последствия. То ли в результате ошибки, то ли как следствие коварного плана, значительная часть персонала заражается. Для решения вспыхнувшей проблемы руководитель проекта вызывает команду из Центра контроля заболеваний (ЦКЗ). Вирус якобы выведен случайно, лекарства от него пока не существует. Это и должно стать задачей команды, прибывшей под руководством доктора Аллана Фаррагута (Билл Кэмпбелл). Команда состоит из якобы случайных людей — но все они хорошие специалисты. Однако все оказывается далеко не случайным, когда сценаристы начинают оплетать паутиной фабулы невнимательного зрителя. И, казалось бы… как тесен мир!

Пилот привлекает внимание уже с первых минут. Зрителя моментально вовлекают в «Спираль», пугая его неожиданными событиями и в то же время интригуя. Главные герои попадают в сложную ситуацию: они максимально изолированы, вся лаборатория кишит зараженными неизвестным вирусом людьми, среди больных оказывается родной брат доктора Фаррагута. Зараженные хотят убивать. Лекарства нет.

Воображение создателей шоу приятно удивило появлением на экране не измученных сотнями кинолент зловонных зомби, пускающих слюни, а кровожадных и резвых хищников. «Вектор» (такое название доктора дали зараженным) выглядит весьма пугающе с его диким взглядом и озлобленным лицом, способный на жестокое убийство и наделенный куда большей физической силой, чем здоровый человек.

И, видимо, довольные сами собой и своей затеей, все те же авторы начали вести сначала интригующую, но после вводящую в уныние игру. Сюжет обрастает все новыми подробностями. Авторы пытаются познакомить аудиторию с каждым персонажем поближе, давая ему время изложить свою историю и показать характер — но слишком увлекаются. Наряду с неразрешимыми проблемами (зритель помнит о вирусе, о сотне зараженных и голодных «векторах») появляются любовные и семейные перипетии. Многие события проносятся со скоростью, не позволяющей после тринадцатой серии вспомнить, что же конкретно произошло. Лица и персонажи забываются, многочисленные детали теряются. Теряется сам смысл: уже неясно, кто, зачем и почему. После долгих выяснений, кто чей сын-брат-дочь-отец-любовник, внезапного появления целой деревни эскимосов, откуда похитили несметное количество детей (и где они?), прихода особо опасного убийцы с нелепым прозвищем и соответствующим типажом (да и в целом характером персонажа), прозаичной беременности совершенно неясно: «что где валяется, и когда все это кончится».

История, начинавшаяся как фантастический триллер с элементами хоррора, переросла в драму с элементами псевдонауки. Необходимо отдать должное и отметить, что при всем обилии сюжетных линий, переплетений и загадок, на большинство из них зритель получил ответы, пояснения и даже пищу для размышлений. И неважно, что всего этого, исходя из специфики проекта, оказаться в сериале не должно было!

Ясно одно: корпорация «Иллария», управляемая бессмертными, стремится управлять миром. Именно она — заказчик смертоносного вируса. Именно она похищает доктора Джулию Уокер (Кира Загорски). И именно с ней придется столкнуться во втором сезоне.

 

Сезон 2. Последний герой

Снова изоляция. На сей раз, авторы поместили героев на остров Сен-Жермен. Возникла угроза нового вируса. Нельзя допустить, чтобы он проник во внешний мир. Необходимо выяснить, что это и найти противоядие. Вновь команда из ЦКЗ, но уже в новом составе. Экспедицию теперь возглавляет завистливый и продажный младший брат Аллана, Питер Фаррагут (Нил Напье), работающий на «Илларию» и способствовавший уничтожению лаборатории в Арктике, похищению Джулс, убийствам некоторых персонажей и распространению Нарвика. Бессмертная доктор Сара Джордан (Джордан Хэйес) находится на пятнадцатом месяце беременности. И доктор Кайл Соммерс, которого сыграл Мэтт Лонг, некогда воплотивший на экранах молодого Джонни Блэйза в «Призрачном гонщике». Группа попадает в общину, живущую на острове. Балом правит брат Майкл (Стивен Уэбер), который вот уже четыреста лет пытается создать бессмертного наследника… путем инцеста со своими дочерьми. Среди братьев группа из ЦКЗ случайно находит давно пропавшего и объявленного в розыск Аллана, который так поглощен войной с «Илларией» и поисками бывшей жены, что не заметил ее участия в руководстве зловещей организации бессмертных.

Члены общины заражаются неизвестным грибком и умирают. Помощи ждать неоткуда, должного оборудования нет. К тому же, хозяева острова не спешат разъяснить ситуацию и пытаются навредить — а то и убить непрошеных гостей. И здесь взору аудитории открывается вся прелесть основной концепции сезона: люди остаются людьми в любой ситуации. Чувство стадности, алчность, безответственность, лживость, озлобленность и интеллектуальная недоразвитость в ограниченном пространстве не подвергаются опасному подавляющему влиянию: все изъяны цветут и пахнут. Эту закономерность удалось передать превосходным подбором актеров.

 

Заданная Джорджем Ромеро зомби-тональность не теряет актуальности. Вот и заядлые фантасты с телеканала Syfy выстрелили «Спиралью» в 2014-м. Только фанатам зомби-хоррора стоит сразу обратить внимание на то, что это нестандартный сериал ужасов с нестандартными зомби и отстреливать им головы, пачкая мозгами стены, никто не будет. Людям, сведущим в области биологических наук, лучше не смотреть.

Большинство авторов сценария — дилетанты. Однако им удалось создать единую канву без явных изъянов, которые нарушили бы целостность истории. Хотя ошибок в обоих сезонах предостаточно, они теряются в общей динамике и никакой существенной роли не играют (разве что раздражают особо пытливых, внимательных и образованных). Так, непонятно, почему никто не ищет убийцу одного из членов команды ЦКЗ (хотя достоверно известно, что женщина убита не «вектором», а круг подозреваемых весьма тесен)? Как неуправляемые «векторы», движимые необузданной яростью и жаждой крови, становятся организованной сектой? Как герои умудряются не видеться, не общаться и даже терять друг друга на ограниченной и небольшой территории? В чем все же преимущество бессмертных? И если они способны быстро регенерировать, почему не могут отрастить новый палец? На острове вот уже четыреста лет проживает целое племя, но о нем никто не слышал и т.д.

Распылившись на несметное количество сюжетных линий, ремарок и дополнений, авторы многое оставляют на усмотрение зрителя. И снова: отлаженный темп событий, сменяющих друг друга, не дает трезво оценить происходящее, а потому и не удается расставить акценты.

Режиссерская работа достойна похвал. Благодаря умелым «тревеллингам» и флэшбэкам, хорошим — в большинстве своем — ракурсам зритель получил довольно приглядную и смотрибельную картину. Тем не менее, однозначно расстраивают спецэффекты. Блюющие друг другу в рот компьютерные крысы, созданные графикой прошлого тысячелетия, вызывают не столько отвращение, сколько разочарование из-за неуважительного отношения к смотрящему. Благо, во втором сезоне авторы решили остановиться на удачном гриме и профессионально поставленных сценах.

Спасибо художникам за костюмы и декорации — к ним претензий нет. Чего не скажешь об атмосферности, которая откровенно не удалась. В обоих сезонах, изолируя героев от внешнего мира, режиссеры забывали доносить до актеров, что помимо текста, чувства и эмоции должны быть переданы и в игре непосредственно. Так, невозмутимое спокойствие на лице Билла Кэмпбелла (брат заражен и умирает, за стеной сотня «векторов» и ограничено время на их излечение, бывшая напоминает об измене, секс, неожиданное отцовство, брат-предатель, желание убить любимую женщину) не нарушается от первого до конца второго сезона. Статичность мимики Джордан Хэйес и Киры Загорски заставляет цитировать Станиславского. При этом нельзя не отметить Нила Напье (Питер Фаррагут). Типаж актера как нельзя точно сочетается с персонажем, отчего роль сыграна великолепно. И ничего, что всего на трех нотах — роль такая. Приятно удивило появление на экране Хироюки Санада (чуть не убившего самого Тома Круза на съемках «Последнего самурая»). Казалось, только этот актер в полной мере осознает, какая перед ним стоит задача, но совершенно не понимает, что делают все эти люди (актеры). И, похоже, авторы просто не могли упустить свою минуту славы и не написать для талантливого во всем (помимо разноплановости в актерской стезе, Санада еще и музыкант) Хироюки сцену битвы на самурайском мече. Она совершенно неуместна, но весьма привлекательна. Авторам ведь не впервой отклоняться от первоначальной идеи. Поклонники «Стартрека» могут насладиться недолгим пребыванием на экране Седьмой-из-девяти. Джери Райан, сыгравшей Констанс Саттон (одна из бессмертных-управляющих зловредной корпорацией), отмерено совсем немного экранного времени, и зритель просто не успевает разочароваться. Ряд второстепенных актеров хорошо справился с задачей. При этом чувство безысходности, надвигающейся беды, страха абсолютно не ощущается. Отчего зритель становится лишь сторонним наблюдателем.

Особого внимания заслуживает музыкальное сопровождение. Возможно, кому-то оно даже покажется изюминкой проекта. Но вместе с тем найдется зритель с резкой аллергией на этот изюм. Несмотря на то, что тексты некоторых композиций точно передают происходящее на экране, как правило такое сопровождение абсолютно неуместно и сбивает с толку: задорные мотивы то ли направлены на разрядку обстановки и устранение напряжения, то ли намекают на абсолютную несерьезность и абсурдность самого проекта. Нельзя однозначно сказать, что музыкальная составляющая неудачна, но и похвалить такое решение язык не поворачивается.

«Спираль» — один из текущих проектов телеканала Syfy, дальнейшая судьба которого решается. В первом сезоне авторы создали проблему для зрителя: интригующие события и образы постепенно вылились в копание в чужом грязном белье. Второй сезон чуть поправил ситуацию, опустив предыдущие невостребованные сюжетные линии и выдвинув на первый план оригинальную историю секты и проблемы морали. Достоин ли человек, с присущей ему природой, бессмертия? Что и кто есть на самом деле семья? Чего стоит верность и человеческая жизнь? Вместе с тем второй сезон лишен драйва, присущего первому, со всей его насыщенностью и динамикой, льющейся из кадра. Если создатели шоу все же остановятся на определенной сюжетной линии своего детища, не станут экономить на графике и пересмотрят отношение к музыкальному ряду (наверное, он должен соответствовать визуальной составляющей), то в 2016-м (предположительно, в этом году свет увидит третий сезон) им не придется посыпать голову пеплом.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)