DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

На миллион оттенков темнее

Земля мертвых / La Terre des morts (роман)

Автор: Жан-Кристоф Гранже

Жанр: триллер, детектив

Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус

Серия: Звезды мирового детектива

Год: 2019 (в оригинале — 2018)

Перевод: Р. Генкина, М. Брусовани

Похожие произведения:

  • Жан-Кристоф Гранже «Лонтано» (роман)
  • Франк Тилье «Шарко» (роман)
  • Детективные произведения часто сравнивают с запутанным клубком (Артур Конан Дойл даже планировал назвать так свою знаменитую повесть «Этюд в багровых тонах»): хитросплетения тайн и загадок мешают размотать истинный ход событий. По отношению к романам Жана-Кристофа Гранже подобная метафора кажется неуместной. В его книгах хватает тугих узлов, которые с трудом получается развязать или хотя бы разрубить, вот только складываются они не в невинный клубок, а в замысловатое сибари. Причудливое, завораживающее и вместе с тем мрачное зрелище неумолимо влечет к себе, приглушая пылкую эротику холодным эстетизмом. Сходство с древним японским искусством связывания глубоко пронизывает конструкцию сюжета: достаточно одного движения, чтобы путы смертельной удавкой стянулись на горле.

    Ни один детективный роман не обходится без загадочного преступления, напряженного расследования, тупиковых версий и неожиданной развязки. В этих четырех стенах, зажатых между фигурами проницательного сыщика и зловещего убийцы, можно устроить что-то типовое — так поступает большинство авторов, а можно найти более дерзкое решение. В своем новом романе «Земля мертвых» Жан-Кристоф Гранже превращает тесное помещение в нечто среднее между галереей современного искусства и комнатой боли для садомазохистских игр. Несмотря на такой антураж, легкой эротики в духе «Пятидесяти оттенков серого» тут не предвидится — здесь все будет как минимум на миллион оттенков темнее.

    Расследуя дело о жестоком убийстве двух стриптизерш, группа полицейских под руководством отчаянного Стефана Корсо вынуждена погрузиться в потемки бытия — туда, где еле различима грань между преступлением и садомазохистскими изощрениями, а нимфомания сливается в экстазе с некрофилией. За злодеяниями проступает фигура единственного подозреваемого Филиппа Собески, в прошлом закоренелого преступника, а ныне — модного художника, который своими скандальными работами сломал хребет современной живописи. Гранже — виртуоз по части тупиковых путей и ложных развязок. В «Земле мертвых» он еще сильнее путает следы, мастерски играя с жанрами. Полицейский детектив с дотошным сбором улик грозит обернуться псевдоинтеллектуальным чтивом в духе Дэна Брауна, где путь к загадкам современности лежит через шедевры классического искусства. Сюжетная линия слегка притормаживается неспешным судебным триллером в традициях Эрла Стэнли Гарднера, но потом удирает из душных залов, чтобы обрести жестокую, маньячную развязку.

    Детективная линия не проносится ярким, но одиноким болидом по мрачным небесам «Земли мертвых». Здесь наблюдается настоящий метеорный поток второстепенных историй — только детальное знакомство с каждой из них приблизит к разгадке. Автор тщательно прорабатывает жизненный путь всех персонажей. В книге нет картонных героев, задача которых оттенять гениальность сыщика или вовремя подставиться под клинок убийцы. Здесь у каждого — свой характер, своя трагедия, своя миссия и свои тараканы в голове (пускай даже эти тараканы ядовитые и плотоядные). Поймать хитроумного убийцу — задача не из легких даже для опытного сыщика, но куда сложнее преодолеть собственные неврозы, страхи и грехи — их в «Земле мертвых» столько, что редкий Атлант выдержит такой груз.

    Уводя читателя в мрачные закоулки человеческой души, где самые невероятные отклонения возведены в статус нормы, Гранже тщательно освещает дорогу нетривиальными метафорами. Без них история могла бы скатиться в слишком гнетущую чернуху, а так она обретает изящество, притягательность, глубину. Например, в суровой бригаде Корсо четче проступают мушкетерские черты, когда обеденный стук вилок сравнивается со звоном шпаг. Плюс Гранже охотно делится размышлениями о судебной системе Франции, природе современного искусства, границах дозволенного в БДСМ, влиянии идеологии на убеждения. Ждать особых философских откровений от него не стоит, но повод задуматься над некоторыми спорными вопросами после прочтения книги, вероятно, появятся.

    На фоне прочих детективных романов «Земля мертвых» выделяется как забитый татуировками неформал с разноцветными волосами в толпе обывателей, а вот в библиографии самого Гранже эта книга рискует затеряться. Невероятно сложные в техническом плане убийства, глубинные комплексы персонажей, зашкаливающая жестокость, пренебрежение законом ради торжества справедливости, пугающе-экзотический антураж — из этих деталей складывается практически каждый роман французского писателя. Имена, обстоятельства, события меняются, но общий настрой сохраняется. Проблемы, терзающие успешное семейство Морванов из «Африканского диптиха» и выросших в детских домах персонажей «Земли мертвых», обнаруживают удивительное сходство. Впрочем, наверное, именно этой смеси из страха, эротики, загадки, обреченности и жаждут поклонники Гранже.

    Бандитские перестрелки, соблазнительный танцы, художественные искания, судебные тяжбы осторожно обступают ключевую тему романа — преодоление прошлого. Ему следовало бы раствориться во тьме безвременья, но оно упорно продолжает изводить настоящее то тенью неизвестности, то пугающими откровениями. Иногда человеку приходится осознать себя результатом чужих ошибок далекого прошлого, очень страшных ошибок, и тогда возникает неизбежный вопрос: как дальше жить с обретенной истиной? Охвативший душу мрак можно похоронить вместе с собой в земле мертвых, а можно прийти к выводу, что за ним скрывается не инфернальная тьма, а всего лишь темнота. Главное — найти свет, способный ее развеять.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)