DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Не тужить

Жить

Россия, 2012

Жанр: драма, арт-хаус, социальный хоррор

Режиссер: Василий Сигарев

Сценарий: Василий Сигарев

В ролях: Яна Троянова, Алексей Филимонов, Ольга Лапшина, Евгений Сытый, Анна Уколова

Похожие фильмы: «Живой», «Груз 200», «Волчок»

Человек умеет чувствовать, страдать, любить. Он умеет принять свою судьбу, даже когда та отнимает самое ценное — близких. Отнимает вместе со смыслом жизни и с желанием жить. Отнимает вместе со всем миром. Но герои фильма не готовы мириться со своими потерями. Они бросают судьбе вызов, объявляют ей войну и доходят в ней до человеческого предела. И идут дальше, по-своему побеждая…

О том, что с русским хоррором все очень и очень плохо, не говорит только ленивый. Не дается он отечественным кинематографистам, глохнет еще на этапе разработки, упирается ногами и на большие экраны выходить не хочет. Бед у жанра много, дураками и дорогами здесь не ограничишься. На нем точно проклятье лежит, ведь цельную картину, без провалов в какой-либо составляющей, создать удается единицам. Одни зачем-то решают взять в оборот откровенно слабый сценарий, другие даже кальки с западных молодежных ужастиков организовать на русской земле не в состоянии, третьи при неплохой литературной основе тянут в кино всех знакомых из медийной тусовки… Предложить отечественному потребителю страшного жанра фактически нечего, и кассу в стране делают тридевятые сиквелы и ремейки из-за океана. А время идет, и уже не каждый современный подросток в курсе, кто такой Вий. В этой ситуации обращает на себя внимание авторское кино. Некоммерческое. Ленты, не предназначенные для широкой публики, априори лишены звездного лоска и опостылевших физиономий, которые считают наличие своей фамилии в титрах большим одолжением и частенько забывают об актерской игре. Но и здесь стоит внимательней относиться к выбору. Конечно, и у снятого на мобильный телефон забега разрисованных под зомби друзей найдутся свои ценители, но куда больший интерес представляет кино фестивальное.

Молодой кинематографист Василий Сигарев своим режиссерским дебютом впечатлил, поразил, напугал и удивил искушенную публику «Кинотавра», отхватив с фильмом «Волчок» в 2009 году сразу четыре награды фестиваля. Трагичная история о девочке, которой не повезло с матерью, равнодушным не оставила никого. Кто-то, смахивая скупую слезу, удивлялся фантастической достоверности происходящего на экране и проживал полтора часа бок о бок с персонажами, но были и такие, что плевались и определяли жанр картины исключительно как «чернуха». Прокатную судьбу «Волчка» предсказать было не слишком сложно, к подобным фильмам заранее пришивается ярлык «Закрытый показ». Их территория — независимые кинотеатры, фестивали и Интернет. Интересовало другое: куда шагнет режиссер, набив руку на арт-хаусе. Через три года на свет появился фильм «Жить», и стало понятно — Сигарева мейнстрим не интересует.

«Жить» продолжает линию «Волчка», показывая неприглядную и откровенно страшную сторону огромной страны. Тема серьезная и неблагодарная, очень просто в работе с таким материалом увязнуть в пресловутой чернухе. Да и зрителей в кино не заманить, зачем им нужна очередная порция негатива, которого и так вокруг хоть отбавляй? Ведь на самом деле, гопников, алкашей и наркоманов показывают в новостях, зачем про них еще и фильм снимать? Но тут важен подход и исполнение. Сигареву удалось пройти по краешку ямы, не скользнув ногой в плохо пахнущую жидкость известного цвета. Он показал ту часть нашей жизни, о которой не хочется говорить вслух, но при этом история не превращается в гимн разрухе и опустившимся личинам. Грязь — она и есть грязь, но не более того. Ее можно смыть. В отличие от многих коллег, Сигарев не смакует и не восхваляет пороки и слабости. Режиссер и сценарист в одном лице, лишь разворачивает повествование в декорациях, которые знакомы каждому. И от этого жуткого узнавания эффект сопричастности усиливается в разы.

По композиции фильм выстроен в виде перекликающихся новелл. Подобная «мозаичность» прочно входит в моду у киношников, хотя при таком раскладе почти всегда хотя бы одна линия провисает. «Жить» в первую очередь ассоциируется с судьбами молодоженов и матери близняшек, тогда как третья история больше идет на заднем плане и в кадре появляется редко, хотя и развивается в параллель с остальными. Здесь нет огней мегаполисов и крутых тачек, тут не водятся «гламурные кисы» и олигархи. Этот мир рядом, стоит только протянуть руку. Холодные тамбуры электричек, одинаковые кубики пятиэтажек, деревенский дом с плешивой собакой на цепи — глубинка во всей красе. Почти в каждом персонаже живет червоточинка, однако, это не балабановский рассадник ублюдков. Потому что герои у Сигарева в первую очередь люди. Пускай со своими тараканами и грехами, но не утратившие ничего человеческого. Любовь к дочерям заставляет мать-алкоголичку бросить пить и навести в доме порядок, а теплым чувствам чудаковатой парочки не может помешать даже вирус иммунодефицита. Они живут так и другой жизни не знают, при этом иногда даже чувствуют себя счастливыми. Тем страшнее судьба, которую им уготовил Сигарев. Спросите любого человека: чего ты боишься? На первых позициях списка обязательно будет вариант «смерти близких». От нее никуда не денешься, каждый из нас рано или поздно встанет перед собственным условным «Грузом 200» и в конце концов окажется внутри. Но пока смерть гуляет где-то рядом, замечать ее присутствие не хочется. Главное, не наступить на еловые ветки у подъезда. Плохая примета. А вот когда старуха с косой приходит за близкими — начинается совсем другая история. Фильм настолько реалистично иллюстрирует трагедию внезапной потери, что от эмоционального заряда трясет даже после просмотра. Сигарев пугает правдивостью смертей. Причинами рисуются и исконно русское разгильдяйство с надеждой на авось, и застарелые паразиты общества, от которых никак не удается избавиться. И вот когда родных больше нет, перед героями встает вопрос: как дальше жить? И жить ли вообще? Что в такой момент может сотворить человеческая психика, Сигарев демонстрирует, возвращая погибших к родным. Однако ни в коем случае не стоит ждать нашествия зомби, это не фильм ужасов и даже не «Блаженны мертвые» Линдквиста. Наиболее близкий аналог — мистическая линия погибших фронтовых товарищей из фильма с созвучным названием «Живой».

К технической стороне вообще нет ни единого вопроса. Тусклый видеоряд добавляет картине мрачности, а операторская работа Алишера Хамидходжаева заслуживает всяческих похвал хотя бы за сцену, в которой мать несется за представительницей органов опеки, уже понимая, что своих девочек не дождется. В предыдущем фильме Сигарев отказался от саундтрека, погрузив мир «Волчка» в тишину. На этот раз режиссер воспользовался услугами композитора и попал в десятку. Без музыки Павла Додонова, куда органично влились крики птиц, шум воды и даже скрип велосипеда, кино лишилось бы части той удивительно мрачной и депрессивной атмосферы грусти, которая пронизывает все полтора часа экранного времени. Актеры отработали так, что хочется стать Станиславским наоборот. Поразительно, но земля русская действительно полна талантами, только искать их нужно не в кинотеатрах, где с афиш смотрят всевозможные комики и певички. Отдельных аплодисментов заслуживают две центральные женские роли. Своей игрой Яна Троянова и Ольга Лапшина, особенно в сценах в электричке и на кладбище, казалось, могут довести зрителя до нервного срыва.

В свое время «Груз 200» Алексея Балабанова называли социальным хоррором. «Жить» имеет ту же тональность, тот же отпечаток безысходности, но при этом фильм гораздо человечнее. Искателям чернухи лучше сюда не соваться, а включить один федеральный канал с зеленым кругляшком. Это кино из той категории, что переворачивает внутренности, бьет в самое сердце и оседает на этажерках памяти. Фильм невероятно эмоциональный. Его сложно кому-либо рекомендовать и еще сложнее пересматривать. С ним остается только жить.

 

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Юрка 31-01-2013 18:05

    Я начал смотреть, после 20 минут у меня жутко испортилось настроение. Не потому что фильм плохой, а потому что напомнили в какой стране живу. Надо заставить себя продолжить, но начало слишком злое.

    Учитываю...
  • 2 Мельник 20-01-2013 17:49

    С недоверием отношусь к российским фильмам, но после такой рецензии мимо "Жить" уже не пройду.

    Учитываю...
  • 3 Caspian 20-01-2013 03:17

    Побольше бы таких лент снимали у нас. Как ни крути, хоть в чем-то кинематограф развивается.

    Учитываю...