Двойник (повесть)
Автор: Федор Достоевский
Жанр: мистика
Год издания: в оригинале — 1846
Похожие произведения:
Титулярный советник г-н Голядкин — человек без наружного блеска, с невыразительным характером, робкий: «не интриган, дескать, и этим горжусь». Вместе с тем — мнительный, обидчивый, с нереализованными амбициями. Голядкину повсюду мерещатся козни и опасности для его положения в обществе и на службе.
В один из промозглых петербургских дней этот «маленький человек» едет на обед к статскому советнику. По дороге ему встречаются сослуживцы из ведомства, но Голядкин прикидывается, что он — это не он. А кто-то другой, похожий на него. «Это вовсе не я, не я, да и только!».
В доме советника принять его отказываются и выдворяют за порог. Оказавшийся в ужасном положении Голядкин убит душевно. Он хочет убежать, спрятаться сам от себя. И вот он встречает незнакомца, Голядкина-младшего, своего двойника.
Из реалистической расселины повествования начинает бить мистический ключ. Рушатся шаблоны «натуральной школы», русская литература медленно поворачивается в сторону повести «Двойник», чтобы присмотреться к теме зеркальность, двойничества (ее необычной интерпретации, выходящей за образ тени).
Г-н Голядкин же, Голядкин-старший, утром следующего дня возвращается на службу, где снова натыкается на свою копию — сходную внешностью, именем и чином, но не моральным укладом. Голядкин-младший, наглый, ловкий и амбициозный «победитель» (антипод героя), поначалу принявший дружбу Голядкина-старшего, вскоре начинает теснить тезку по службе, прилюдно унижать, плести интриги. Копия пытается заменить оригинал.
Кошмар, да и только!
Хотя… Как раз с кошмаром, с хоррорностью произведения, большие проблемы. Страшна сама тема, но не ее реализация.
Мистический элемент Достоевский использует для критики общественного устройства. Да, это страх, но страх размытый, социальный — чувство незащищенности перед обществом, которое пожирает твои личные интересы. Мистический элемент легко превращается в элемент психологический. Потому что тему доппельгангера в классической донельзя повести «Двойник» можно трактовать — привет, старый добрый психоанализ — как тему расщепления личности.
Двойник — порождение фантазии г-на Голядкина. Его неспокойная голова создает мнимую реальность, в которой титулярный советник совершает мнимые покупки, в которой его ожидают на званом обеде. Изгнанный из своей фантазии, он сталкивается со своим двойником. Реальность и ирреальность соударяются. Протест униженного героя, страшащегося стать ветошкой, его двойственность — заявляя, что всегда действует прямо и не носит масок, на деле Голядкин сам плетет интриги и ходит обходными путями — выливаются в его сумасшествие. «Добрые люди живут по честности и по двое никогда не бывают».
Маски (не-карнавальные) сорваны. Уродливость раздвоенного сознания налицо. Личность потеряна. Метафора двуличия отыграна.
История помешательства надрывной натуры, с характерными для Достоевского душевными «качелями» героя, читается тяжело и скучно. И дело, кажется, не только в архаичности языка. Современники Федора Михайловича в один голос отмечали затянутость повести. Ее однообразное, утомительное, многословное течение с повторами и пережевыванием схожих мыслей. Согласиться с этим легко, даже читая сокращенную автором версию. Перед нами затянутый скучный сатирический кошмар, анатомирующий душу Голядкина.
Эх, переложить бы «Двойника» на современный лад да удариться в «чистый» хоррор, а не в метафору; впрочем, все давно сделано и пересказано — тема отражений благоволит.
Что ж, пришло время главного самообмана. Или разоблачения. Сможете ли вы признаться в своих изъянах и тайных побуждениях? Способны ли, заглянув в зеркало, честно сказать, знаете ли незнакомца, на которого смотрите (и который смотрит на вас)?
А мы отвернемся. К своим зеркалам.
Комментариев: 0 RSS