DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Нас ждут из темноты, или Не ждут...

Теневик (роман)

Автор: Дэниел Хорн

Жанр: хоррор

Издательство: «АСТ», редакция Mainstream

Серия: Хоррор-блогер

Год издания: 2020

Похожие произведения:

  • Грэм Мастертон «Жертвоприношение» (роман)
  • Говард Лавкрафт «Грезы в ведьмовском доме» (рассказ)
  • Лэрд Баррон «Инициация» (роман)
  • Странные двери ведут в странные места. Там, в темноте, за тонкой шелушащейся древесиной, щелкают острыми клыками вонючие пасти, а с изогнутых жал яд капает в бездну, полную криков боли и отчаяния. Дверь можно нарисовать мелом на стене в любом доме, и надо только постучать, чтобы с той стороны ответили: «Привет». Квартиру с такой дверью купил Адам Райс, герой романа «Теневик» Дэниела Хорна. Квартиру, расположенную в городке Риплтаун, штата Горсот. Адам — служащий в банке, боящийся всего на свете. Старший брат Майкл Райс — его полная противоположность, напористый юрист, сделавший блестящую карьеру. Но тьма неразборчива, она пожирает всех, кто попадается на ее пути.

    «Теневик» — первый авторский роман блогера Дэниела Хорна, ведущего на YouTube канал, посвященный фильмам и книгам в жанре хоррор. Это наложило отпечаток на книгу: при всем том, что в произведении есть удачные моменты, может быть, даже пугающие (иногда автору удается нащупать точки соприкосновения со страхами читателя и надавить на них достаточно, чтобы вызвать чувство дискомфорта), выбранный Хорном путь настораживает. Все мы помним «гениальный» роман Андрея Ангелова «Театр мистера Фэйса», где действие разворачивается в Лос-Анджелесе. Ни город Риплтаун, ни штат Горсот вы не найдете на карте США, как не найдете Дерри или Кастл-Рок, если решите заглянуть в штат Мэн. Но если Дерри и Кастл-Рок любой поклонник Кинга может описать чуть ли не в подробностях, то с Риплтауном и Горсотом это не получится. Автор старается, дает какие-то детали, чтобы создать «картинку», но действительно удачной, в том числе работающей на историю, оказывается только одна — «исправленное» название города на «R.I.P.Таун». Чувствуется желание нарисовать призрачный воображаемый мир, но эффект получается обратный: повествование вязнет в деталях. Например, с трудом открывающаяся входная дверь в доме, где живет Адам, сопротивление которой пытается преодолеть каждый из основных и второстепенных героев. Или запах апельсинов, пропитывающий места, где обитают монстры. В «Сиянии» Стивена Кинга запах апельсинов предвещал появление «вспышек» у Дика Холлорана. Яркий, узнаваемый маркер, который трудно не запомнить, но автор «Теневика» повторяет вновь и вновь, что монстры пахнут апельсинами. С «запахом» связана и другая проблема «Теневика». Роман — кладбище мертворожденных отсылок. И не только к Кингу. По ходу повествования читателю встретится Роберт Говард (да, тот самый). Фамилия главных героев — Райс (и тебе привет, вампир Лестат). А миром, откуда приходят теневики, правят Короли. Великие древние становятся общим местом, если автор действует по принципу: «не можешь описать монстра, напиши, что он неописуемый». Ибо не можешь придумать свой мир — используй работу Говарда из Провиденса. По сути Королями и лавкрафтианской мифологией автор ломает то, что сам же и построил. Удачная задумка с теневиками быстро сходит на нет, когда в дверь стучатся Они. Будто автору не хватило опыта и смелости создать что-то по-настоящему свое, и в последний момент, уже ввязавшись в драку, он решил спрятаться за спиной более опытного и старшего товарища. А задумка действительно удачная, как и одна из черт Адама — отсутствие страха перед темнотой, оттого только досаднее, что автор не сумел раскрыть ее потенциал.

    Неопытность автора заметна и в стремлении рассказать историю каждого из героев, что ведет к нечеткой композиции. Пролог занимает всю первую часть. Еще не познакомившись с главными героями, читатель уже все знает о судьбах персонажей, чьим жизням хватило бы и пары страниц. Заметна увлеченность жанровым кинематографом: например, герои говорят на языке фильмов, в «Теневике» не слышна живая речь. Роман перегружен лишними словами и уточнениями. Детализированы каждая мысль и действие, которые не двигают повествование, а только мешают восприятию. Так же перегружен и сюжет: в романе нашлось место мафии (хорошо, что не русской), маньяку-педофилу под личиной полицейского — героя города, братской любви и ненависти, сделке с демоном и самому демону, городскому сумасшедшему, мертвому мальчику и страшной истории про двери в другой мир. Возможно, сосредоточься автор на чем-то одном — и роман получился бы чище, потенциально интересная история заиграла бы иными красками. Первый блин вышел не то чтобы комом, но и не совсем готовым к употреблению.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)