Логово белого червя / The Lair of the White Worm
Великобритания, 1988
Жанр: ужасы
Режиссер: Кен Рассел
В ролях: Хью Грант, Аманда Донохью, Кэтрин Оксенберг, Питер Капальди
Похожие фильмы:
- «Дрожь земли»
В 1988 году мэтр английского кинематографа, имеющий противоречивую, а временами и прямо скандальную славу Кен Рассел, сделавший к тому моменту уже немало фильмов темного жанра – изысканную «Готику» (1986), запрещенных в Италии «Дьяволов» (1971), шокирующий «Другие ипостаси» (1980) и «Преступления по страсти» (1984) – неожиданно обращается к экранизации. Он пишет сценарий по книге Брэма Стокера «Логово Белого Червя». Странно, но почему-то этому роману, созданному ирландским гением в 1911 году на пике своего мастерства, не повезло заполучить и десятой доли той известности, какая выпала «Дракуле», произведению, в литературном отношении, в общем-то, более слабому. Возможно, английские любители жанра не оценили эту замечательную книгу по достоинству оттого, что не нашли в ней той захватывающей экзотики, популярной у читателей во все времена, какая интриговала их в «Дракуле».
Может, сюжет показался слишком простым? В конце концов, ну что тут такого: Лэмбтонский червяк, песни о котором поют в пабах? Да, Стокер написал роман по мотивам народных английских легенд и песен (так и тянет добавить: основано на реальных событиях). История Лэмбтонского червя… Кстати, и в романе, и в фильме есть подробные пояснения на этот счет: слово «червь» (worm)… это искаженная версия англо-саксонской формы «wurm», означавшей «дракон» или «змея». Вариации этой формы можно проследить и в других древних языках: «waurms» у готов, «ormur» у исландцев, «wurm» у германцев. И на всех языках значение одно: змий. (Брэм Стокер, «Логово Белого Червя»)
Так вот, история весьма любопытная, существует в разных вариациях, но вкратце такова: юный безобразник Джон Лэмбтон, граф Дарема, выловил в реке червя и бросил в колодец. Забыл о нем, повзрослел и уехал сражаться в Крестовый поход на Святую Землю.
А червячок остался и тоже вырос… в огромного змея. Инфернальное существо, которое невозможно убить – кусок отрежешь, вместо него тут же новый вырастает. Червяк. Он же змий. Он же – Дьявол. Неубиваемый, как человеческие грехи (один убьешь – других нарастет). Такой хитрый древний символ. Этот червяк, разумеется, ничем хорошим заняться не мог, а начал жрать скот и людей. Пока Джон Лэмбтон в своих рыцарских походах прохлаждался и наводил порядок в Палестине, червяк в его собственных владениях терроризировал местных жителей. Пришлось хозяину земель возвращаться и разбираться с нечистью. А как такую гадину убьешь? Только одним способом: быстро-быстро провернув через мясорубку. А так как мясорубок под рукой не имелось – вынужден был граф Джон сам хорошенько помахать мечом. Причем - в воде, чтобы отрезанные куски змея тут же уносила река, и не возродилось мерзкое чудище. За эти подвиги несчастный рыцарь получил в итоге проклятие на свой род по оплошности престарелого папаши…
Ну, да не о том речь. О фильме. Идем назад, к Брэму Стокеру. Действие в его романе происходит в 1860 году – молодой аристократ Адам Сэлтон (а не Лэмптон) приезжает к родне в Англию… Кен Рассел в своем сценарии сократил большинство сюжетных линий романа, убрал массу стокеровских персонажей, кое-кого переименовал и перенес действие поближе к телу современников – наверное, чтоб было страшнее. Или доходчивее? В фильме время действия – «наши дни», то есть 1988 год, год создания фильма.
Молодой шотландский археолог Ангус (Питер Капальди, настоящий шотландец, снимался в сериале «Чисто английские убийства») находит в раскопках возле дома сестер Евы и Мэри Трент необычного вида череп – огромный, вытянутый и с зубами. «Похоже на череп коровы», – беззаботно замечает Мэри (Сэмми Дэвис, сериал «Остаться в живых»). И… девушка права. В смысле – актриса говорит чистую правду: для съемок взяли действительно череп коровы, немного его «улучшили», чтобы было похоже на динозавра – червя. Это первая из киношуток Кена Рассела, щедро рассыпанных по фильму.
Далее страшная картина ужасов продолжается веселой заводной мелодией песни про червя (слова и музыка народные, написаны К. М. Лейманом в 1867 году и слегка подправлены Кеном Расселом для фильма). Это сцена местного праздника в пабе: жители городка традиционно веселятся, разыгрывая легендарную сцену убийства червя. Роль рыцаря-победителя отдана местному аристократу, лорду Джеймсу Дэмптону (а играет его юный, свежий и прекрасный, как молочный поросеночек Хью Грант, еще очень хорошенький, но уже с юмором). Подружка аристократа - Ева Трент (Кэтрин Оксенберг) — изображает на этой вечеринке несчастную девушку, попавшую в лапы отвратительного червя. Червяк сделан из материи и пластика, как китайские драконы на карнавалах – но выглядит действительно пугающе. По сравнению с тем червяком, которого в фильме предлагается считать живым и настоящим, - тот, что в пабе, нисколько не хуже. Сделан примерно из тех же материалов.
Итак, герой убивает червяка, спасает девушку – все смеются и ликуют. Классическая древнегреческая трагедия именно так и начиналась – в прологе зрителю показывали примерно те события, которые намеревались изображать актеры в пьесе. Своеобразный анонс и спойлер.
Кен Рассел сделал то же самое, что древние греки: в этой сцене в пабе он изложил основной сюжет фильма. Но очень ловко, без спойлеров! Потому что на самом деле даже виртуозам, разгадывающим сюжеты сходу, не удастся предсказать ни одного поворота. Удивительно, но это так. Хотя все карты открыты, персонажи с первого появления обрисованы вполне определенно. И тем не менее – внутри каждого из них спрятана тайна, не позволяющая прочитать человека сразу. Тайна – как червячок. Страсти, которые прячутся в своем логове в душе любого человека и вовсе не собираются показываться на свет божий принародно. Выманить их, как белого червя – задача режиссера, с которой он мастерски справляется.
В фильме завораживающе прекрасная музыка, характерная для 80-х. Она то рыдает, то вопит, создавая тягостную и загадочную атмосферу ожидания и ужаса. Спецэффекты присутствуют, но это эффекты совершенно особого рода – эстет (а многие скажут – извращенец) Рассел не стремился к реалистичности. Наоборот: своими странными, калейдоскопичными, отрывистыми – клиповыми – картинками он как будто напускает на зрителей веселящий газ, наркотик. И они, минуя глаза, попадают напрямую в мозг в виде дурманящих разум кошмаров, эротических видений и снов.
А потом картинка вдруг меняется – и зритель попадает опять в добрую старую Англию, с ее типичными пейзажами, вечно дурной погодой, в этот тесный, вещественный, уютный мирок таких близко знакомых между собой обаятельных людей… Но почему-то от каждого из этих обаяшек начинаешь ждать подвоха. Странные они все какие-то. Вроде бы и понятные, обычные люди, как все. А с другой стороны: почему они такие? Такие… милые, но страшные. Такие забавные, но пугающие. Что-то в них во всех есть… нечеловеческое!
Абсолютный успех фильма – образ леди Сильвии Марш (Аманда Донахью). Исключительно запоминающаяся роль, хотя, наверное, на нынешний вкус, уже не однажды переигранная, скажем, Шэрон Стоун в «Основном инстинкте» или Ким Бейсингер в «Окончательном анализе»… Но это уже совсем другие истории.
В роли опасной женщины-вамп, тайной служительницы древнего культа, обладающей нечеловеческой сущностью, много условности и фантазии и в то же время – объемной, бьющей в нос, естественной сексуальности конкретной женщины. Даже то, что эта леди Сильвия временами смотрится смешно, делает ее образ более живым и достоверным.
Вообще удивительно много забавных моментов в фильме. Особенно хорош и уместен всегдашний актер маленьких ролей толстячок Пол Брук – с решеткой на голове выползающий из подвала, подобно кобре из плетеной корзины, и танцующий змеиные танцы под действием шотландской волынки. Если кто любит звуки шотландской волынки – вот вам еще одна причина посмотреть фильм.
А помимо них там есть очень много всего. И даже… сам Кен Рассел?! Не удалось отыскать информацию ни в одной энциклопедии кино, но, думается, что странный дворецкий аристократа Джеймса Дэмптона, этот жирный старикан с пугающе хитрым прищуром глаз, на вид невозмутимый и добренький – что-то есть в нем очень подозрительное. По глазам видно - в этом логове черви водятся наверняка!
А что он такого сделал? Сам дворецкий ничего ужасного в фильме так и не натворил – но ведь Кен Рассел не написал его имя в титрах! Так, может, все-таки это он?
Самый главный злодей. Похож – не похож… Он или не он?
Любишь загадки? Отгадай. Поиграй в червя с творцом этой феерической картины. Будет интересно.
Страх в фильме присутствует, но это не страх типичного ужастика, когда сидишь и вздрагиваешь, прикрывая то глаза, то уши. А потом выходишь из кино на яркое солнце и уже не помнишь, о чем был фильм. Нет, здесь все иначе. Под шуточки и разудалые песенки о червяке некоторые ядовитые картинки-образы влезут в голову и застрянут там на годы. И какие именно - предсказать невозможно. Это зависит уже от собственных червяков, которые либо есть, либо заведутся и вырастут после просмотра.
Фильм «Логово Белого червя» так и остался единственной попыткой экранизации одноименного романа Брэма Стокера: уже за одно это стоит благодарить Кена Рассела и его кинематографическое чутье. Возможно, фильм спасет роман от несправедливого забвения. Если, конечно, кто-то спасет от того же и сам фильм...
Академия фантастического кино, фэнтези и фильмов ужасов США номинировала картину на свою премию «Сатурн» – вернее, актрису Аманду Донахью и костюмы… Но от провала в американском прокате это не спасло: фильм заработал на миллион долларов меньше своего бюджета. И все же эта спорная и не любимая критиками картина чем-то цепляет… Каким-то червячком западает в душу. Единственное условие: если смотреть, то только в хорошем качестве и с хорошим переводом.
1 Мельник 03-06-2013 12:33
Вроде неплохо, есть что-то необычное в этом фильме, может, посмотрю в один из вечерков. А то до романа руки наверняка не дойдут.
2 Dee-Dee 29-05-2013 14:34
Не лучший фильм Рассела, но тем не менее очень приятный.
3 saga23 20-05-2013 13:44
Не буду спорить, фильм посмотреть разок можно. Но очень наивно всё. Даже в прошлые , скудные, времена не показалось особенно оригинальным и необычным. Наивняк!
4 Satampra 20-05-2013 13:14
а экзотики в книге пожалуй еще больше чем в Дракуле
но недаром Лавкрафтом считал Стокера бедным стилистом, это и нагромождение
стандартных злодейских образов в то время как одной леди хватило бы сполна.
Рассел почувствовал это и оставил от романа самое интересное.
5 delfin-mart 20-05-2013 13:23
Может быть. Мне эта книга кажется недооцененной по сравнению с Дракулой.
6 Satampra 20-05-2013 13:11
люблю этот фильм
в разы лучше книги.
7 delfin-mart 20-05-2013 13:20
Фильм, конечно, современнее и юмора в нем больше. Фильм хорош, но мне и книга тоже нравится. Они параллельно существуют, мне кажется.
8 Provod 20-05-2013 01:27
Смотрел я это кино в детстве. Поэтому, наверное, могу вспомнить там ничего страшного)
9 Provod 20-05-2013 01:28
Да что такое, спать пора. Печатаю что попало. "Не могу вспомнить", конечно же.