DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Нелёгкая доля зеленокожих

Мир не делится на чёрное и белое. У каждого своя правда. Всё это про серию игр о мире Акенаша от французских разработчиков «Cyanide Studio». Последние отличаются малобюджетными, но запоминающимися проектами в оригинальном исполнении, где зачастую ставка делается на сюжет.

«Роуд-бадди-муви» об орках и людях – «Of Orcs and Men»

Тема ущемления прав актуальна во все времена. Не стоит забывать, что рабство и крепостное право начали ликвидировать только с 60-х годов позапрошлого века. Другая немаловажная проблема – ксенофобия и её крайнее проявление в виде геноцида. Планомерное уничтожение индейцев, геноцид армян, холокост евреев – всё это лишь часть мизантропии человечества по отношению друг к другу. Темы, в общем-то, волнующие, которые вполне можно взять за основу художественного произведения. В фэнтези эти явления давно известны. К примеру, вымирание эльфов в «Ведьмаке» и «Disciples». Однако дабы удивить аудиторию требуется более свежее и необычное воплощение мотива. Работники «Cyanide» сели, хорошенько подумали и заявили, что, дескать, настала пора побороться за права орков и гоблинов. К тому же все уже устали от того, что зеленокожие почти всегда такие негодяи и злодеи.

Of Orcs and Men

Анонс был в 2011, а выход в 2012 году. Разработчики из «Spiders» и «Cyanide» и издатели из «Focus Interactive» обещали оригинальную игру о борьбе орков за собственные права. Конечно, об оригинальности как таковой речь не шла, ведь все помнят о Тралле из «Варкарфта», никто ещё не забыл Горбаша из Вахи. «Of Orcs and Men» создана на движке «Silk Engine» для ПК, «PlayStation 3» и «Xbox 360».

Сюжет и игровой процесс

Управлять приходится сразу двумя персонажами – орком Аркаилом и гоблином Стиксом. Такая вот кооперация одного игрока и двух героев. Можно было бы подумать, что это будет очень сложно, однако нет. Это сложно, но не очень. Несколько напоминает проекты от «Bioware». Ободряет склочное отношение героев друг к другу, которые в процессе прохождения не раз спорят, подтрунивают и язвят между собой – настоящая чёрная комедия вперемежку с такими понятиями как «роуд-муви» и «бадди-муви». Мизантропия проявляется как между людьми и зеленокожими, так и между разработчиками и игроками (так и хочется иной раз «по душам» поговорить за механику ненавистного геймплея). Скажем сразу – нелинейности сюжета вы также не увидите. По сути, «Об орках и людях» – это проект «старой школы», упрощённый насколько это возможно. Однако не значит, что лёгкий.

Аркаил – один из тех орков, который избежал печальной судьбы. Участник партизанского отряда орков-берсеркеров под названием «Кровопийцы». Даже среди соратников-орков отличается чрезмерной вспыльчивостью и колоссальной силой, из-за чего в коллективе неуживчив. Последнее обстоятельство не раз ещё аукнется как в сюжете, так и в сложности управления. Отношения с гоблином оставляют желать лучшего. Всё-таки орки в мире Акенаша это великаны, а гоблины – карлики. Сравнить Аркаила можно с Халком, их схожесть бросается в глаза (вполне возможно, что создатели вдохновлялись образом зеленокожего вспыльчивого великана из «Marvel Comics»). Хотя, как и в любом правиле, здесь есть приятные исключения. Например, вашими союзниками будут представители разных рас, в том числе и люди.

Of Orcs and Men

Стикс – гоблин-наёмник, вор и убийца. Настоящий разбойник с большой дороги. Физические недостатки компенсирует ловкостью и хитростью, тем самым оказываясь антиподом Аркаила – могучего и свирепого. Будучи наёмником, особо не ратует за правое дело, лишь бы платили. Из парочки диверсантов как раз Стикс выделяется наиболее сильно благодаря характеру, отчего, скорее всего, и получил отдельный проект. Кстати говоря, в игре приводится тот факт, что Стикс – единственный разумный гоблин, а остальные по факту мало чем отличаются от животных. В «Styx: Mos» биография героя, как и происхождение расы гоблинов, уточняются.

Создавая «Об орках и людях», французы взяли игровой процесс из предыдущих творений студии – «Игры престолов». До банального простая бродилка из пункта «А» в пункт «Б», если бы не сюжетная составляющая. По мере прохождения вы не сможете найти альтернативный путь передвижения, всё зациклено на «коридорности». Начинка мира также имеет точки соприкосновения. К примеру, тоже есть Стена, отгораживающая империю людей от нелюдей.

Другая проблема – это неистовство орка, которое согласно механике может обернуться плачевно. Если Аркаил слишком увлекается боем, то выходит из-под контроля и может наподдать и союзникам. Приходится следить за шкалой гнева и использовать только в тех случаях, когда есть крайняя необходимость. Впечатляет арсенал гоблина, особенно в сравнении с приквелом, где у Стикса из оружия всего-то метательные ножи и кинжал. «Cyanide» не скупились и наградили его в «Of Orcs and Men» ещё и оглушающей гранатой. Зато стелс не в пример следующей игре донельзя примитивен, ИИ противников туговат. Вы можете подкрасться гоблином к противникам, убить одного, а рядом находящийся никак не отреагирует. Швыряние Стикса Аркаилом во врагов очевидно позаимствовано из подобного приёма, который используется Колоссом и Росомахой из «Людей Икс».

Of Orcs and Men

Если сравнивать с другими проектами подобного рода, то можно привести аналогию между «Heroes of Might and Magic» и «Disciples» – конечно же, «Герои» популярнее, но «Disciples» лучше продумана почти во всех отношениях, в особенности по части сюжета. Так и с продуктами от «Cyanide» – ставка делается на разнообразие. Многочисленные недостатки игрового процесса могут отпугнуть только ленивого, потому как через час уже проникаешься историей и хочешь довести дело до конца.

В итоге

Положительное:

– Увлекательный сюжет и персонажи

– Оригинальная система управления

– Видео и аудио составляющие

Отрицательное:

– Отсутствие нелинейности уровней и сюжета

– Слабая ролевая составляющая

– Низкобюджетное исполнение и недоработанность

«Of Orcs and Men» – хороша, в неё приятно поиграть хотя бы ради истории. Однако пропустив, вы ничего не потеряете.

Сольник гоблина, или Атака клонов – «Styx: Master of Shadows»

Французы – мастаки по части поражать. Вот и вторую часть «Cyanide Studio» решили сделать в совсем ином жанре, чем первая. Экшен заменили на стелс, а ролевую часть оставили. Также «Styx» создана без участия студии «Spiders» с использованием движка «Unreal Engine 3».

Мир и сюжет

«Styx: Mos»– предыстория «Of Orcs and Men». Место действия – башня Атриум Акенаша, выстроенная вокруг колоссального Древа Мира, источника янтаря. И можно было бы подумать – «а что тут такого, ведь все деревья вырабатывают янтарь?». Однако Древо Мира производит непростой янтарь, а такой, от употребления которого у существ появляются сверхъестественные способности. На деле янтарь – это такой аналог маны, но достаточно продуманный до большей реалистичности. В особенности сильное влияние и зависимость он вызывает у нечеловеческих рас и видов. Причём настолько, что это способно вызвать мутации. Плотно на янтарной игле сидит и наш главный герой Стикс. Хорошие стороны кроются в появлении способности создавать двойников, становиться невидимым, «янтарном» зрении (аналог ночного видения). Невидимость – навык полезный, но не стоит быть опрометчивым, всё-таки она не делает врагов глухими, так что будьте начеку. Клонирование – довольно оригинальный метод, ещё никто не создавал двойников, вырыгивая их.

Styx: Master of Shadows

Отрицательные последствия от употребления янтаря – галлюцинации, голоса в голове (по сути, чтение мыслей), амнезия и прочие нехорошести. Согласно истории Атриум принадлежит людской империи, однако эльфы имеют огромное влияние, так как тайны Древа им более известны, и высокорождённые вынуждены помогать людишкам в обмен на долю в янтарном «бизнесе». Эльфы Акенаша будто сошли со страниц «Ведьмака» пана Анджея Сапковского – ксенофобы (за редким исключением), прибавьте к этому великанский рост, физическое превосходство и сверхъестественный потенциал. Кстати говоря, о сверхсилах – если в предыдущей части магия была привычной, то на этот раз разработчики будто и вовсе лишь условно используют термин «волшебство», уж скорее тут научный подход, завязанный опять же на янтаре Древа Мира.

«Cyanide» сделали мир ещё мрачнее и прагматичнее. Нашлось место и «бытовухе», то и дело можно услышать разговоры стражников, слуг и прочих, сетующих на личную жизнь, ненавистную работу, несправедливость – создаётся впечатление, что в консультантах у «Cyanide» были россияне. И потому отечественному игроку будет вполне комфортно в таком окружении.

Styx: Master of Shadows

Периодически сюжет обрывается то ли видениями прошлого/будущего, то ли интерлюдиями, где Стикс показан этаким Риддиком, который самоуверенным хриплым басом запутывает захвативших его стражников Атриума. У игроков по ходу развития истории начнётся путаница, приправленная толикой психоделики переживаний гоблина. Иной раз может показаться, что у Стикса раздвоение личности, а способность создавать клонов только увеличивает такую вероятность. А казалось, поначалу Стиксу всего-то и надо было выручить друга из плена. У тех, кто знаком с «Of Orcs and Men», вполне может сложиться впечатление, что спасать надо Аркаила, уж тем более расставленные на многих входах-выходах рабы-орки только усиливают сие предположение. В дальнейшем из-за галлюцинаций и непонятных видений двигателем сюжета станет жизненная необходимость самоопределения, и для этого несчастный, но коварный гоблин пойдёт на всё. Психология персонажей крута и проработана до мелочей, диву даёшься предсказуемости поведения героев, причём без отсутствия логических дыр.

Вся игра – какое-то царство мужчин. И ведь можно подумать – что тут удивительного, ведь шашкой махать привычнее мужчинам? Ан, нет! Ни одного женского персонажа вы не встретите, ни одной девушки, женщины, старушки или девочки, ни намёка на романтические отношения. Все до единого персонажи сплошь мужики. А жаль, в предшествующей части романтическая линия была неплоха. Несмотря на то, что в сюжете использован изнасилованный до дыр метод амнезии героя, подано это несколько оригинально и удивит бывалого любителя ролёвок. Сам Стикс этакий Дэдпул из фэнтези, вперемешку с Горлумом, жаль только подобно Уилсону он не пробивает четвёртую стену, заводя разговор с реальным миром. Касаемо употребления спецсредств для приобретения способностей, Стикс в чём-то напоминает Геральта, только если тот всего-то стал стерильным, то гоблину пришлось заплатить намного больше.

Styx: Master of Shadows

Не геймплей, а хардкор!

«Styx» в чистом виде «стелсовый сироп» без силовых прикрас. Гоблин – не какой-нибудь Фишер, Альтаир, Принц или хотя бы Гарретт (физической силой и напролом вы вести игру не сможете). Сверхспособностей у гоблина не так много, да и часто использовать их нет возможности – запас янтаря маловат. Из средств для убийств только кинжал и до трёх метательных ножей, при всём при том, что разнообразного оружия в башне ну просто завались, а брать нельзя.

Убить Стикса не могут разве что простые священнослужители. А вот обнаружить – проще простого. Искусственный интеллект продуман жёстче некуда. Даже лёгкий уровень сложности не делает прохождение простым. На режимах «трудно» и «гоблин» летальный исход и вероятность обнаружения вырастает в разы. Проблема в том, что когда игрока обнаружили, убежать сложнее всего, потому как включается боевой режим и Стикс обращён лицом к  преследующему его врагу. Труднее всего вести схватку с пауками, которые нападают не по-людски, да и их яд на основе янтаря делает своё дело.

Styx: Master of Shadows

На заметку читерам: можете особо не обольщаться – даже с бессмертием у вас есть шанс быть убитым, скажем, рыцарями или эльфами. К тому же, читерский режим невидимости тоже спасает не от всех врагов, гоблина видят эльфы и насекомые-мутанты. И потому лучше пройти без взлома. Разве что забавным смотрится результат чита «мега-игрок», в ходе которого габариты Стикса увеличиваются до орочьих, но сил вам это не прибавит.

Другое приятное/неприятное обстоятельство – карта местности. Над ней придётся поломать голову, ибо привычные условные обозначения (типа крестика с вашим местоположением) попросту отсутствуют. Иной раз по десять-двадцать проходов туда/сюда приходится совершить, чтобы, наконец, узнать куда податься. Карта может стать очередным хардкорным обстоятельством бросить прохождение, но те игроки, у которых нервы не сдадут, будут вознаграждены.

Чтобы пройти «Styx: Master of Shadows», нужно думать не только тактически, но и стратегически. Один из красивых роликов, выпущенный «Cyanide Studio», показывает Стикса умело манипулирующим окружающими противниками, притом сам он остаётся для них визуально недосягаем. Для достижения такого мастерства, как на видео разработчиков, игроку понадобится раз шестьдесят-восемьдесят умереть, пока не наловчится. Необходимо всё время учиться на ошибках и сохраняться почаще. Учите маршруты следования стражников, да и вообще характер их поведения. От трупов нужно избавляться, а для этого есть несколько способов: кислота, бочки, шкафы, сундуки, пропасти. Впечатляет то, какое невообразимое количество противников встретится вам по пути. Цель таких мероприятий, конечно же, увеличение сложности прохождения. Но логически это обосновать трудно. Пускай даже для Акенаша Атриум представляет огромную ценность, пускай на Древо положил глаз коварный гоблин. Несмотря на всё это, сложно представить, что в реальной жизни пятьдесят квадратных метров площади могут патрулировать четыре-пять человек. В «Styx» это норма.

Styx: Master of Shadows

Акробатические навыки опять же уступают бравым паркурщикам и шпионам, более того – расслабляться во время их выполнения не стоит, любое движение так или иначе вызывает шум и колебания. Вас вполне могут подстрелить, отдавить ладони и вытащить наружу, когда вы висите. Отсутствие нелинейности сюжета компенсируется способами прохождения. И если идти напролом не вариант, то вы можете воспользоваться некоторыми другими схемами. Так, можно прыгать у всех над головами, цепляясь за стены и потолки. Или же перемещаться в тенях, туша факелы (привет от Гарретта) и стараясь обходить противников десятой дорогой. Убивать опять же можно множеством способов. Например, организовать несчастный случай: отравить еду или воду, подождать пока охрана проголодается, уронить люстру/ящики и другие подвешенные предметы на головы. Более привычный, но опасный для Стикса способ – это убийство в схватке, однако многие противники нападают скопом или даже убивают одним ударом/выстрелом. Разработчики даже выпустили видео «Die hard», в котором Стикса убивают различными способами и при различных обстоятельствах. К примеру, если вы разбудите орка, он вас сначала расплющит о стены и пол, а потом сожрёт трупик нерасторопного гоблина, вот так вот!

После выполнения задания Стикс направляется в убежище, где может взамен на полученный опыт обрести новые способности, либо отточить навыки. Сам опыт накапливается как от выполнения основных и побочных миссий, так от результатов прохождения. Например, если вы ни разу не потревожили охрану, или наоборот – прикончили всех противников на уровне, собрали все реликвии и монеты, то всё это вам зачтётся.

Выводы

Положительные:

– Закрученный и достойный сюжет, проработанный мир, атмосферность

– Высокая сложность прохождения

– Оригинальные способности

Отрицательные:

– Хардкорность

– Неоправданно малочисленный арсенал оружия

– Однообразность уровней

Трагичность и драматизм происходящих событий вместе с хорошей стелс составляющей, безусловно, сделали франшизу культовой. Её можно порекомендовать не только любителям хардкора, но и тем, кто давно разочаровался в видеоиграх.

Анонс – «Styx: Shards of Darkness»

Французы из «Cyanide Studio» в третьей части решили не отходить от Стикса и потому в этом году нас ожидает второе по счёту сольное исполнение за гоблина. «Shards of Darkness» – прямое продолжение «Master of Shadows», то есть такая же предыстория к «Of Orcs and Men». Разработчики переключились с игрового движка «Unreal Engine 3» на четвёртый. Местность не будет коридорной, как в «Of Orcs and Men», и вертикальной, как в «Styx: Master of Shadows», а станет многоуровневой. Надо отдать «цианидам» должное, они хорошо работают над ошибками. У Стикса увеличится инвентарь и количество трюков.

Styx: Shards of darkness

По части сюжета известно следующее: после приключений в Атриуме Стикс пробирается в город эльфов Корангар, где, как оказывается, остроухие заключили союз с гномами против зеленокожих. К католическому рождеству был опубликован забавный трейлер, в котором Стикс в образе Гринча вместе с клоном расправляется с обывателем. Кроме трейлера и парочки интервью-анонсов в конце февраля «Cyanide» выпустила три многообещающих скриншота. Что ж, будем ждать и надеяться на лучшее...

Общий итог

Во всём этом радует то, что помимо серии игр нам подарили новую, интересно поданную фэнтези-вселенную, коя в перспективе может получить большое развитие и популярность. А Стикс стал новым образцом героя, который во мраке теней подкрался и взобрался на пьедестал к могучим воинам и магам жанра «Меча и Магии».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)