Страх и его слуга (роман)
Автор: Мирьяна Новакович
Жанр: постмодернизм
Издательство: Лемакс
Год издания: 2014 (в оригинале — 2000)
Перевод: Л. Савельева
Похожие произведения:
Терри Пратчетт «Carpe Jugulum»
Марк Гэтисс «Клуб «Везувий»
Сербская литература — не слишком частый гость на российских прилавках, а сходу на ум приходит разве что имя Милорада Павича. Тем интереснее было натолкнуться в сети на похвалы в адрес только что переведённой книги Мирьяны Новакович «Страх и его слуга». Пара найденных в рунете отзывов были хвалебными, а сербские блербы захлёбывались, восхваляя творение писательницы.
За почти 20-летнюю карьеру служащая сербского банка Мирьяна Новакович написала три романа и один сборник рассказов. Похвальная сдержанность, однако и она не всегда гарантирует качества. Но в случае «Страха...» долгая работа себя оправдала.
Знакомьтесь, граф Отто фон Хаусбург, он же дьявол. Да-да, дьявол в романе Новакович является одним из двух главных героев, и к тому же повествователем, что накладывает свой отпечаток. Впервые мы встречаем фон Хаусбурга на пути в дальний уголок Австрийской империи — Белград. Там, по слухам, появились вампиры, и дьявола это очень беспокоит.
Роман Новакович ни в коем случае нельзя отнести к стандартной прозе о вампирах. Во-первых потому, что вовсе непонятно, есть вампиры, или же их нет. Во-вторых и в главных же потому, что «Страх...» — постмодернистский роман о человеке и человеческом. И дьявол здесь для того, чтобы мы судили других героев и, конечно же, себя самих по нему.
Дьявол Новакович не носит рогов, не творит сверхъестественного и не полыхает огнём. Из всей стандартной атрибутики писательница оставила лишь запах серы, который появляется, если фон Хаусбурга сильно напугать. А пугается дьявол регулярно.
Второй герой романа, точнее, героиня — герцогиня Мария Августа, жена регента Сербии. Окружённая неприятными и непонимающими вельможами, любимым — но не любящим — мужем и чужим для неё Белградом, она становится лакомой добычей для дьявола, узревшего «исстрадавшуюся душу». Но не всё так просто, даже если ты — Князь тьмы.
Новакович обильно пересыпает текст литературными отсылками и анахронизмами. Здесь и «Анна Каренина», и Ремедиос Вара, и «Моби Дик», и Людвиг Виттгенштейн, один из афоризмов которого без конца повторяют герои. Вдобавок, «Страх...» — весьма афористичный роман. Его можно растаскивать на цитаты и вспоминать при случае, а не любоваться остроумием автора вовсе не получится.
Но есть ли за этим фантиком конфета? Ответить на такой вопрос однозначно не получится. Новакович оставляет очень много недосказанностей, найти объяснения которым в тексте не выйдет. Она раскрывает не все тайны, но сводит героиню с центральной темой романа — тем самым Страхом — и здесь уже каждый поймёт что-то своё. Стоит заметить, что дополняющее друг друга повествование фон Хаусбурга и Новакович в преддверии концовки распадается на два варианта, и читатель сам вправе решить, верить герцогине или же Отцу лжи. Автор верного ответа не даёт. Зато, сделав выбор, читатель дополнит концовку смыслом вскрывшегося вранья. И то, что придёт к этому он не по авторской воле, даже лучше.
Относить роман Новакович к шедеврам, пожалуй, не стоит, но он точно подарит несколько часов занимательного чтения, а в концовке оставит вам достаточное количество размышлений. Мир — это сборище фактов, а не предметов, и некоторые беспредметные факты писательница выводит мастерски.
Комментариев: 0 RSS