DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Не все маски одинаково полезны…

Маска Сатаны / La maschera del demonio

Италия, 1960

Жанр: ужасы

Режиссер: Марио Бава

Сценарий: Эннио Де Кончини, Марио Серандреи, Марчелло Кошия, Марио Бава

В ролях: Барбара Стил, Джон Ричардсон, Андреа Кекки, Иво Гаррани, Артуро Доминичи

Похожие фильмы:

Два путника стремятся в Миргород, где в кабаке, по словам одного из них, есть отличная водка. Но не стоило им, пользуясь поломкой кареты, идти смотреть местные достопримечательности: по случайности они разбудили ведьму, казнённую пару веков назад, и тем самым запустили цепь мистических и трагических событий.

Упоминание о Миргороде, ведьме и водке не может не насторожить русского зрителя  даже того, который не обратил внимания на титр: «снято по повести Николая Гоголя». Кстати, это самая ранняя из сохранившихся экранизаций произведения.

Правда, от Гоголя осталось не так много  сценаристы подмешали туда мотивы готических романов и Брэма Стокера и приправили явным влиянием классических ужастиков «Юниверсал». Получилось своеобразное, но «вкусное» даже в наши дни блюдо. Возможно, и к лучшему, что итальянцы не стали экранизировать классика русской литературы впрямую  «развесистой клюквы» не удалось бы избежать в любом случае. В том виде, в котором она известна зрителю, «Маску Сатаны» можно и нужно воспринимать как самостоятельную историю по очень отдалённым мотивам.

История создания этого фильма по-своему очень забавна: Марио Бава к тому времени был главной палочкой-выручалочкой итальянского кино, приводя в божеский вид, казалось бы, безнадёжные проекты  и, наконец, получил предложение заняться непосредственно режиссурой. В качестве материла он выбрал, как и сказано выше, «Вия», бюджет у него был мизерный, но зато на съёмки давали аж шесть недель: в полтора-два раза больше обычного. Более того, в распоряжение Бавы поступали британские актеры  малоизвестные на тот момент Барбара Стил и Джон Ричардсон. Стил после этого фильма мгновенно стала иконой жанра, да и Ричардсон снимался позднее в кое-каких заметных картинах. Но, что самое смешное, на родине актёров этот фильм был запрещен до 1968-го года, да и вообще цензура сочла его безумно жестоким. Нынешнего зрителя, правда, вряд ли получится напугать, хотя сцена с маской шипами внутрь, которую надевают на лицо красивой женщины, а потом забивают огромной кувалдой и сейчас заставляет передёрнуться.

В целом, получилась готическая сказка, по тем временам, довольно провокационная и, по меркам любого времени, роскошно снятая. Бава всегда умел работать с изображением: к примеру, знаменитая «Суспирия» Дарио Ардженто, по сути, основана именно на его находках в работе с цветом. «Маска Сатаны»  фильм чёрно-белый, но зато Бава виртуозно работает с освещением: посмотрите, как он снимает лучи солнца в лесу или играет со светотенью на лице Барбары Стил при её первом появлении.

Пересматривая фильм сейчас, не устаёшь удивляться тому, сколько мотивов, знакомых нам по более поздним хоррорам можно здесь обнаружить. К примеру, труп, чьё лицо закрыто маской и человек, который снимая её, умудряется порезаться —  подозрительно похожая завязка будет использована в «Демонах» Ламберто Бавы, сына Марио. А тело, которое начинает оживать на глазах у зрителя, после того как на него упала капля крови, не может не напомнить «Восставшего из ада» Клайва Баркера. Правда, денег на показ оживающего скелета у автора «Маски Сатаны» не было, так что нам показали только, как глаза восстанавливаются в глазницах черепа. Но выглядело это довольно зловеще.

А главное, как и положено хорошему фильму ужасов тех лет, выглядит лента ошеломляюще красиво —  и, даже если нам не показали Вия, то здешняя панночка, да простят меня пуристы и патриоты, намного превзошла Наталью Варлей в потусторонней привлекательности  спасибо волшебным рукам Марио Бава.

Но главная магия фильма в том, что, если отрешиться от критического отношения в духе «у Николая Васильевича всё было не так» и отбросить принципиальное отторжение чёрно-белого кино, то «Маска Сатаны» и до сих пор «работает» не хуже, чем в день своего выхода на экраны.

Не зря Стивен Кинг включил это творения Марио Бавы в список «100 наиболее значительных картин жанра ужасов с 1950-го по 1980-й год». Уж если не доверять вкусу Короля Ужасов, то чьему вообще можно?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)