DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


На вкус как курица

7 мая обязательно должно быть отмечено красным кружочком в календаре каждого любителя кино о том, как люди едят людей. Или того, кто неравнодушен к жестоким, но при этом эстетичным лентам. Иначе и быть не может, ведь именно 7 мая отмечает свой день рождения Руджеро Деодато, прославившийся как создатель одного из самых кровавых фильмов в истории. В этом году итальянскому режиссеру исполняется восемьдесят, а значит, у всех поклонников темного кинематографа есть веский повод вспомнить самые известные его картины, да и обсудить особенности творчества в целом.

Кто вы, сеньор?

О личной жизни и биографии скандального режиссера, стоящего особняком от своих коллег и соотечественников, известно немногое. Буквально несколько скупых штрихов: родился в небольшом (сравнительно) городке – Потенце – 7 мая 1939 года. Жил там со своей семьей до окончания школы, ничем особенным среди сверстников не выделялся. Затем юный Руджеро уехал в Рим пытать счастья и вытянул счастливый билет: познакомился с Лоренцо Росселлини, сыном знаменитого постановщика, и через это знакомство получил свою первую связанную с кинематографом работу – пост помощника режиссера. Был единожды женат, на актрисе Сильвии Дионисио, но развелся еще до того, как снискал славу и признание.

Как творческую же фигуру, Руджеро Деодато сложно назвать человеком скромным и малозначительным. И речь идет вовсе не о скандалах вокруг его знаменитой картины «Ад каннибалов», большей частью им же спровоцированных. Начав в качестве подмастерья известного каждому любителю итальянского кино Роберто Росселлини, Руджеро позже перенял некоторые навыки у Серждио Корбуччи, а еще несколько лет спустя, освоившись в профессии и найдя собственную дорогу, вдохновил не только своих соотечественников Ламберто Бава и Микеле Соави, но и куда более известных широкой публике творцов, таких как Квентин Тарантино и Элай Рот. В фильме последнего «Хостел 2», к слову, он даже снялся, играя, как несложно догадаться, каннибала.

Вначале была Киргизия

С чего же начинал свои творческие изыскания столь замечательный режиссер? Наверняка с чего-то завораживающе-кровавого, шокирующего и в то же время странным образом притягательного? Как бы не так!

Первым фильмом Руджеро Деодато традиционно принято считать ленту «Урсус, ужас Киргизии» (Ursus, il terrore dei Kirghisi, 1964). Строго говоря, начинал он его снимать в паре с Антонио Маргерити, но в какой-то момент тот покинул проект, предоставив Деодато возможность завершить начатое самостоятельно.

И Руджеро справился вполне достойно. Несмотря на общую бредовость фильма и ряд исторических и географических ляпов, у новичка вышло вполне смотрибельное фэнтези в духе историй о Конане-варваре. Во многом, конечно, это заслуга широко известного в узких кругах Рега Парка – культуриста и актера, кумира Арнольда Шварценеггера. Но, как бы там ни было, дебют Деодато в кино состоялся, фанаты жанра приняли картину довольно благосклонно, и многие дороги открылись для талантливого новичка.

Впрочем, к хоррору он пришел далеко не сразу. После низкобюджетной фэнтезийной поделки в копилке режиссера появились и приключенческие фильмы, и драмы про суровых полицейских, и спагетти-вестерны… И это были вовсе не плохие фильмы. Не гениальные, но и назвать их провальными язык не повернется. И все же первый по-настоящему громкий успех режиссер вкусил, сняв ленту о людоедах, однозначно принадлежащую к любимому всеми нами жанру.

Чехарда с людоедами

Первой полноценной хоррор-лентой, снятой Руджеро Деодато, стал фильм, в оригинале названный Ultimo mondo cannibale (1977), то есть, переводя дословно, «Последний мир каннибалов». В основу сюжета положена вполне реальная история, произошедшая с одним из потомков Рокфеллера. Самолет обеспеченного молодого человека совершил вынужденную посадку в глуши Новой Гвинеи, куда еще не дотянулись руки современной цивилизации. Герой картины переносит множество весьма суровых испытаний: тут и диарея, и пиявки на разных частях тела, и выматывающий климат, и непривычная для горожанина обстановка… и, само собой, каннибальские племена.

Картина получилась беспощадной к зрителям, изнеженным негласной, но жесткой самоцензурой режиссеров, и потому провокационной и небывало оригинальной. Злые языки, впрочем, утверждали, что концепцию Деодато беззастенчиво украл у своего коллеги по цеху Умберто Ленци, незадолго до того выпустившего успешный фильм «Человек с глубокой реки» на схожую тематику. Ленци действительно пользовался приемами, характерными для жанра мокьюментари, и поднимал тему каннибализма. Руджеро Деодато, впрочем, все обвинения в плагиате и эксплуатации чужих идей отвергал, утверждая, что даже не видел «Человека с глубокой реки», приступая к работе над «Последним миром каннибалов».

Как бы там ни было, успех картины Деодато, несомненно, затмил работу Ленци. Потому и неудивительно, что спустя всего два года итальянец снова обратился к уже знакомой теме каннибализма, выпустив в 1979 году «Ад каннибалов» (Cannibal Holocaust). На это раз действие разворачивается в диких лесах Амазонии, а сама картина словно состоит из двух практически равных частей. В первой зрителю показывают приключения ученого, отправившегося на поиски пропавшей экспедиции киношников-документалистов. Антрополог, используя все свои знания, смекалку и помощь проводников, втирается в доверие к диким племенам, чтобы если не вернуть в лоно цивилизации пропавших без вести несчастных, то хотя бы разузнать, что же с ними случилось. Эта половина фильма больше всего похожа на обычное приключенческое кино: дикари, непролазные джунгли, напряженные переговоры…

Зато вторая, где ученый, вместе с людьми по другую сторону экрана, знакомиться с обнаруженными у дикарей видеоматериалами – это нечто совершенно иное. История делает неожиданный финт, и настоящими чудовищами представляются вовсе не те, кого считали ими с самого начала. Журналисты, очутившись среди существенно менее развитого народа, стремительно теряют налет цивилизованности: убивают, насилуют, калечат и откровенно глумятся. Все ради удачного кадра! Завершает картину вопрос, заданный антропологом: «Кто же настоящие каннибалы?»

Следует признать, что фильм может шокировать даже современного зрителя, закаленного слэшерами и кишочно-кровавыми экстремальными хоррорами всех мастей. Деодато нарочно избегал всякой показушности, пытаясь сделать так, чтобы происходящее на экране выглядело максимально реалистично. Ради этого он пошел даже на настоящее убийство животных в кадре, и о моральности этого поступка до сих пор спорят кинокритики, юристы и рядовые зрители. И можно смело сказать, что крайней натуралистичности Руджеро Деодато добился. Если верить слухам, после начала проката режиссер даже провел некоторое время за решеткой, ведь нашлись люди, поверившие в гибель актеров, исполнявших главные роли! Да и на связь те не выходили… Объяснилось, впрочем, все просто: итальянец, рассчитывая именно на такой эффект, запретил людям, игравшим в «Аду каннибалов», общаться с прессой и поклонниками в течение года после завершения работы.

Кроме того, забавная ситуация с картинами каннибальской тематики сложилась в России. Первой лентой, добравшейся до отечественного зрителя, был, собственно, «Ад каннибалов». Кино имело успех, что, само собой, спровоцировало ухватистых бизнесменов как можно быстрее выдать зрителю продолжение… которого не было. Как это ни иронично, роль «Ада каннибалов 2» пришлось играть ленте уже упомянутого Умберто Ленци Mangiati Vivi!, что можно примерно перевести как «Съем тебя живьем!». А более ранний фильм Деодато «Последний мир каннибалов» и вовсе превратился в «Ад каннибалов 3».

Буду резать, буду бить

Но не людоедами едиными прославился Руджеро Деодато. Герой этой статьи вообще относится к творцам, не стесняющимся и не боящимся экспериментировать с жанрами и стилями. К примеру, тех, кому не по нраву любоваться дикарями, скачущими по джунглям (а зрелище, и правда, на любителя), итальянский режиссер готов порадовать слэшером, снятым по всем американским канонам.

Речь идет, собственно, о картине «Отсчет тел» (Camping del terrore, 1986). Итак, на дворе 80-е, и группа обычных американских подростков отправляется в небольшое путешествие на микроавтобусе. По пути они подбирают сперва недавно демобилизовавшегося солдата, а затем – опасного сумасшедшего. Избавившись от зловещего психа (как водится, не вняв его предупреждениям), вся компания заруливает в заброшенный кемпинг, которым владеет семья того самого солдата. А там, кроме весьма негостеприимного отца семейства, их поджидает таящийся в густых лесах древний дух индейского шамана, незадолго до того вновь вышедший на тропу войны…

Искренне назвать «Отсчет тел» хорошим слэшером довольно сложно. Подростки гибнут часто и лихо, шаман действует с задором, но, откровенно говоря, до классики жанра вроде «Пятницы 13-е», «Кошмара на улице Вязов» и даже куда более раннего «Хэллоуина» этой картине далеко. Тем не менее, эта работа достойна упоминания и просмотра хотя бы по той причине, что, снимая ее, Деодато пропустил обязательные для жанра приемы через призму собственного, типично итальянского восприятия, разнообразив историю несколькими поворотами, более характерными для джалло, нежели «догонялок с маньяками». Присутствует в сюжете и любовный треугольник, и роковое стечение обстоятельств, и довольно сложные семейные отношения.

Одним словом, даже если широкие зрительские массы это творение не оценят, поклонникам жанра пропускать ленту не стоит. Тем более что необычность картины может помочь закрыть глаза на ее довольно очевидные недостатки вроде скудной актерской игры и пресного саундтрека.

Вот так это делают в Италии! А вот так делает Деодато…

И все же, почему столь могучий в творческом смысле режиссер, эпатажный скандалист и смелый экспериментатор не всегда причисляется к плеяде звездных итальянских кинематографистов? А если и причисляется, то чаще всего с рядом оговорок?

Отчасти дело именно в скандальности, связанной с именем Руджеро Деодато. Нарочитая провокационность его ранних киноужасов сослужила их создателю дурную славу. С одной стороны, режиссер, конечно, привлек к себе внимание, с другой же… не будем забывать, что судьба забитых на камеру зверушек до сих пор волнует многих особо чувствительных зрителей, не позволяя им по достоинству оценить картины мастера.

Но дело, конечно же, не только в этом. Несмотря на то, что в фильмах Деодато очень хорошо виден довольно типичный для итальянцев стиль подачи истории, характерный в том числе и для Дарио Ардженто или Серджио Мартино, герой сегодняшней статьи почти никогда не сохраняет его «в чистоте».

К примеру, на протяжении своей карьеры Деодато неоднократно снимал вещи, очень близко подходящие к грани между триллерами и джалло, но никак не желавшие выбирать одну из сторон, этой гранью разделенных. Особенно четко это видно в таких его работах как «Дом на краю парка» (La casa serduta nel parco, 1980), «Кровавая стирка» (Vortice mortale, 1993) и одной из последних – «Баллада в крови» (Ballad in blood, 2016).

Очень разные истории, тем не менее, объединены рядом общих черт, первой из которых, без сомнения, является кровавость. Крови в работах Деодато много, очень много. Мало кто из его современников смаковал бы алую жидкость с таким наслаждением. В его лентах она струится, фонтанирует, стекает по всем подходящим поверхностям, пропитывает ткани, красит стены… до тех пор, пока зритель не начнет ощущать на языке слабый медный привкус. Во-вторых, конечно, Деодато чертовски склонен демонстрировать сцены, наполненные эротизмом. Порой он и вовсе почти что сексуализирует насилие в кадре.

Во всем остальном, впрочем, эти картины очень и очень разнятся. «Дом на краю парка» – это почти классическая история о людях, попавших в лапы маньяков-извращенцев, отдаленно похожая на «Райское озеро». «Кровавая стирка» находится где-то между чернушным детективом и психологическим триллером, а «Баллада в крови» и вовсе сперва маскируется под разухабистую черную комедию для молодежи, плавно скатывается к жесткому трешу, а в финале вдруг словно обретает второе дыхание и оборачивается глубоким, почти философским фильмом о предательстве, дружбе и человеческой природе.

Одним словом, положение аутсайдера в случае Руджеро Деодато объясняется вовсе не отсутствием таланта. Как раз напротив – слишком уж много разноплановых творений породило его сознание, чтобы критики и зрители точно знали, чего ждать от мастера в будущем.

* * *

В мае этого года главному популяризатору каннибализма на экранах, одному из изобретателей мокьюментари, да и просто талантливому режиссеру, успешно снимавшему далеко не только ужасы, исполняется 80 лет. Приятно при этом, что даже в столь почтенном возрасте мастер не опускает рук и не прекращает стоить планы. Несколько лет назад, к примеру, он озвучивал намерение снять что-нибудь жесткое и разудалое, в стиле Тарантино, а в некоторых источниках указано, что в данный момент он трудится над продолжением картины «Дом на краю парка».

Хочется надеяться, что эти слухи окажутся правдой, и Руджеро Деодато порадует своих поклонников еще не одной картиной в рамках темного жанра – оригинальной, яркой, заворживающей. И, раз уж у мастера юбилей, можно пожелать ему лишь самого главного для людей, посвятивших себя творчеству – неиссякаемого вдохновения.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)