DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

«Нечистое» место

В одном из интервью финский режиссер Анти-Юсси Аннила говорил о том, что фильмы ужасов для него – средство очищения и совершенствования человека. Особенно ярко это утверждение проявилось в его работе под названием «Сауна». Фильм явно призван вырвать зрителя из зоны комфорта и вызвать у него психологический отклик, заставив сопереживать героям и размышлять над тем, что, так или иначе, касается каждого из нас.

Режиссер не идет по простому пути и привлекает все возможные средства, чтобы лента служила не просто развлечением, но своеобразной головоломкой, загадкой для зрителя. Именно благодаря этому фильм выгодно выделяется на фоне «потокового» жанрового кино. Но чтобы приблизиться к пониманию картины, необходимо более пристально взглянуть на систему персонажей и символическую основу фильма.

«Сауна» (или «Баня») Анти-Юсси Аннилы, снявшего до того дебютный фильм «Воин севера», захватывает внимание зрителя, в первую очередь, атмосферой, излучаемой холодными, блеклыми тонами финских пейзажей, на фоне которых с особой остротой и резкостью проступают душевные переживания героев. Действие фильма разворачивается в конце XVI века, после окончания русской-шведской войны. Представительства обеих сторон встречаются для того, чтобы установить послевоенную границу, но их путешествие заканчивается в сердце болота, в не отмеченной на карте деревне, неподалеку от загадочного строения – сауны, которую местные предпочитают обходить стороной.

«Сауна» полна исторических неточностей: от костюмов героев до мелких бытовых деталей. Но, как ни странно, именно они вместе с порой неожиданными диалогами придают картине оттенок ирреальности и вневременности, создают некий универсальный хронотоп. Историю «Сауны» можно было поместить абсолютно в любую эпоху, так как затронутые в ней проблемы непреходящи. Распитие чая из изящного фарфорового сервиза членами русской комиссии сопровождается разговором о сущности человека, и на вопрос Муско о том, что за город был в центре повествования, Семенский задает встречный вопрос: «А Вы из какого города?», тем самым давая понять, что рассказанная история, как и история, лежащая в основе всего фильма, универсальна и применима к любому человеку.

Главные герои, братья Эрик и Кнут, совсем не похожи друг на друга. Эрик – воин, крепкий и сильный, полный решимости и непреклонный в собственных взглядах на жизнь. Война для него – уже давно способ существования. Он жесток, прямолинеен и, на первый взгляд, бессердечен. Прекрасная кандидатура на роль архетипического злодея, но все не так просто: по мере развития повествования мы начинаем видеть настоящую, «человеческую» сторону Эрика.

Кнут – полная противоположность старшему брату. Он не принимал участия в войне, занимаясь в это время наукой, более сдержан, робок и добр по натуре. Зритель введен в заблуждение: долгое время мы наблюдаем за событиями именно с точки зрения Кнута и принимаем его за центральную фигуру повествования, и лишь ближе к концу фильма наше внимание фокусируется на Эрике.

Для более точного понимания аллегории, лежащей в основе фильма, необходимо обратить внимание на то, как работает пространство-время в «нечистом» месте, прикрывшемся видом затерянной на болотах деревеньки.

Незадолго до того, как русско-финское представительство достигает деревни, между Рогозиным и Кнутом происходит довольно интересный и неожиданный диалог, предметом которого является сущность ада. Рогозин предполагает, что ад – это вовсе не разожженные под землей костры, а тихое, «нечистое» место, где нет и никогда не было бога, место, в пределах которого бог не имеет власти. После этого диалога герои находят труп собаки, выцарапавшей себя глаза, – одно из первых недобрых предзнаменований на пути к деревне. К этому времени Кнуту начинает видеться призрак девушки, причиной гибели которой выступили братья, Эрику мерещатся в воде тела убитых им людей. Впоследствии мы узнаем, что Рогозин в детстве предал собственную мать, которую сожгли на костре как ведьму. Возможно, и он видел некий мучивший его призрак на подступах к деревне, а в сауне ему явилась погибшая мать. «Нечистое» место вызывает к жизни образы сокровенных страхов и сожалений.

Пространство «сауны» существует вне привычной людям реальности и обладает всеми характерными для «аномальной зоны» признаками. Встрече героев с «нечистым» местом предшествует необычное колебание стрелки компаса, слуховые и визуальные галлюцинации, странное поведение животных (упомянутая выше собака) и характерные погодные явления (порывы ветра, вырывающие страницы из рук Кнута). Самой деревни нет ни на одной карте, а время в ней словно остановилось: до приезда комиссии никто не умирал, и ни один ребенок не родился в «нечистом» месте.

Население деревни исчисляется количеством в семьдесят три человека, что поражает Эрика: таково число убитых им за время войны людей. Этот факт дает возможность трактовать появление в деревне обитателей как психологический обман, еще один образ, воплощенный «нечистым» местом из мучивших Эрика воспоминаний. То, что он не узнал ни одного из убитых им людей, можно объяснить слабостью зрения героя, получившего очки лишь с приездом брата.

Близорукость – сквозной мотив фильма. Эрик не видит, а точнее, не желает видеть своих грехов и считает совершенные им убийства вынужденными и вполне естественными. Девушка-карелка, запертая Кнутом в погребе, и девочка из деревни, испытывая страх, используют один и тот же жест – закрывают глаза ладонями, т.е. спасаются от кошмаров окружающего мира так же, как Эрик от собственных грехов. Близорукость (или слепота) неразрывно связана с образом грязи, который олицетворяет собой сущность человеческой натуры и впервые упоминается в разговоре между Семенским и Муско. Грязь – материал, из которого бог сотворил человека, и она же суть человеческих поступков.

Чувство вины, которым начинает мучиться Кнут при появлении духа девушки, разрастается по прибытии в деревню, и стоявшая в затопленной низине сауна притягивает его как средство возможного очищения. Было ли видение действительно духом погибшей девушки или демоном «нечистого» места, игравшего на чувствах людей, – решать зрителям. Но окончательный психологический удар наносит Кнуту не кто иной, как Эрик, который, желая избавиться от назойливых обвинений брата, травмирует его правдивыми, но жестокими словами. Смятенный Кнут впоследствии решается на очищение в сауне, где его настигает и порабощает демон «нечистого» места. Родимое пятно на его спине приобретает ясные контуры числа «семьдесят пять»: Кнут являлся семьдесят пятой (после девушки) жертвой брата. Осознав это, Эрик окончательно принимает мысль о совершенных грехах и стремится искупить их.

В путешествии Эрик страдает от полученной при убийстве отца карелки раны и решает обратиться за помощью к местной жительнице. Женщина, увидев рану на руке Эрика, произносит ключевую фразу, важную для понимания событий фильма: «Раны нужно залечивать там, где их получил». Таким образом, проясняется и выступает на первый план основная идея фильма: раскаяться в грехах необходимо, но самое важное – сделать это своевременно.

Мучимый чувством вины, Кнут хочет вернуться и выпустить девушку из погреба, но постоянно откладывает свое возвращение, находя для этого те или иные предлоги, будь то страх перед братом или ответственность перед комиссией. Загнивающая рана Эрика олицетворяет спрятанные им в глубине души, «запущенные» грехи, тщетно пытающиеся напомнить о себе. Позднее, добровольно придя в сауну для встречи с одержимым братом, Эрик с удивлением обнаруживает, что рана пропала, а зрение вдруг прояснилось. К этому моменту он осознал свою греховность, готов к искуплению и стремится спасти хотя бы одну невинную душу – девочку, которую отправляет с подписанными документами прочь из деревни. Но уже слишком поздно: души, попавшие в «нечистое» место, не способны выбраться на свободу.

Таким образом, Антти-Юсси Аннила, сняв очень атмосферную кинокартину-аллегорию, подошел к рассмотрению понятий греха и искупления с крайне неожиданной стороны. История Эрика и его брата может служить предостережением для людей – и вовсе не важно, в какой эпохе, стране и культуре протекает их жизнь.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)